Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 января 2017, вторник, 16:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Триединство аэропортов

Аэропорт «Домодедово»
Аэропорт «Домодедово»

Федеральные власти готовы к объединению московских аэропортов перед тем, как передать их под управление единой компании. Согласно данным «Коммерсанта», государство присоединит ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА). Эти две структуры было решено объединить еще в 2001 году, но дело "тормозил" долг в размере 640 миллионов рублей, который накопился у ААД . В случае объединения это сильно портило бы отчетность АГА, по всей видимости, долг ААД будет выплачиваться либо концессионером, либо за счет денег, которые тот будет отдавать в бюджет.

Напомним, что согласно федеральному законодательству операторам аэропортов не принадлежит их инфраструктура — она находится в собственности государства и только сдается в аренду. В зависимости от того, по какой ставке сдаются в аренду взлетно-посадочные полосы, перроны, сигнальное оборудование, стоянки и прочие объекты, администрация аэропорта назначает стоимость своих услуг для авиакомпаний, что, в свою очередь, отражается на цене авиабилетов. 

Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь это созданное в 2002 году ФГУП АГА, под управлением которого находится аэропорты «Шереметьево», «Внуково», а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт «Домодедово» находится под управлением ФГУП ААД, которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет.

ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.

При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

За последние 20 лет московские аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хоть и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.

Именно с целью снижения издержек федеральные власти задумали план по объединению всех трех крупнейших столичных аэропортов под управлением одной компании. Предполагается, что у единого оператора будет больше возможностей для привлечения средств для развития аэродромов, чем у каждой из структур по отдельности, а также с большой вероятностью удастся занимать деньги под более низкие проценты.

Достаточно сложные для понимания простых граждан споры на самом деле не так уж и «далеки от народа»: в 2013 году через три крупнейших столичных аэропорта прошли более 70 миллионов пассажиров, это примерно по два полета «туда-обратно» на каждого жителя Московского региона.

Если объединить операторов аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» достаточно легко (они оба принадлежат государству), то с «Домодедово» все намного сложнее.

 
Дмитрий Каменщик

Компания «Международный аэропорт Домодедово», которая управляет аэропортом, принадлежит бизнесмену Дмитрию Каменщику, а он не собирается так просто сдавать созданный им бизнес.

«Домодедово» — первый аэропорт столичного узла, который еще в начале 2000-х годов был реконструирован по всем существующим международным стандартам. Именно тогда «Домодедово» по пассажиропотоку успешно обошел «Шереметьево» и лидирует по этому показателю до сих пор. В 2013 году «Домодедово» обслужил 30,8 миллиона пассажиров, «Шереметьево» 29,3 миллиона, а «Внуково» — всего 11,2 миллиона.

Именно оператор аэропорта «Домодедово» первый попытался выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают только около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.

«Домодедово», однако, помимо постоянных споров с государством из-за 75-летнего договора аренды, «уперся в потолок из-за того, что аэропорт располагает всего лишь двумя взлетно-посадочными полосами.

С одной стороны, оператору аэропорта грех жаловаться — «Домодедово» уже сейчас обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во «Внуково» две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

С другой стороны, 30 миллионов пассажиров в год — хоть и хороший результат, но далек от рекордных 94 миллионов, которые проходят ежегодно через аэропорт в Атланте. Тем более, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество пассажиров московского авиаузла может почти удвоиться и достигнуть 130 миллионов в год. Если людей не смогут принять три основных аэропорта, им придется пользоваться более мелкими, которые могут возникнуть на базе бывших военных аэродромов в Подмосковье. Уже обсуждается создание гражданского аэропорта в Жуковском, а Сулейман Керимов еще в 2010 году начал проект по созданию аэропорта для бизнес-авиации в Кубинке при участии ИстЮнион.

Чтобы избежать конкуренции, «Домодедово» нуждается в строительстве третей взлетно-посадочной полосы, но долгое время государство препятствовало продвижению этого проекта. Дело в том, что, согласно закону, третья ВПП должна принадлежать правительству и, соответственно, строиться на государственные деньги и на государственной же земле. 

После многих раундов переговоров между оператором «Домодедово» и Росавиацией в начале апреля 2014 года все-таки был объявлен тендер на поиск подрядчика для строительства новой ВПП за 13 миллиардов рублей. Однако планы по передаче трех крупнейших аэропортов столичного авиаузла в концессию могут сильно расстроить собственника ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Имущество, которое арендует эта компания, находится в распоряжении ФГУПа ААД, и Росавиация может его забрать для передачи в концессию, не дожидаясь 2073 года, когда закончится 75-летний договор аренды.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

16:09 ЕК прокомментировала указ Трампа о выходе из Транстихоокеанского партнерства
15:59 В Нидерландах появится «тафономическое кладбище»
15:52 В РАНХиГС назвали условие «практически гарантированного» роста ВВП
15:31 ФСБ рассказала о 70 млн кибератак на российскую информационную инфраструктуру
15:22 Трамп обвинил нелегалов в победе Клинтон по числу простых голосов
15:00 Российский олимпийский чемпион решил выступать под нейтральным флагом
14:59 Володин назвал декриминализацию побоев «условием для создания крепких семей»
14:38 Суд заочно арестовал экс-главу таможни Внуково
14:37 Scopus и ScienceDirect открыты для участников экосистемы «Сколково»
14:35 Роскомнадзор объяснил блокировку блога с цитатой из Ремарка
14:18 Жену бизнесмена расстреляли на МКАД
14:15 Глава ФЕОР назвал заявление вице-спикера Госдумы Толстого антисемитским
14:06 Ученые выяснили детали взаимодействия препаратов и раковых клеток
13:56 Bloomberg нашел в России нового миллиардера
13:42 Миронов назвал причину ухода Мизулиной из «Справедливой России»
13:33 Песков прокомментировал предложение заставить чиновников отдыхать в России
13:23 Михаил Виноградов: в модернизации системы госрегистрации качество важнее сроков
13:22 Безвозмездные дотации из бюджета РФ в Крым выросли за год на 20,5%
13:15 Глава Минобрнауки раскритиковала половое воспитание в начальной школе
13:00 ВС Великобритании запретил начинать Brexit без одобрения парламента
12:47 Кремль попросил проявить аккуратность при лоббировании отечественного кино
12:37 США попросили Великобританию не раскрывать данные о неудачном запуске ракеты Trident
12:23 В Кремле и Совфеде призвали не бояться китайских ракет на границе с Россией
12:20 Трамп сделал день своей инаугурации национальным праздником в США
12:09 Мизулина предложила сажать педофилов пожизненно
12:04 США увеличат группировку боевых вертолетов в Европе
11:57 Получены бактерии с расширенным генетическим кодом
11:51 ЕСПЧ отказался считать дискриминацией пожизненные сроки только мужчинам
11:49 Житель Хабаровска задержан по подозрению в убийстве своей семьи
11:41 Американские военные повредили танки при переброске в Польшу
11:39 Volkswagen обязался выплатить автодилерам в США 1,7 млрд долларов за «дизельгейт»
11:22 Сирийская оппозиция отказалась подписать коммюнике по переговорам в Астане
11:09 СМИ назвали сроки публикации законопроекта о процедуре Brexit
10:57 МАК завершил работу на месте крушения «Боинга» под Бишкеком
10:51 США поставили условие сотрудничества с Россией в борьбе с ИГ
10:48 В Китае найдена гигантская древняя выдра
10:47 Число жертв схода лавины на отель в Италии увеличилось до девяти человек
10:36 Власти Венгрии оценили убытки от санкций в 6,5 млрд долларов
10:25 Минкульт предложит увеличить пошлину на иностранные фильмы в 1400 раз
10:23 Майкл Помпео официально возглавил ЦРУ
10:10 Германия не поддержит снятие санкций против РФ в обмен на ядерную сделку
10:08 СМИ рассказали о провале расследования связей команды Трампа с Россией
09:52 Генпрокуратура РФ признала необходимость изменить законодательство о митингах
09:38 Российские власти вернулись к идее госрегулирования мессенджеров
09:36 Скорой помощи в Москве предложили использовать радио для оповещения водителей
09:21 Санкции против ФСБ затруднят импорт электроники в Россию
09:18 Советник Трампа призвал арестовать Мадонну‍
08:55 СМИ узнали о нежелании НАТО принимать в альянс Украину‍
08:40 Путин предложил Думе обязать врио губернаторов отчитываться о доходах
08:22 Меркель объявила новую историческую эпоху
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.