Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 13:21
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

08 мая 2014, 09:16
Александр Емельянов

«Знаменное пение – это целый мир»

Александр Емельянов
Александр Емельянов

В Московском Международном Доме Музыки 2 мая 2014 г. прошел уникальный концерт «Распевы святой Руси», в котором приняли участие семь хоров (почти 200 певцов). Зрители и участники делились своими впечатлениями от этого необычного концерта. В начале ХХ в. в Московской консерватории проходили концерты знаменитого Морозовского хора  - старообрядцев, исполнявших эту, казалось бы, забытую хоровую музыку Древней Руси. И вот теперь эта традиция возрождается. Старообрядческая Церковь получила президентский грант на развитие и популяризацию старообрядческого знаменного пения. Институт проблем гражданского общества поддержал и концерт в Доме музыки. Мы встретились с одним из ведущих регентов – теоретиком и практиком знаменного пения из Новосибирска Александром Емельяновым.

В Московском Международном Доме Музыки 2 мая состоялся концерт знаменного пения. Это первый концерт знаменного пения на такой большой площадке?

Два года назад в Доме музыки в рамках Рождественского фестиваля проходил концерт знаменного пения, в котором принимал участие нижегородский старообрядческий хор, но они там выступали одни. А чтобы столько хоровых коллективов знаменного пения выступило за один вечер в таком знаковом месте, на такой серьезной столичной площадке – это, конечно же, впервые.

В старообрядческой церкви все знают, что из себя представляет знаменное пение. А вот знаком ли современный российский зритель (слушатель) с этим понятием и насколько оно представлено в современной русской культуре?

Мне приходится активно "мониторить" социальную среду интернета, где можно сделать вывод, что нестарообрядцам, обычным любителям классической камерной музыки знаменное пение неизвестно. Для них это всегда открытие. Популяризация этого древнего вида пения, которой мы сейчас занимаемся, тоже нас в этом убеждает. Нецерковные люди, приходящие на наши выступления, получают огромный заряд впечатлений и эмоций, потому что до того, как выясняется, они ничего подобного не слышали.

Вы ведь один из немногих среди старообрядческих регентов имеете музыкальное образование. Насколько вообще о знаменном пении известно людям, получающим профессиональное хоровое образование в музыкальных училищах, консерваториях?

Этот вопрос правомерно задать  представителям музыкальных училищ, колледжей и ВУЗов. Но, насколько мне известно, курс дирижерско-хоровых отделений и факультетов предполагает обучение хоровому исполнительскому искусству в его поздней классической традиции. Знаменное пение отчасти изучается в курсе теоретических музыкальных дисциплин. И надо сказать, что в процессе обучения многие студенты-теоретики заинтересованы в контакте со старообрядцами, с общинами, с хорами, чтобы это искусство ощутить, если можно так выразиться,  вживую, а не просто где-то о нем прочитать и сделать какие-то выводы. Они стараются не просто послушать, но услышать пение, записать, вникнуть, сделать сравнительный анализ. Кстати, такой вот "студенческий" интерес к старообрядческому пению и дал нам замечательных учёных и исследователей как Т.Ф.Владышевская, Н.Г. Денисов, Б.А. Шиндин, Т.Г. Казанцева, И.В. Дынникова и других.

Можно ли сказать, что знаменное пение – это чисто археологическая вещь, наследие древности, или это все-таки живая развивающаяся традиция?

Для ученых и большинства людей светского общества – это раритет.  Для нас, старообрядцев, это живая молитва, воплощенная в музыкальных звуках. Но здесь нужно учесть вот что. Дело в том, что на сегодняшний день сложились две основные направленности бытования знаменного распева. Первая – это, конечно же, старообрядческая среда, где ни на минуту не прерывалась традиция.  Она,  со времен Древней Руси  в наших общинах и приходах сохраняется. Она, естественно, развивается. Об этом немало уже было написано и сказано. Но есть другая среда. Это среда новообрядческая, которая со времен Раскола успела забыть, что такое знаменный распев, и сейчас  осуществляет попытки его реконструкции. Они делают эти попытки,  зачастую не учитывая опыт старообрядческой церкви. Большое количество людей пытаются реконструировать службу с древним пением, расшифровывают крюковые старые записи, переводя их на современную пятилинейную нотацию, пытаются возродить архаическую «более аутентичную» манеру исполнения. И, как им кажется,  не в обиду будет сказано, восстанавливают, спасают это полузабытое искусство. На самом деле это есть реконструкция, а не спасение. Пение это спасли старообрядцы.

 
Хор певчих старообрядческих приходов Сибири

Но ведь, как известно, в новообрядческой традиции тоже существуют песнопения, которые называются «знаменными». Что это такое?

 Дело в том, что та традиция, которая у новообрядцев называется знаменной, имеет в себе, как правило, основную мелодию знаменного распева, записанную, конечно же, нотами современными, но потом гармонизированную (гармонизация - присоединение к основной мелодии связной последовательности аккордов– прим. ред.). Если мы послушаем такое песнопение, даже если там будет написано «знаменный распев», мы знаменный распев там сразу и не обнаружим из-за гармонизации. Хотя в ряде мест в новообрядческой церкви продолжалась традиция исполнения знаменного распева, но по нотам.

 То есть знаменный распев - это не только мелодическая структура, это еще и определенные принципы организации пения. Можно ли сказать, что эти новообрядческие мелодии не являются в чистом виде знаменными?

 Знаменное распев был в новообрядческой церкви, но не являлся господствующим.  Господствующим с конца 17 века стал киевский распев в многоголосном изложении. Именно киевские спеваки его утвердили во второй половине 17 века.

 Представим себе, что какой-то исполнитель хочет научиться знаменной музыке, но при этом он не является старообрядцем и вообще церковным человеком, а просто хочет ее освоить. Существует ли возможность освоить знаменное пение вне старообрядческой церкви?

 Это возможно.  Существует большое количество  знаменных Азбук, разных веков. Переиздаются старообрядческие Азбуки, вышедшие в печатном виде в начале 20 века, которые можно купить  практически в любой старообрядческой книжной лавке. В светских музыкальных учебных заведениях факультативно открываются разного рода знаменные школы. Изучается знаменное пение в духовных училищах и семинариях. Можно обучиться самостоятельно и при помощи стороннего человека, который хорошо знает пение - самый распространённый пример среди старообрядцев. Конечно, можно научиться петь, можно овладеть этим искусством, можно исполнять какие-то песнопения, но… Знаменный распев – это все-таки молитва. Молитва в музыке, молитва в пении. И здесь нужно почувствовать грань. Кстати, очень тонкую грань, и почувствовать ее может далеко не каждый. Есть музыкальное исполнение, а есть живая молитва. Не в каждом исполнении можно отыскать то зернышко духовности, благодаря которому действительно из простых звуков получается божественная песнь. То есть, конечно, для полноты этой молитвы человек должен быть верующим и воцерковлённым.

 Как можно объяснить не музыковеду, а обычному человеку, у которого возникает вопрос, чем отличается знаменный распев от того, что у нас принято в обычных православных храмах?

Знаменный распев по сравнению тем, что сейчас поют в большинстве православных храмов, - это абсолютно другая музыкальная система. Это целый музыкальный мир, из которого позже вышла  хоровая многоголосная  музыка. На западе за основу был взят грегорианский хорал. Это  древний вид одноголосного пения католической церкви.  Здесь, на Руси, был знаменный распев, который пришел в свое время из Византии. Конечно же, человеку неподготовленному,  не слышавшему знаменного распева, это покажется довольно необычным. Пение действительно характерное. Это одноголосие, это примарный либо октавный унисон, сдержанно-строгая манера исполнения. В нем исключаются художественные излишества, оттенки, нюансы, которыми изобилует современная хоровая музыка.  Знаменный распев называют аскетичным, но, он очень возвышен и торжественен. Поэтому человеку, который в первый раз придет на концерт, либо в храм послушать знаменное пение, нужно,  по крайней мере, быть готовым к тому, что он идет слушать не обычную музыку, не ту, которую принято слушать в концертных залах и филармониях, а совсем другую. В чем-то, я бы даже назвал  искусство знаменного распева  элитарным.  Но, если находятся знатоки, ценители среди обычных рядовых людей, конечно, для них это будет находка, для них это будет подарок, каковым и был, например, прошедший 2 мая концерт в Москве.

Есть такое мнение, что сам принцип отказа от тонального тяготения, которое есть в обычной музыке, и от использования гармонизации, оказался востребован современными нонконформистскими музыкантами, и экспериментаторы тоже используют принцип древних ладов. То есть в каком-то смысле можно сказать, что это не совсем забытое искусство?

 Видимо да. В современной музыке много течений с опорой на фолк и этно-  направления. Я не могу сделать достаточно профессиональный анализ, потому что я этим направлением просто не занимаюсь. Я подвизаюсь  исключительно как знаменщик. Знаменное пение, вероятно, используется и современными композиторами в их творческой  деятельности. Но, очевидно одно, я могу об этом сказать с уверенностью на сто процентов.  Если бы старообрядчество после Раскола церкви в сер. 17 века,  не сохраняло знаменный распев, не сохраняло эту традицию, то сейчас, современные музыканты и певцы из РПЦ не имели бы возможности  воспользоваться живой традицией, для  восстановления и  реконструкции в своей практике.

 Если говорить о бытовании знаменных мелодий в старообрядческой церкви, есть ли здесь единая традиция? Многие считают, что есть два типа пения – наонное, хомовое, и нáречное (в первом случае сохраняются архаические особенности произношения – полногласие, а во втором – слова произносятся ближе к живой речи). Это относится к музыке или только к манере произнесения слов?

Это прежде всего манера произнесения слов и манера исполнения. Музыкальный материал практически одинаковый. То есть, распев и там, и там практически один. Эти две традиции до сих пор живут параллельно. Староверы-беспоповцы, в частности федосеевцы, поморцы, практикуют именно наонное, хомовое пение. Они  давно сохраняют эту традицию. У поповцев-старообрядцев, в частности у белокриницких, а также в Русской древлеправославной церкви, пение наречное. Мы не можем сказать, что это новшество какое-то. Оно в 17 веке уже существовало.

Единственное, что тут нужно различать: опять-таки - традицию и реконструкцию. Если кто-то хочет реконструировать хомовое пение в каких-то приходах – ну пожалуйста. Но это, опять же  будет реконструкция. А там, где есть живая традиция хомового или наречного пения, то эту живую непрерывную традицию и нужно поддерживать.

 Теоретики и историки музыки говорят о том, что народные музыканты, отличаются от профессиональных обычно тем, что разными путями происходит передача навыков музицирования. Народные музыканты осваивают пение по напевке, слушая, как поют другие. Народные балалаечники, гусляры и скрипачи тоже осваивают инструменты, не имея никаких нот, никакой записи. А профессионалы сразу учатся с первого же звука соотносить способ записи с  исполнением… В старообрядческой среде, насколько мне известно, сосуществуют два этих принципа. Они не мешают друг другу?

 

Думаю что нет.   Уровень грамотности в области теории крюков никому еще никогда не помешал. Я имею в виду современных певцов в нашем старообрядческом певческом обществе. Однако, есть уникальнейшие виды пения, например, пение по  по напевке, где всё поется наизусть. Люди, не владея крюковой грамотой, из поколения в поколение запоминая напевы, распевы, мелодии, воспроизводят и тоже поют их, - это, на мой взгляд, уникальная вещь. Я всегда восхищаюсь традициями богослужебного пения казаков-некрасовцев.  Это очень, если Вы слышали, колоритное пение, народно-фольклорная манера. Конечно же, там определённо знаменная мелодия, но от крюковой записи их манера отличается обилием мелизматических украшений, то есть, попевки у них абсолютно своеобразные. Такие же особенности наблюдаются и у старообрядцев Молдавии, Украины, Румынии. У них свои местные традиции, и этот метод изустного обучения, изустной подготовки церковных певцов как раз сосуществует параллельно с методом, который практикуют наши современные старообрядцы у нас в России. И наряду с напевом еще изучается крюковая грамота, и певцы могут разучивать самостоятельно те или иные песнопения.

 Обучение молодых певцов, тех кто начинает самостоятельно изучать знаменное пение в старообрядческой традиции, происходит через изучение крюковой грамоты, знаменной нотации или все-таки начинается без нее?

 Как показывает практика, обучение начинается без нее. Родители приводят ребенка с собой на клирос. Куда его девать-то во время службы? И он с младенчества воспитывается в богослужебной певческой среде. Он каждую неделю сталкивается со службой, с пением, он это слышит, он это как губка впитывает. Когда он начинает что-то сознательно воспроизводить, он по слуху начинает подпевать хору, начиная с простого «Господи помилуй» или «Аминь». Когда ребенок становится старше, уже в младшем школьном возрасте, например, он уже по слуху поет уверенно несложные песнопения. Иными словами, именно здесь закладывается основа обучения знаменному пению по традиции, по слуху, изустно. А потом уже, если певец желает развивать свои знания дальше, он с помощью крюковой азбуки, при помощи опытных певцов, уставщиков-головщиков начинает постигать и теорию.

 Какая главная проблема на пути развития знаменного пения в старообрядческой среде, что мешает?

К сожалению, в последнее время наблюдается очень нерадостная тенденция, когда глядишь на старообрядческую молодежь и видишь, что процесс обмирщения захватывает постепенно и ее. Дело в том, что в каких-то провинциальных приходах, в глубинке, там, где более сильны традиции, где слово отца или священника - закон, там и религиозное воспитание более серьезное. А так, смотришь на некоторых молодых людей и сразу  не понимаешь, церковные это люди или абсолютно светские. Манера поведения, их интересы, увлечения, даже речь… грани, видимо, размываются.  И проблема в том, что человек, в душе которого светский мир занимает больше места, чем духовный, не сможет приподнять пение до уровня непраздной молитвы. Чтобы развивалось пение, должно, скажем так, развиваться или быть в тонусе религиозное чувство души человека.

 И последний вопрос. Можно ли сказать, что знаменное пение - это одно из важнейших духовных сокровищ Древней Руси, сохраненное до наших дней?

 Конечно, это действительно так. Наряду с древнерусской иконописью, словесным книжным наследием, храмовой архитектурой, знаменное пение - это сокровище, это история, это целый мир. И, что самое главное - это живет. Традиция живет. И каждый раз, когда на службе в храме мы поём знаменные песнопения, ощущается внутренняя радость и торжество от того, что мы соприкасаемся с великой культурой, которая исчисляется веками, десятками веков. И что мы к этому тоже прикладываем и руку, и сердце.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Алексей Муравьев
Система Orphus

Главные новости

13:18 Леди Гага рассказала о своем заболевании
13:06 Созданы нанопроволоки из ДНК и серебра
13:02 Песков отказался называть встречи Путина с народом предвыборной кампанией
12:46 Соцсети и YouTube объявили о создании реестра террористического контента
12:39 США отозвали предложения по ситуации в Алеппо для России
12:11 Бернар Казнёв назначен новым премьер-министром Франции
12:02 СМИ сообщили имена погибших в Алеппо медсестер
11:59 Глава минфина Украины опроверг необходимость переноса «Евровидения»
11:45 СМИ рассказали о погибших в Сирии медсестрах из России
11:44 Минэнерго подтвердило участие Новака во встрече ОПЕК в Вене
11:38 СМИ узнали о судебном одобрении соглашения Джоли и Питта по опеке над детьми
11:29 Forbes рассказал о богатейших видеоблогерах
11:23 Резидент «Сколково» привлек $2 млн инвестиций на софт для бурения
11:14 СМИ сообщили о приглашении малых партий обсудить в Думе проект госбюджета
11:13 Беглый депутат Рады обвинил Порошенко в коррупции и взяточничестве
10:46 Шерлок Холмс помог исследовать память
10:44 Должник по кредиту угрожал взорвать банк в центре Москвы
10:42 В Домодедово из-за ливневого снега не смогли сесть 20 самолетов
10:20 Сегей Кириенко одобрил перевод Дадина в другую колонию
10:09 СМИ узнали о планах перебросить часть авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в Хмеймим
09:59 Путин и Рикман вошли в топ упоминаний в российском Twitter в 2016 году
09:51 Счетная палата выступила против повышения тарифа в системе «Платон»
09:40 ОП попросит разрешить скорой помощи таранить неправильно припаркованные машины
09:32 СКР назвал имена причастных к обстрелам России в 2014 году украинских военных
09:25 Эрдоган ратифицировал соглашение по «Турецкому потоку»
09:22 Стоимость беспошлинных интернет-покупок снизится до 200 евро
09:01 Госсекретарь США рассказал о первой встрече с советскими солдатами
08:57 Путин утвердил новую доктрину информационной безопасности РФ
08:50 Минобороны назвало атаку на российский госпиталь в Сирии «хладнокровным убийством»
08:27 Глава «Нафтогаза» перечислил условия закупки газа у «Газпрома»
08:10 Китай потребовал от Великобритании «не отравлять атмосферу» в ООН
07:57 Выборщик из Техаса решил не отдавать свой голос за Трампа
00:57 Госдеп осудил удар по российскому госпиталю в Сирии
00:35 Премьер Турции выразил надежду на отмену виз с Россией
00:00 Россия заблокировала резолюцию по Сирии в Совбезе ООН
05.12 23:53 Нью-Йорк попросил у Обамы 35 млн долларов на охрану Трампа
05.12 23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
05.12 23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
05.12 22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
05.12 22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
05.12 22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
05.12 21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
05.12 21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
05.12 21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
05.12 21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
05.12 20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
05.12 20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
05.12 20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
05.12 20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
05.12 20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.