19 марта 2024, вторник, 14:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Слышен на Волге голос Янцзы

Перед открытием саммита
Перед открытием саммита
Фото: news.cn

Во вторник, 20 мая, Владимир Путин прибудет с очередным визитом в Китай — на этот раз он возглавит делегацию из чиновников, менеджеров государственных компаний и бизнесменов. В прессе уже говорят о крупнейшем российско-китайском саммите за несколько десятилетий.

Российские власти, которые уже очень давно говорят о переориентации страны на Азиатско-Тихоокеанский регион, похоже, после введения странами Европы и Северной Америки санкций, пусть пока и символических, получили необходимый стимул для того, чтобы начать действовать.

Вице-премьер Игорь Шувалов некоторое время назад заметил, что куда хуже действующих санкций, которые ввели правительства западных стран, «санкции необъявленные» — негласные рекомендации крупному бизнесу приостановить инвестиции в Россию. А Европа и без санкций планировала сокращать закупки российских энергоресурсов — сегодня поставляемые по трубопроводам нефть и газ покрывают чуть менее трети потребности Евросоюза в этих ископаемых. В этом свете азиатские страны для России становятся все более притягательными партнерами.

Против сотрудничества с Россией не имеет ничего против и Япония — правительство Страны восходящего солнца скорее из вежливости ввело в отношении нескольких российских чиновников санкции, но всячески старается не выпячивать этот факт. Премьер Японии Синдзо Абэ даже посетил Олимпийские игры в Сочи — единственный из лидеров стран «Большой семерки». Но Китай, с его огромной экономикой, которая по размерам в ближайшие годы должна догнать американскую, для Москвы намного привлекательнее.

В апреле большая делегация российских чиновников и бизнесменов во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем уже посетила экономический форум в Боао на острове Хайнань. Тогда в Китай приехали также министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, глава Газпромбанка Игорь Акимов, владельцы НОВАТЭКа Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев и значительное число менее заметных предпринимателей и чиновников.

Теперь российскую делегацию возглавляет Владимир Путин, и, по прогнозам, в Шанхае будут подписаны несколько действительно значимых для сотрудничества двух стран контракты.

 
Фото: news.cn

Главным событием должно стать подписание договора между «Газпромом» и CNPC на поставку 38 млрд куб.м. газа в год. Вообще-то о поставках газа в Китай говорят уже много лет, а по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера сейчас, несмотря на то, что согласована формула определения цены на газ, не хватает одного, достаточно важного, параметра — «стартовой цены», без нее высчитать стоимость голубого топлива не удастся.

Особенность контракта, который, скорее всего, все же будет подписан, заключается в том, что Россия пока физически не может поставлять такие объемы газа Китаю — трубопровода между двумя странами пока не построено, а сжиженного газа на Сахалине производится явно недостаточно. Китай будет финансировать строительство газопровода «Сила Сибири» мощностью 38 млрд. куб.м. в год, а затем получать оттуда топливо.

Москве необходимо заключить договор с Пекином как можно быстрее не только из-за сомнительной судьбы российского газа на европейском рынке. По некоторым расчетам, уже к концу текущего десятилетия Китаю может и не понадобиться российский газ: во-первых, будут открыты трубопроводы из Туркмении и Мьянмы, во-вторых, ожидается рост добычи газа, в том числе и сланцевого, на территории самого Китая.

С торговлей энергоресурсами может быть связан и другой «прорыв» в российско-китайских отношениях. Китайская компартия поставила задачу в среднесрочной перспективе сделать юань международной резервной валютой, и российские компании, которые в свете санкций сейчас могут начать испытывать некоторые проблемы с долларовыми расчетами, могут оказаться идеальным проводником этой политики. Тем более, что и Газпром, и «Роснефть» закупают заметную часть оборудования в Китае. Если начать продавать российские нефть и газ за юани, а затем в этих самых юанях закупать буровые установки, то можно получить заметную экономию за счет отсутствия необходимости конвертации валют и отсутствия валютных рисков.

 
Фото: news.cn

Вообще, Китай может оказаться для России спасительным кругом. По данным российского ЦБ, только за первый квартал 2014 года из страны выведено больше денег, чем за весь 2013 год — это происходит на фоне снижения инвестиций западных компаний в Россию, а также на фоне снижения кредитного рейтинга российского правительства, который автоматически приводит к тому, что и частные компании становятся менее привлекательными для иностранных.

Именно китайские капиталы могут стать в России хорошей заменой европейских и американских денег, китайские компании могут дать российским технологии, которые, если и будут уступать западным, то не сильно (в конце концов, они с этих западных образцов и скопированы).

Единственная область, кроме энергоресурсов, где Россия готова что-то предложить предложить Китаю — авиастроение. По данным «Коммерсанта», Москва готова создавать в Китае совместные производства по строительству широкофюзеляжных самолетов, которые смогли бы конкурировать с продукцией компаний Airbus и Boeing, а также по производству тяжелых вертолетов на базе российского Ми-26.

Ранее Китай закупал много российского оружия, а затем создавал у себя целые заводы, которые выпускали нелицензионные копии российских образцов. Эти копии стоят дешевле российского оружия и отлично покупаются правительствами небогатых стран Африки и Юго-Восточной Азии. В последние годы Китай практически перестал покупать оружие и стал одним из крупнейших в мире продавцов на этом рынке — не в последнюю очередь благодаря изначально российским технологиям.

Москва, очевидно, готова простить Пекину такое поведение и лишь настаивает на том, чтобы продукция, которая будет создана на базе российских технологий, выпускалась на совместном предприятии и, таким образом, хоть как-то контролировалась Москвой.

К сожалению, у России все равно может быть довольно мало аргументов для торговли с китайскими партнерами — именно за счет санкций со стороны западных стран. Вице-премьер Дмитрий Рогозин своем микроблоге искрометно шутит на тему того, как Россия и Китай, объединившись, покажут место «евроголубям и их шефу — орлу-стервятнику». На деле Рогозин и его подчиненные из военно-промышленного комплекса вряд ли имеют выбор — кроме Китая больше сотрудничать не с кем.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.