Спасти российского гражданина

Выступая на "Рашетудэй" министр Лавров заявил (можно, кстати, заценить его английский), что Россия никогда не отрицала, что направила на границу с Украиной дополнительные войска, и добавил, что "если интересы российских граждан будут напрямую нарушены", ответ будет дан "в соответствии с международными нормами". Вот тут-то все и заволновались. Потому что он не сказал, каких таких российских граждан имеет в виду и где именно их спасать. 

Вообще, это продолжается эпизод, начавшийся со Славянска ("пасхальный инцидент"). Лавров на "Раше" будет в хронологическом конце, а началось все 21 апреля. По поводу Славянска Лаврову все было ясно немедленно. По его словам, "власти Киева ничего не делают, чтобы устранить причины, которые лежат в основе нынешнего украинского кризиса". Пояснение было таким: там продолжаются нападения "вооруженных боевиков в масках, действующих абсолютно беспощадно, бессмысленно, открывающих огонь без предупреждения. В этих действиях просматривается желание спровоцировать гражданскую войну".

Ну, в общем, логика есть, нюанс в том, кто именно эти провокаторы. Для Лаврова вопроса не было: «Все указывает на то, что киевские власти не могут, может быть, не хотят контролировать экстремистов, которые продолжают "заказывать музыку"». Конкретно: «"Правый сектор" уже почти полгода хозяйничает в различных городах центра и запада Украины, пытается свое влияние распространить и на восточные регионы, используя силовые методы». Проблема Лаврова была в том, что тема участия "Сектора" была зафальсифицирована не слишком-то умело. Скажем, визитки Яроша, которые там волшебно отыскались, были напечатаны с банальной ошибкой.

Но такие штуки Лаврова не волнуют. Дальше он сообщил, что – он считает - основное доказательство участия РФ в событиях на востоке Украины "это наличие российского оружия в зонах конфликта. Это смехотворный аргумент - там другого оружия и не было". Ну вот не единственный это аргумент, к тому же – оружие бывает разных модификаций, вот там и были замечены инструменты, которые стоят на вооружении российской армии, но "остаться там" никак не могли, они новые — что, собственно, наблюдателями и отмечалось.

Но это Лаврову не важно, ему надо было сказать (да, дело было на пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел Мозамбика Балое), что "Киев затягивает конституционную реформу", а также — это столь же загадочно относится к российской компетенции — что "заявления Киева о том, что женевские договоренности не распространяются на "майдан", неприемлемы". Хотя Майдан сейчас сложно отнести к акции, в которой люди что-то захватили и требуют референдума. 

Лирическое отступление: Женева и соглашения

Ну вот, Женева. Там министры иностранных дел России, Украины, США и ЕС на переговорах в Женеве подписали Заявление по урегулированию ситуации в Украине. Вообще, энтузиазм по этому поводу выглядел не так, чтобы осознано: это унылые договоренности,  ни разу не инструментальные. Вот, например, даже о Крыме ничего.

Было похоже, что Западу этот документ не более, чем тест, чтобы понять нынешние намерения России, а потом уже и строить дальнейшую линию поведения. Обама тогда сказал, что соглашение предлагает перспективу деэскалации, но вопрос в том, будет ли Россия продолжать влиять на тему "подрыва усилий по восстановлению порядка в Украине". Уже сразу он сообщал, что обсуждает с союзниками следующие санкции против России - учитывая предыдущие действия России, он был настроен скептически.

От ЕС тогда выступила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Эштон. Ну, там были протокольные слова: "Нашим главным приоритетом было сосредоточиться на деэскалации, и вместе мы договорились о некоторых конкретных шагах, которые можно сделать немедленно. Слово "немедленно" крайне важно в этом контексте".  Впрочем, она и не попыталась уточнить, какой временной отрезок имеется в виду по ее "немедленно" – в самом деле. В самом документе  даже не было упомянуто время реализации. Не были названы и последствия, которые возникнут в случае их невыполнения. Была лишь зафиксирована ситуация по состоянию на четверг. То есть, никто на Западе и не считал договоренности инструментальными, годящимися для урегулирования ситуации в целом. 

Лавров, Славянск и далее

Теперь дальше и сразу же следующий нюанс: Лавров говорит о киевской власти, но в чем тогда видит свои обязательства Россия (в связи с Женевой?). Из уже сказанного им следует, что женевское заявление он понимает так, что все требования относятся только к Украине, а Россия подписала документ как страна, контролирующая процесс. То есть, тут уже вполне была и дальнейшая тактика: использовать женевские  соглашения так: все, что происходит на территории Украины – это ответственность  украинских властей. Соответственно, можно производить что угодно, отвечать за последствия полагается Украине.

Те же и США

После этого Лаврову позвонил Госсекретарь США Керри и "призвал Россию принять конкретные меры для выполнения женевских договоренностей, в том числе открыто призвать сепаратистов покинуть незаконно занятые здания и блокпосты, пойти под амнистию и решать волнующие вопросы при помощи политики". Иначе говоря, Керри не воспринял всерьез заявления Лаврова о том, что за тот же Славянск отвечает Украина.

Мало того, Керри добавил, что "недавние заявления России, бросающие тень сомнения на приверженность Украины женевским договоренностям, не соответствуют действительности". Единственный вариант выхода из ситуации, возникшей после Славянска и заявлений Лаврова, Керри видит в том, чтобы Россия как можно быстрее назначила" дипломата высокого ранга, который бы работал с миссией ОБСЕ на востоке Украине, чтобы дать сепаратистам понять, что Москва поддерживает договоренности и стремится к деэскалации".

В тот же день вице-президент США Байден в заявлении для прессы после переговоров с Яценюком в Киеве (да, он приехал в Киев) сообщил, что в случае продолжения поддержки Россией лиц, занявших административные здания на востоке Украины, Россия попадет в еще большую международную изоляцию. Его понимание ситуации выражено во фразе: "Мы хотим, чтобы Россия не поддерживала людей, которые прячутся за масками и одеты в военную униформу, и которые захватывают здания на востоке страны, и мы хотели бы сказать, что более провокационное поведение России приведет к большей изоляции".

В качестве выхода из ситуации он предлагает то же самое, что и Керри, иначе говоря – это согласованная идея США: "Сейчас время для России начать действовать…. Необходимо, чтобы представители России присоединились к наблюдателям ОБСЕ, которые сейчас находятся на востоке Украины для выполнения "женевских договоренностей", освобождения зданий, разоружения, обеспечения амнистии".

Вообще-то, идея о присоединении России к миссии ОБСЕ не выглядит чрезвычайно жесткой, но для  России-то она означает необходимость признать, что Лавров вводил всех в заблуждение, а в Славянске действовали российские силы.  Ну, было понятно, что никакого ОБСЕ не будет, а будет что-то другое.

Соовтетсвенно, вот оно и другое: Лавров на "Рашетудэй" переключился с Украины на обвинения США в "нежелании уступать в геополитической битве". Вечная тема, сама надежность. В этой связи Лавров перевел разговор на то, что "войска РФ участвуют в регулярных учениях" на границе с Украиной, на что имеют полное право. При этом добавил, что "если интересы российских граждан будут напрямую нарушены, я не вижу другого выхода, кроме как ответить в соответствии с нормами международного законодательства". Ну вот да: открывая возможность варианту, когда войска будут введены по требованию какого-нибудь живущего на Украине российского гражданина.

Тут же и США. Лавров заявил, что на Украине обнаружены запасы американского оружия и (уже в очередной раз) сообщил, что "есть несколько сотен частных военных организаций под названием Greystone, которые прибыли на Украину из Америки". Затем и последовал вывод о том, что "Украина - лишь одно из проявлений нежелания Америки уступать в геополитической битве", после чего Лавров сообщил, что "дело - не в Украине" и перешел к перечислению грехов США в Сирии, по ядерной программе Ирана и так далее. Главная мысль была такой: "Каждый раз, когда мы заключаем какие-то соглашения, американцы начинают обвинять кого-то другого в умышленном затягивании процесса или, что ещё хуже, начинают выдвигать новые требования, не соответствующие достигнутому консенсусу. Вот что они делают сейчас в Женеве".

Вообще, про США у Лаврова тут все понятно, но вот почему он не ответил по поводу участия в миссии ОБСЕ? Это ж не американская организация. Ну и в итоге Лавров просто тянет паузу, а уж как именно Россия собирается выходить из всей этой истории, не видно ни разу.  Дело-то не в Украине, а то.