Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 23:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Триединство аэропортов

Аэропорт «Домодедово»
Аэропорт «Домодедово»

Федеральные власти готовы к объединению московских аэропортов перед тем, как передать их под управление единой компании. Согласно данным «Коммерсанта», государство присоединит ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА). Эти две структуры было решено объединить еще в 2001 году, но дело "тормозил" долг в размере 640 миллионов рублей, который накопился у ААД . В случае объединения это сильно портило бы отчетность АГА, по всей видимости, долг ААД будет выплачиваться либо концессионером, либо за счет денег, которые тот будет отдавать в бюджет.

Напомним, что согласно федеральному законодательству операторам аэропортов не принадлежит их инфраструктура — она находится в собственности государства и только сдается в аренду. В зависимости от того, по какой ставке сдаются в аренду взлетно-посадочные полосы, перроны, сигнальное оборудование, стоянки и прочие объекты, администрация аэропорта назначает стоимость своих услуг для авиакомпаний, что, в свою очередь, отражается на цене авиабилетов. 

Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь это созданное в 2002 году ФГУП АГА, под управлением которого находится аэропорты «Шереметьево», «Внуково», а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт «Домодедово» находится под управлением ФГУП ААД, которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет.

ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.

При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

За последние 20 лет московские аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хоть и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.

Именно с целью снижения издержек федеральные власти задумали план по объединению всех трех крупнейших столичных аэропортов под управлением одной компании. Предполагается, что у единого оператора будет больше возможностей для привлечения средств для развития аэродромов, чем у каждой из структур по отдельности, а также с большой вероятностью удастся занимать деньги под более низкие проценты.

Достаточно сложные для понимания простых граждан споры на самом деле не так уж и «далеки от народа»: в 2013 году через три крупнейших столичных аэропорта прошли более 70 миллионов пассажиров, это примерно по два полета «туда-обратно» на каждого жителя Московского региона.

Если объединить операторов аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» достаточно легко (они оба принадлежат государству), то с «Домодедово» все намного сложнее.

 
Дмитрий Каменщик

Компания «Международный аэропорт Домодедово», которая управляет аэропортом, принадлежит бизнесмену Дмитрию Каменщику, а он не собирается так просто сдавать созданный им бизнес.

«Домодедово» — первый аэропорт столичного узла, который еще в начале 2000-х годов был реконструирован по всем существующим международным стандартам. Именно тогда «Домодедово» по пассажиропотоку успешно обошел «Шереметьево» и лидирует по этому показателю до сих пор. В 2013 году «Домодедово» обслужил 30,8 миллиона пассажиров, «Шереметьево» 29,3 миллиона, а «Внуково» — всего 11,2 миллиона.

Именно оператор аэропорта «Домодедово» первый попытался выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают только около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.

«Домодедово», однако, помимо постоянных споров с государством из-за 75-летнего договора аренды, «уперся в потолок из-за того, что аэропорт располагает всего лишь двумя взлетно-посадочными полосами.

С одной стороны, оператору аэропорта грех жаловаться — «Домодедово» уже сейчас обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во «Внуково» две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

С другой стороны, 30 миллионов пассажиров в год — хоть и хороший результат, но далек от рекордных 94 миллионов, которые проходят ежегодно через аэропорт в Атланте. Тем более, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество пассажиров московского авиаузла может почти удвоиться и достигнуть 130 миллионов в год. Если людей не смогут принять три основных аэропорта, им придется пользоваться более мелкими, которые могут возникнуть на базе бывших военных аэродромов в Подмосковье. Уже обсуждается создание гражданского аэропорта в Жуковском, а Сулейман Керимов еще в 2010 году начал проект по созданию аэропорта для бизнес-авиации в Кубинке при участии ИстЮнион.

Чтобы избежать конкуренции, «Домодедово» нуждается в строительстве третей взлетно-посадочной полосы, но долгое время государство препятствовало продвижению этого проекта. Дело в том, что, согласно закону, третья ВПП должна принадлежать правительству и, соответственно, строиться на государственные деньги и на государственной же земле. 

После многих раундов переговоров между оператором «Домодедово» и Росавиацией в начале апреля 2014 года все-таки был объявлен тендер на поиск подрядчика для строительства новой ВПП за 13 миллиардов рублей. Однако планы по передаче трех крупнейших аэропортов столичного авиаузла в концессию могут сильно расстроить собственника ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Имущество, которое арендует эта компания, находится в распоряжении ФГУПа ААД, и Росавиация может его забрать для передачи в концессию, не дожидаясь 2073 года, когда закончится 75-летний договор аренды.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
19:44 Фигурант дела о «крымских диверсантах» отказался от показаний
19:44 WikiLeaks выложил в сеть переписку зятя Эрдогана
19:25 86 бывших депутатов не съехали со служебных квартир
19:13 «Мемориал» признал блогера Соколовского политзаключенным
19:01 Белый дом подтвердил встречу глав США и Японии в Перл-Харборе
18:44 Формирование правительства Свердловской области практически завершено
18:40 Путин подписал закон о штрафах за недопуск газовиков к проверке плит
18:28 Путин поручил создать орган власти по адаптации мигрантов
18:23 ФАС предложила запретить госкомпаниям покупать акции коммерческих фирм
17:55 В Алеппо умерла вторая сотрудница российского госпиталя
17:53 Путин вошел в тройку людей года по версии читателей Time
17:33 Инженеры выяснили причину перегрева Galaxy Note 7
17:27 Европа определилась с приоритетами в космических исследованиях
17:13 В разбившемся в Югре автобусе мог пропасть видеорегистратор
17:09 Кировский суд отказал в возвращении дела «Кировлеса» в прокуратуру
16:51 Чечня пообещала добиваться увеличения бюджетных дотаций
16:37 Путин пригласил избранного президента Узбекистана в Россию
16:26 Медведев решил «ограничить аппетиты» чиновников при госзакупках
16:08 Ливийские военные освободили Сирт от ИГ
16:01 Шувалов сообщил об изменении условий поддержки ипотеки
15:47 Минобороны подтвердило гибель в Сирии российского медика
15:41 Песков прокомментировал потерю второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
15:25 Дадина перевели в колонию в Кировской области
14:49 СМИ сообщили о гибели в Алеппо российской медсестры
14:47 Дело о ДТП в Югре передано Главному следственному управлению СКР
14:41 В конце дня шахматисты склонны к более рискованным ходам
14:32 Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев
14:29 Минкомсвязи обсудит с прокурорами зарплату главы «Почты России»
14:08 Арбитраж в Киеве обязал «Газпром» выплатить 6,8 млрд долларов
13:54 «Почта России» запустила свои самолеты
13:26 Источник сообщил о падении в море второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
13:26 Цена барреля Brent впервые за полтора года превысила 55 долларов
13:15 Правительство немного снизило прожиточный минимум
12:56 После гибели детей в аварии в Югре ужесточили правила перевозки
12:52 СМИ: один из самых успешных проектов в области российского ритейла начался с любви к Айн Рэнд
12:51 ООН запросила на гуманитарную помощь рекордные 22,2 млрд долларов
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.