Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 13:16
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Алексей Толочко

«Надо научиться воспринимать свою историю как самостоятельную величину»

"Меня всегда удивляет, почему люди интересуются тем периодом, о котором почти ничего не известно, оставляя в стороне те века, о которых мы знаем гораздо больше"
"Меня всегда удивляет, почему люди интересуются тем периодом, о котором почти ничего не известно, оставляя в стороне те века, о которых мы знаем гораздо больше"
Фото Н. Деминой

Серию интервью с украинскими учеными продолжает первая часть интервью с Алексеем Толочко, известным историком-медиевистом, доктором исторических наук, членкором Национальной академии наук Украины, старшим научным сотрудником Института истории НАН Украины. Беседовала Наталия Демина.

См. также:

Если человек хочет узнать историю Киевской Руси, о самых последних выводах и изысканиях,  о том, сейчас ученые знают наиболее твердо… Посоветуйте какой-нибудь очерк, популярную книгу или статью.

Честно говоря, я не знаю ни одного целостного популярного очерка ни в России, ни на Украине сейчас.

А на Западе?

На Западе есть хорошая книга двух авторов Саймона Фрэнклина и Джонатана Шефарда «Начало Руси». Это очень хорошая книга в одном томе, она вышла, кажется, в середине 90-х. Есть несколько книг Игоря Николаевича Данилевского, он – блестящий лектор и чудесный популяризатор, очень серьезный исследователь «Повести временных лет». Его книги выросли из лекций по истории Средневековой Руси, потом XIII-IV веков (речь идет о книгах: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): курс лекций. М., 1998 (2-е изд. 2001); Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.): курс лекций. М., 2001 - "Полит.ру"). Эти два тома могут быть очень полезны. Причем, у Данилевского дана не сколько сумма сведений, сколько сумма проблем и разговоров, как можно на это смотреть, что об этом можно сказать, как можно думать о том или ином событии, явлении или процессе.

Вы сами задумывались о том, чтобы написать научно-популярную книгу?

Мы с моим отцом Петром Толочко в 1998 году издали небольшую книгу – «Киевская Русь». Институт истории НАН Украины издавал серию книг из 15 томов – «Украина сквозь столетия», где более-менее важные периоды описывали разные авторы. Это не систематическая история, написанная одним коллективом или одним человеком, это 15 научно-популярных  книг. Они изданы на украинском языке.

А перевести книгу бессмысленно? Она уже устарела?

Думаю, что нет, ее можно было бы перевести, но надо, чтобы какое-то издательство заинтересовалось. Видите ли, у нас как-то с книгоизданием на Украине немножко по-другому обстоят дела, чем в России где, судя по всему, издание научно-популярных книг стало очень серьезным бизнесом. К сожалению, на Украине пока не так. Огромная страна, 46 миллионов населения, а тиражи книг ничтожны. Хорошая научно-популярная книга выходит тиражом в тысячу экземпляров.

Вам кажется, что это, потому что нет денег у издателей или нет интереса людей?

Трудно сказать. Я пытаюсь расспрашивать, в чем дело, но пока не получил точного ответа. Книг нужно столько, сколько и туалетной бумаги - это зависит от количества населения, потому что каждый человек в какой-то момент своей жизни должен читать какую-то книгу. Если 46 миллионов людей, то кто-то из них должен что-нибудь читать. Потому что иначе мы не можем себе представить, как издают книги в Норвегии, где около 5-ти миллионов населения, и в Голландии, где 8 миллионов. Там, с нашей точки зрения, книги не могут существовать вообще, ведь численность населения очень мала.

Но у нас тиражи меньше, чем в Норвегии. Я не знаю, с чем это связано, может быть, с тем, что здесь – это не бизнес, а скорее культуртрегерская деятельность, частное дело авторов и энтузиазма издателей. С тем, что нет сложившейся рекламной и маркетинговой системы. Может быть, иногда книги надо даже навязывать людям, они могут даже и не знать, что существует такая книга, они могут не знать, где ее купить. Книги выходят во Львове - мы о них не знаем, друзья могут привезти, тогда узнаешь. Книги выходят в Киеве - в Харькове о них не знают. То есть в стране нет системы, которая сопровождает написание и издание книги. Ведь написать и издать книгу – это, в общем, наверное, только полдела. Еще полдела сделать ее доступной читателю и объяснить ему, что стоит ее прочитать.

Моя гипотеза, что проблемы с количеством научно-популярной литературы связаны именно с этим. Не потому что у нас нет хороших авторов, не потому что у нас люди нелюбопытные - это же европейская страна. В советское время население Украины в целом было даже образованнее, чем население России. Так что здесь образованный слой людей не мог исчезнуть так быстро, в то время, как сохранился в России.

А вас занимают какие-нибудь исторические персонажи Древней Руси? Есть ли, например, какое-то личное представление об Александре Невском?

Александр Невский меня, честно говоря, не занимает. Я понимаю, почему он занимает русских, - исторически.

Идут споры, одни говорят, что он не такой уж положительный герой… Другие же считают, что он служил монголам, чтобы потянуть время и дать возможность русской нации восстановиться.

Спор из-за фильма Эйзенштейна очевидно…

Я недавно была во Владимире  и ужаснулась, когда увидела там на выставке документы, что он дал приказ репрессировать тех, кто отказался участвовать в монгольской переписи. Меня это так потрясло. Просто от незнания.

В общественном сознании Александр Невский отразился в образе персонажа, который гордо защищает русскую землю от всяких захватчиков. И потом говорит «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Там и до сих пор можно купить меч.

Один мой знакомый даже сравнил недавно поведение Фортова, президента РАН, с Александром Невским. Его сейчас многие критикуют за слабость, за то, что он плохо противостоял реформе Академии наук, а один человек из РАН мне сказал: "Помните Александра Невского? Он 20-30 лет служил монголо-татарскому хану, чтобы выросли мальчики (мужчин же не было, почти всех перебили), которые смогли бы сражаться с монголо-татарами". То есть один миф порождает другой.

Я не сторонник таких «легких» параллелей, таких буквальных. Видимо, речь идет о конформизме.

Может быть, не конформизм, а какая-то такая тонкая личная стратегия?

Понятно, почему Александр Невский сейчас важен для русского самосознания. Потому что он затрагивает очень важную русскую идею, к какому миру принадлежит Россия. То ли это мир европейский, западный, то ли это мир евразийский и восточный. И, соответственно, нынешняя идентификация россиян очень сильно учитывают эту дихотомию, к какому миру принадлежит Россия, от какого мира стоит защищаться. Условно говоря, воевать с немцами и поддаваться Орде, или воевать с Ордой и поддаваться немцам.

Александру Невскому выпало жить в очень плохое и сложное время, когда государство рухнуло, потому что монгольское нашествие, что бы о нем ни говорили, было катастрофой, которая,  в общем, прекратила существование того мира Киевской Руси, как мы его знаем. В середине XIII века всё это рухнуло, и остались одни осколки, Киева не было, он лежал в руинах, Чернигов – в руинах, Переяслав не возродится потом еще многие столетия, была затронута сердцевина государства, самые богатые, самые престижные, густонаселенные районы. И вот остались какие-то осколки – Новгород, Владимир, Волынь, Галич. Поэтому люди, оставшиеся на руинах, выживали благодаря своей стратегии поведения, выживания.

Понятно, что надо было находить общий язык с новыми властителями, с Ордой. Александр Ярославович Невский должен был с ними взаимодействовать, так делал его отец, так делали его кузены из Галича и Волыни, они тоже ездили к монголам и тоже кланялись, и тоже просили ярлык на княжение. Так что в этом смысле его поведение не было чем-то уникальным. Другое дело, что часто вокруг таких исторических персонажей накапливается историческая мифология. Люди иногда бывают обескуражены, столкнувшись с тем, что мифология не во всем соответствует тому, что мы можем сказать.

На Украине такой персонаж – Даниил Романович Галицкий, о котором сложено множество легенд. Основатель Галицко-Волынского государства, современник Александра Невского, король. Ему Папа Римский корону прислал. Он был умелым руководителем, правда, при более тщательном рассмотрении оказывается сомнительным персонажем. Как только приходили монголы, он драпал либо в Польшу, либо в Венгрию, потом возвращался, когда становилось получше. Чтобы получить право на княжение, ездил к Батыю.

Есть знаменитый эпизод в Галицко-Волынской летописи, немножко литературный, но все же передающий смысл. Ему Батый предлагает кумыс, и он пьет кумыс, и летописец замечает: «Боже, что случилось, ведь он был князем в русской земле. А этот на коленях сидит, кумыс пьет и холопом себя называет». Но, в общем, для него все хорошо закончилось, он вернулся.

А был третий их современник, чуть постарше, Михаил Черниговский. Он был из Черниговской династии, он правил Киевом перед самым татаро-монгольским нашествием, поэтому тоже удрал от всех, но потом вернулся и поехал в Орду. Он решил, в отличие от Александра Невского и Даниила Романовича, не быть конформистом, а громко провозглашать какие-то свои истины, и его монголы убили. Он, правда, стал святым, очень почитаемым сейчас церковью.

Есть разные судьбы, и все альтернативы выбора – в судьбах таких героев. Кто и как свой выбор делал и как себя вел в разных ситуациях. Есть пример и героизма, и конформизма.

Над чем вы сейчас работаете?

Я заканчиваю книгу ровно о том, о чем мы с вами говорили - о началах, о том, как это все возникло. И эта книга должна очертить то, что мы можем сказать, помимо летописи Нестора, помимо «Повести временных лет», которая переполнена красивыми рассказами, как Олег ходил на Константинополь, как он поставил свои корабли на колеса и «аки посуху двинулся на Константинополь», и греки ужаснулись и предложили ему мир, как он щит на воротах Царьграда прибивал. И всякое тому подобное: как он от укуса змеи умер, которая из черепа его коня вылезла - все поэтическое, мы к этому привыкли, и это уже стало частью нашей культуры.

Историки могут сказать, основываясь не на поздней летописи, а на более или менее современных и достоверных источниках, каковыми являются археология, некоторые сведения византийские, арабские, латинские, каковы есть договоры с греками.

Что это было, как это начиналось, начиналось ли это как государство? Или это была (как мне кажется) все-таки торговая кампания?

Русы - скандинавы, которые пришли в Киев, которые обнаружили себя на краю степи. Дальше начинались какие-то непонятные кочевые дороги. А дальше за ними лежали море, Византия. А Византия – это Римская империя, Константинополь, почти миллионный город, совершенно немыслимый в Средневековье. Там престиж, богатство и так далее.

Как они пробивали себе этот путь к блеску и славе Константинополя и Византии. Как им, благодаря налаженным постоянным торговым экспедициям (торговали они, судя по всему, рабами, это была работорговая кампания), удалось здесь закрепиться, ну и затем постепенно начать осваивать ту территорию, которая лежала вокруг.

Таков сюжет той книги, которую я должен в скорости закончить.

Когда она должна выйти. Уже в этом году?

Посмотрим.

На русском, на украинском?

Она выйдет на Украине на русском, может быть, в издательстве Laurus. Так что она будет доступна для русского читателя.

Будем ждать, это очень интересно. Я занимаюсь организацией публичных лекций и помимо биологии, астрофизики и лингвистики, горячий  интерес людей вызывает история наших корней, средневековая история, древняя история Руси.

Это важно, но, честно говоря… Возможно, я скажу сейчас вещь, которую историк не должен говорить, но меня всегда поражал интерес людей именно к древней истории. Люди сфокусированы на началах, на истоках той грани, до которой еще ничего не было и после которой все началось. Хотя между нами и этой гранью лежит одиннадцать веков потрясающей, драматической, фантастической истории, гораздо более достоверной, чем туманная история IX века. XIX век насколько интересен! XX век травматичен, и понятно поэтому, что он специфичен.

Меня всегда удивляет, почему люди интересуются тем периодом, о котором почти ничего не известно, оставляя в стороне те века, о которых мы знаем гораздо больше. Какой трагической и драматической, но очень интересной была история Украины в XVII веке...

В том, что мы видим, что сейчас происходит в стране, вы видите какое-то повторение пройденного, но уже новом витке? Мои собеседники в Киеве говорят, что украинцы всегда оппозиционно относились к власти, а в России, наоборот, скорее любят власть, чем оппозицию. Есть какие-то вещи, которые говорят о том, что нынешняя ситуация на Украине сейчас не уникальна, что такое было раньше?

На Украине никогда не умели говорить о собственной истории  безотносительно России. Вот эта странная черта - непременно говорить «а вот в России так, а у нас этак…». Плохая привычка и болезненная, потому что она свидетельствует о некоей всё еще несамостоятельности мышления. Нам приятно, если у нас что-то лучше, чем у России, а если хуже, то, конечно, виновата Россия.

И даже такие вещи, как ныне происходящие на Майдане (беседа состоялась еще в период Майдана - "Полит.ру"), соотносят с тем, что в России: «Мы любим свободу, а русские с монгольских времен свободу не любят, они любят власть и государство». В последние 20 лет такое противопоставление звучит очень часто, обостряясь в период кризисов.

Надо научиться воспринимать свою историю, свою страну и свое государство как самостоятельную величину. Не только потому, что это не Россия, и тем уже хорошо. Не только потому, что это иначе, чем в России, и поэтому тоже хорошо. А потому, что это есть, и это наша страна, это наше государство и что-то с ним надо делать.

Что делать, не знаю. Это, может быть, звучит довольно пессимистично. В отличие от тех людей, которые на Майдане, у меня пессимистический взгляд, потому что это уже третий раз повторяется. Третий раз за последние 400 лет Украине выпадает шанс самостоятельно взять историю в свои руки...

А можно датировать предыдущие возможности?

Первый этап – середина XVII века, это период казацких освободительных войн, Богдан Хмельницкий. Это тогда, когда Украина эмансипировалась от Речи Посполитой, пыталась выбрать какой-то способ жизни, потом соединилась с Московским царством. Но на этом же дело не закончилось, после него было двадцать лет украинской истории, которая называется Руина. Это более или менее то же самое - возникают три гетьмана, которые между собой начали враждовать. Один ориентировался на Москву, другой – на Варшаву, еще какой-нибудь Петр Дорошенко – на Стамбул. Между ними идут войны, которые разоряют страну дотла.

И кончается это?..

И кончается это только в начале 70-х годов.

А чем кончается? Малороссия все-таки становится частью России?

Кончается это довольно печально, потому что из той казацкой страны, которая вышла из Речи Посполитой, осталась только Малороссия на левом берегу. В результате этих разборок украинцы многое потеряли.

Второй раз это было в начале XX-го века, после революции 1917-го года, когда возникла Украинская народная республика. Тот же самый сценарий: возникает Центральная рада, ее свергает гетман Скоропадский, его свергает пришедшая через 6-7 месяцев Директория, став Центральной радой, и, в общем, опять это заканчивается довольно печально.

Двадцать лет мы наблюдаем, слава Богу, менее кровавую и драматическую историю, чем те две предыдущие, но смысл тот же. Что ни начнем строить, получается Гуляй-поле. Это можно оправдать комплиментарно, в свою пользу тем, что мы же особенные, свободолюбивые люди, которые никакой власти терпеть над собой не могут, что разномыслие таково, что удержаться в рамках одной страны очень сложно.

Кроме того, Украина – это страна, собранная из разных исторических провинций, у каждой из которых свой исторический нарратив, своя идентичность, они различаются лингвистически, они различаются конфессионально, в последней войне они были по разные стороны фронта. В одной стране нужно жить и победителям, и побежденным, которые пытаются взять каким-то образом реванш. Это довольно сложная страна, в которой вообще нам надо на воду дуть, а мы обжигаемся молоком.

Никакого рецепта нет, что надо делать, чтобы все закончилось хорошо? Вы не знаете рецепта?

Историки вообще не знают рецептов, они очень плохие политологи, и еще худшие политические деятели. Во Франции было несколько знаменитых историков, и есть на Украине такой опыт, когда крупнейший украинский историк Михаил Сергеевич Грушевский, автор первой систематической научной истории Украины, стал председателем Центральной Рады и возглавил движение в 1917-м году. Его памятник стоит недалеко отсюда, возле университета. Грушевский оказался катастрофически плохим политиком, а многие сражения на Майдане проходили на улице Грушевского, ровно под окнами нашего Института истории. В России нечто подобное было и с Милюковым, замечательным историком.  Так что историкам, наверное, противопоказано проецировать свои взгляды в будущее, все-таки безопаснее смотреть назад в прошлое.

Какие языки должен знать историк Древней Руси? Какие языки вы знаете? Древнегреческий, латынь?

Лучше бы древнегреческий, но я его не знаю. Точнее, надо знать среднегреческий византийского извода, на котором писали и говорили в Византии. Это хорошо бы, конечно. Непременно нужно знать церковно-славянский, ну или просто славянский язык, который возник на Балканах, но который стал литературным языком для Киевской Руси. Собственно, это язык, на котором написаны все наши источники.

Это язык славянский и буквы в нем кириллические, часто студенты совершают ошибку, думая, что он понятен. Буквы те же самые, и какие-то корни слов угадываются, так что они могут читать, переводить и интерпретировать, и это часто приводит не только к курьезным, но и к ошибочным выводам. Это средневековый и совершенно специфический язык, и его надо знать для того, чтобы ориентироваться в этих источниках.

Опять-таки надо быть немножко археологом, понимать, какие существуют методы исследования, какие способы интерпретации.

Лучше всего знать много и всякого разного, это никогда не повредит. Я даже не знаю, существует ли какой-то минимальный джентльменский набор, который обеспечивает успех на раз-два-три-четыре-пять. Нужно много и упорно работать.

Чего не хватает историкам-медиевистам, им не хватает рефлексии над своим собственным ремеслом. Так случилось, что мы полагаем, что история самоочевидна. Читаешь источники, понимаешь их, добываешь из них какие-то сведения, факты и события и потом интерпретируешь, а дальше увязываешь.

Вообще наша дисциплина всегда отличалась тем, что в ней отсутствует теоретическая рефлексия над своим ремеслом. Как мы знаем историю? Почему мы думаем, что знаем историю? Большинство исторических дебатов об эпистемологии истории, то есть способах знания прошли мимо этой дисциплины. Она все еще более или менее такая же, как была в конце XIX – начале XX века. А подчас очень важно знать, сколько мы можем знать, за какой гранью мы, в принципе, не можем ни о чем судить.

Историки храбры и всегда эту грань преодолевают легко. Надо думать о том, можно ли это предполагать, на каких основаниях это можно предполагать. Что нам дает право это предполагать? Историки редко над этим задумываются. Это та существенная вещь, которую в дисциплине стоит как-то преодолеть, может быть, немножко повзрослев. Ввести какие-то самоограничения.

Есть ли у вас ученики? Есть ли воспроизводство исторической науки в Украине?

Есть, конечно. Ну, что значит «ученики»? Есть люди, у которых я долго преподавал в Киево-Могилянской академии, читал там общий курс средневековой восточно-европейской истории. В Академии замечательные студенты, это один из тех немногих университетов, где история преподается более или менее приближенно к вестернизированным образцам. Это университет, где преподают серьезные ученые, которые относятся к студентам не просто как к губке, в которую надо как можно больше жидкости залить, а все-таки как к существам, которые должны самостоятельно мыслить, иногда даже оппонировать. В этом метод и задача исторического образования и состоит.

Там оказалось несколько интересных молодых людей, которые уже практически защитили кандидатские диссертации, занимаются очень интересными вещами, так что в этом смысле у нас есть воспроизводство. Мы, правда, уже довольно долго не имеем доступа к нашему институту…  Но, даст Бог, переменят орду, как писал Дмитрий Донской. А переменит Бог орду, и тогда все пойдет хорошо, мы вернемся в институт. Потому что один из моих аспирантов сейчас очень интересную диссертацию написал, но ее нужно обсуждать, где-то собраться.

А о чем?

Это очень интересная кандидатская диссертация о текстологии, об исследовании летописей. Он поставил в центр исследования фигуру самого знаменитого русского филолога - исследователя летописей - Алексея Александровича Шахматова, академика, жившего в конце XIX – начале XX века, который произвел настолько глубокое впечатление на дисциплину и на последующих исследователей, что до сих пор летописи исследуются так, как это показал Шахматов.

При этом говорят, что у Шахматова был какой-то свой особый, научный метод исследования летописей. Но никто никогда не разбирался, в чем состоит этот метод. В чем отличие Шахматова от предыдущих исследователей, был ли этот универсальный метод или результат деятельности блестящего, талантливого человека, который никто не может воспроизвести после него? Как его исследования выглядят на фоне того, что происходило в европейской текстологии - современной ему, немецкой, польской, французской.

Как исследовали средневековые Анналы? Как это выглядит в контексте предыдущей российской текстологии? И т.д. Очень интересное исследование, которые многие вещи впервые объясняет. И фигуру почти мифическую, основателя, пророка и человека, который опережал многие вещи, ставит в нормальные, естественные для него контексты, в которых его можно начать понимать.

Спасибо большое за интервью.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина
Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
11:35 Саратовская область перешла на новое время
11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.