Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 08:52
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Равнение на оборонку

Денис Мантуров и Дмитрий Рогозин
Денис Мантуров и Дмитрий Рогозин
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что уже в мае будет сменен руководитель Объединенной судостроительной компании (ОСК). «Смена будет. С 1 мая, думаю, не успеем просто физически. В мае точно будет», — заявил глава Минпромторга, при этом отказавшись называть имя нового руководителя.

Объединенная судостроительная корпорация была создана в марте 2007 года — президент Владимир Путин подписал специальный указ, в соответствии с которым в новую структуру вошли все активы государства в судостроении — ФГУПы после акционирования, а также пакеты акций в частных компаниях.

ОСК постоянно не везло с руководством — за семь лет в корпорации сменилось пять президентов. Последняя смена главы компании произошла после того, как ровно год назад, в апреле 2013 года, вице-премьер Дмитрий Рогозин возмутился задержкой при строительстве верфи «Звезда» в Приморье, а также «мутными, перекрестными схемами совладения», через которые по заявлению вице-премьера, корпорация контролирует судостроительный завод «Лотос» под Астраханью.

После выступления Дмитрия Рогозина своего поста лишился президент ОСК Андрей Дьячков, который возглавлял компанию всего десять месяцев. О том, что новым президентом станет Владимир Шмаков, который до этого был первым замгендиректора Уралвагонзавода, стало известно в конце мая — то есть новый руководитель в своем кресле продержался больше предыдущего, но все равно меньше года.

 
Владимир Шмаков

О грядущей отставке Владимира Шмакова газета «Ведомости» написала еще в конце марта. Официально тогда эту информацию никто не стал подтверждать, впрочем заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов заявил изданию, что руководство ОСК систематически не исполняет решения совета директоров. Он пообещал уже в ближайшее время применить все меры, которые допускает Трудовой кодекс — очевидно, на выполнение всех формальностей ушло около двух месяцев.

По словам источника «Ведомостей», главная претензия к Шмакову состоит в том, что он так и не смог сосредоточить все реальные рычаги руководства предприятиями в центральном офисе ОСК. В корпорации обострилась борьба между различными группами влияния, вице-президенты ведут друг с другом аппаратную борьбу, а Шмаков самоустранился от принятия решений.

На место руководителя Объединенной судостроительной компании прочат губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Губернатор до 2011 года был директором калининградского завода «Янтарь», который является частью ОСК, а еще раньше — заместителем директора завода «Звездочка» в Северодвинске.

 
Северодвинский завод «Звездочка». Фото: nsgorod.ru

Несмотря на то, что вероятный будущий президент ОСК имеет опыт работы только на верфях, которые занимаются выполнением оборонного заказа, основной его задачей может стать создания в России базы для строительства гражданского флота.

Сейчас основную часть контрактов ОСК получает от оборонного ведомства. Правительство также считает, что в России необходимо производить шельфовую технику, хотя при отсутствии современных разработок и нехватке мощностей проще было бы закупать все за границей.

Однако во время создания Объединенной судостроительной корпорации предполагалось, что она будет выполнять и оборонные, и гражданские заказы. Одной из задач ОСК виделось строительство гражданских судов для освоения Арктики.

Сегодня практически ни одна верфь в России не в состоянии построить сначала и до конца современный промысловый корабль. Можно сказать, что последний спроектированный и построенный «под ключ» рыболовецкий сейнер-траулер был произведен в России в конце 1980-х годов, в лучшем случае именно на этом уровне осталась производственная и инженерная база. И если современные военные корабли российские судостроители еще в состоянии строить, то речи о сейнерах-траулерах уже не идет.

 
Рыболовецкий флот. Фото: news.mail.ru

Впрочем, даже тот рыболовный флот, что находится в собственности российских компаний, зачастую продает рыбу в иностранных портах. Происходит это даже не из-за коммерческой выгоды, и уж тем более не из-за нелюбви к Родине, а из-за административных барьеров. Для экспорта рыбы компании достаточно собрать один пакет документов, который является достаточным и для российских чиновников, и для иностранных покупателей. Вступление России в ВТО заставило правительство снизить экспортные пошлины на рыбу, что еще более упростило вывоз. Продажа рыбы на внутреннем рынке осложнена необходимостью сбора гигантского количества разнообразных сертификатов, свидетельств, справок и прочих документов. В итоге выловленную в Тихом океане сельдь выгодней продать не в России, а в Корее, Японии или Таиланде.

Между тем российские рыболовные компании сейчас активно заказывают новые суда на верфях Европы и Азии, эти деньги могли бы оставаться в России. Новое рыболовное судно океанского класса может стоить до нескольких десятков миллионов евро — деньги, конечно, не сравнимые с военными кораблями, зато таких судов можно строить намного больше. Суда прибрежного класса стоят в десятки раз меньше и все-таки могут производиться в России, но часто их все равно дешевле закупать в Китае или странах Восточной Европы.

В теории Объединенная судостроительная корпорация могла бы занять нишу производителя рыболовного флота. В случае некоторой помощи правительства российские верфи получат многомиллионные контракты на строительство десятков новых судов — вопрос только в том, смогут ли они их выполнить.

В правительстве обсуждается в связи с этим введение так называемых «квот под киль». Дело в том, что право на вылов рыбы в различных участках мирового океана — квоты — не принадлежат рыболовным компаниям, а предоставляются им правительством на некоторый срок. В 2008 году они были распределены на 10 лет и довольно скоро, в 2018, срок действия договоров закончится.

Суть идеи «квоты под киль» заключается в том, что рыболовные компании получат квоты только в обмен на размещение заказов на отечественных верфях — что должно стимулировать развитие рыболовного судостроения. Это, в свою очередь, в теории приведет к удешевлению строительства судов в России и к скорому обновлению всего флота.

 
Станислав Никаноров

В разговоре с «Полит.ру» депутат Мурманской областной думы, заместитель председателя постоянного комитета по рыбохозяйственному комплексу Парламентской ассоциации Северо-запада России Станислав Никаноров рассказал, что большие проблемы испытывает рыболовный флот в Калининграде — там вместо модернизации фактически используются только оставшиеся с советских времен ресурсы. Рыболовные флоты на Севере и Дальнем Востоке поддерживаются в достаточно хорошем состоянии.

По словам Никанорова, российские судостроители не делают вообще ничего, чтобы стимулировать российских рыболовов размещать заказы на российских же верфях. Российские верфи загружены заказами Министерства обороны, пассажирского и транспортного флота, средние и крупные рыбопромысловые суда для российских компаний строятся исключительно за рубежом.

Никаноров уверен, что самое лучшее, что может сейчас сделать правительство — не стимулировать российских рыболовов размещать заказы на отечественных верфях, а добиваться сохранения и увеличения квот на вылов рыбы в различных участках мирового океана. Для этого необходимо активно работать на межправительственном уровне, поддерживать научные экспедиции, сотрудничать с международными научными институтами — это все стоит достаточно дорого и частные компании не готовы тратить на это деньги.

Все последнее время ОСК действительно все дальше отходила от гражданского судостроения. Ходили даже разговоры о передаче дальневосточных предприятий ОСК под управления консорциума из «Роснефти» и «Газпрома» — именно эти компании размещают значительную часть заказов на дальневосточных верфях.

Уход ОСК из гражданского судостроения в целом понятен — невозможно на одних и тех же верфях производить и военные корабли, и технику для «Роснефти» с «Газпромом», и рыболовные сейнера-траулеры. Логика подталкивает к некоей специализации, это позволит наладить процесс проектирования и строительства на должном уровне.

Без ответа остается вопрос о том, готово ли государство отказаться от стимулирования отечественного рыболовного судостроения, особенно в свете грозящих санкций со стороны стран Запада.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

08:50 Минобороны назвало атаку на российский госпиталь в Сирии «хладнокровным убийством»
08:27 Глава «Нафтогаза» перечислил условия закупки газа у «Газпрома»
08:10 Китай потребовал от Великобритании «не отравлять атмосферу» в ООН
07:57 Выборщик из Техаса решил не отдавать свой голос за Трампа
00:57 Госдеп осудил удар по российскому госпиталю в Сирии
00:35 Премьер Турции выразил надежду на отмену виз с Россией
00:00 Россия заблокировала резолюцию по Сирии в Совбезе ООН
05.12 23:53 Нью-Йорк попросил у Обамы 35 млн долларов на охрану Трампа
05.12 23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
05.12 23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
05.12 22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
05.12 22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
05.12 22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
05.12 21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
05.12 21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
05.12 21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
05.12 21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
05.12 20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
05.12 20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
05.12 20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
05.12 20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
05.12 20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
05.12 19:44 Фигурант дела о «крымских диверсантах» отказался от показаний
05.12 19:44 WikiLeaks выложил в сеть переписку зятя Эрдогана
05.12 19:25 86 бывших депутатов не съехали со служебных квартир
05.12 19:13 «Мемориал» признал блогера Соколовского политзаключенным
05.12 19:01 Белый дом подтвердил встречу глав США и Японии в Перл-Харборе
05.12 18:44 Формирование правительства Свердловской области практически завершено
05.12 18:40 Путин подписал закон о штрафах за недопуск газовиков к проверке плит
05.12 18:28 Путин поручил создать орган власти по адаптации мигрантов
05.12 18:23 ФАС предложила запретить госкомпаниям покупать акции коммерческих фирм
05.12 17:55 В Алеппо умерла вторая сотрудница российского госпиталя
05.12 17:53 Путин вошел в тройку людей года по версии читателей Time
05.12 17:33 Инженеры выяснили причину перегрева Galaxy Note 7
05.12 17:27 Европа определилась с приоритетами в космических исследованиях
05.12 17:13 В разбившемся в Югре автобусе мог пропасть видеорегистратор
05.12 17:09 Кировский суд отказал в возвращении дела «Кировлеса» в прокуратуру
05.12 16:51 Чечня пообещала добиваться увеличения бюджетных дотаций
05.12 16:37 Путин пригласил избранного президента Узбекистана в Россию
05.12 16:26 Медведев решил «ограничить аппетиты» чиновников при госзакупках
05.12 16:08 Ливийские военные освободили Сирт от ИГ
05.12 16:01 Шувалов сообщил об изменении условий поддержки ипотеки
05.12 15:47 Минобороны подтвердило гибель в Сирии российского медика
05.12 15:41 Песков прокомментировал потерю второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
05.12 15:25 Дадина перевели в колонию в Кировской области
05.12 14:49 СМИ сообщили о гибели в Алеппо российской медсестры
05.12 14:47 Дело о ДТП в Югре передано Главному следственному управлению СКР
05.12 14:41 В конце дня шахматисты склонны к более рискованным ходам
05.12 14:32 Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев
05.12 14:29 Минкомсвязи обсудит с прокурорами зарплату главы «Почты России»
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.