Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 00:17
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

20 мая 2014, 09:34

Экономические перспективы Крыма

Физическая карта Крыма
Физическая карта Крыма

Рассмотрим экономические перспективы Крыма, не касаясь вопросов его юридической принадлежности, но исходя из тех фактических реалий, в которых он оказался. Когда мы начинаем говорить об экономике полуострова, то первое, что приходит в голову – это туризм, а второе – прекрасное винодельческое производство. На большее наши знания обычно не распространяются, хотя, кроме туристическо-рекреационного и винодельческого сектора на полуострове существует еще несколько достаточно серьезных хозяйственных комплексов.

Во-первых, на территории Крыма находится несколько судостроительных заводов и предприятия, поставляющие для них электронное оборудование. Судостроительные заводы в основном военного профиля, однако, судя по всему, они смогут выпускать суда и гражданского назначения. Если такая возможность существует, то она будет очень востребована, так как уже сейчас срочно потребуется несколько паромов, в дополнение к действующим, для усиления паромной переправы через Керченский пролив, и, в недалеком будущем – установки по добыче углеводородов для ее увеличения на шельфе Крыма.

Но об этих двух проектах мы скажем чуть ниже, а сейчас заодно отметим, что кроме верфей, для обслуживания потребностей вооруженных сил в Крыму существует вертолеторемонтный завод.

Во-вторых, на Керченском полуострове есть запасы железной руды и работающий на них металлургический комбинат. Эти запасы, кстати, эксплуатируются еще с начала XX и до сих пор являются достаточно значимыми.

Третьим по значению хозяйственным комплексом Крыма являются месторождения солей и использующие их в качестве сырья химические предприятия. На полуострове производятся сода, йод, бром и двуокись титана, получаемая при переработке местной ильменитовой руды.

В- четвертых, на полуострове находится несколько предприятий строительного комплекса и промышленности строительных материалов.

Пятой по порядку (но не по значению) является компания «Черноморнефтегаз», которая сразу же была национализирована новым крымским руководством. Компания ведет добычу газа и нефти на шельфе Черного моря и снабжает ими предприятия промышленности, коммунально-бытового хозяйства и сектора домашних хозяйств. В некотором смысле она является ключевым предприятием полуострова.

Теперь, после тяжелой промышленности, мы можем посмотреть и на хорошо известную пищевую промышленность Крыма. Хорошо известную, потому что основной продукцией аграрно-промышленного комплекса полуострова являются виноградники и винодельческие предприятия, выпускающие обычные и игристые вина, а также портвейны, которые постоянно присутствуют на столах россиян. Другим пищевым комплексом Крыма является рыболовство и рыбоперерабатывающая промышленность. Есть заметное производство табака и табачных изделий.

Таким образом, кроме хорошо известного туризма на территории Крыма существует немало крупных хозяйственных комплексов. Правда, некоторые из них находятся в не самом хорошем состоянии, и, чтобы вывести их на проектную мощность, придется затратить значительные средства для восстановления.

Основным барьером, мешающим полноценной работе крымских предприятий, будет не нехватка финансовых ресурсов, а логистика.

Первая логистическая трудность возникает с доставкой пресной воды. Начнем с того, что Крым является засушливой зоной, своих источников воды у него мало и поэтому львиную долю водных ресурсов (до 85%) он получает по Северо-Крымскому каналу. Этот канал питается от Каховского водохранилища, находящегося недалеко от устья Днепра, на территории Херсонской области. После присоединения Крыма к России власти Украины стали ограничивать подачу воды в Крым, сначала прикрыв шлюзы канала, начав также строительство объекта, который СМИ часто называют дамбой. Руководство Херсонской области утверждает, что строится не дамба, а узел учета воды, чтобы иметь возможность предъявлять счета за ее прокачку к оплате «по полной стоимости». Если так оно и есть, с подачей воды трудностей не будет, а если все-таки строится дамба, то у Крыма будут большие проблемы с водоснабжением.

Другая логистическая трудность состоит в том, что полуостров является энергодефицитным и 90% потребляемой электроэнергии получает по сетям высокого напряжения от электростанций расположенных на территории Украины. В связи с тем, что существует риск отключения этих сетей, и промышленный, и коммунально-бытовой сектор Крыма могут остаться без энергоснабжения. Правда, в краткосрочном периоде дефицит электричества, если он возникнет, предполагается покрыть за счет мобильных газотурбинных установок, передислоцированных из Сочи, а в долгосрочном периоде – за счет строительство мощной ТЭЦ в Краснодарском крае, энергия которой будет поступать в Крым по подводному кабелю или по воздушной линии электропередачи над Керченским проливом. Или, что тоже обсуждается, строительство газовой ТЭЦ будет осуществлено непосредственно в Крыму.

Однако надо иметь в виду, что мощностей мобильных установок (и объемов добываемого на шельфе Крыма газа) будет совершенно недостаточно для полного покрытия потребностей в энергоснабжении полуострова. Так, в 2013 году было потреблено 7,13 млрд. кВт.-ч, а произведено только 1,71 млрд. кВт.-ч; отрицательное сальдо в 5,4 млрд. кВт.-ч было покрыто за счет поставок из континентальной Украины. Поэтому пока будет проектироваться и строиться ТЭЦ – а это дело нескольких лет, – перебои с подачей электроэнергии вполне возможны.

Третья логистическая трудность заключается в том, что почти половина потребляемого в Крыму газа (40%) поступает по украинской газопроводной системе через территорию Херсонской области. И хотя другая, большая, часть газа (60%) поставляется предприятиями «Черноморнефтегаза», однако объемов его добычи не хватит для полного удовлетворения местных потребителей. Правда, некоторые источники отмечают, что высокая доля «внешнего» газа – это результат сильных морозов, которые иногда случаются и в Крыму. Тогда потребление газа возрастает, и его приходится подкачивать из украинской сети газопроводов. Если же зима «нормальная», то спрос потребителей полностью покрывается за счет добычи «Черноморнефтегаза». Так, в 2013 году он добыл 1,65 млрд. м3 голубого топлива при общем объеме потребления в том же году в 1,5 млрд. м3.

Для решения проблемы покрытия пикового спроса предлагается несколько вариантов. Во-первых, надо расширить мощности имеющегося газохранилища на территории Крыма с 1 млрд. м3 до 3 млрд. м3. Во-вторых, решить вопрос, какой газ в него закачивать перед началом отопительного сезона – или «свой», или «российский». Если «свой», то тогда надо расширять добычу на шельфе Черного моря. Если «российский» – то тогда надо строить нитку газопровода от Краснодарского края по дну моря, параллельно трассе «Южного потока». Но, опять же, это дело нескольких лет, а вот будущей зимой, если она будет холодной, ситуация с газоснабжением может оказаться напряженной.

Таким образом, понятно, что по базовым видам ресурсов Крым полностью или частично зависит от поставок с территории континентальной Украины, и поэтому, в некотором смысле, является ее заложником. Правда, в свою очередь, Украина является заложником России, которая, в случае прекращения поставок базовых ресурсов на территорию Крыма, может прекратить поставки природного газа всей Украине.

Таковы логистические трудности, связанные с подачей на полуостров базисных ресурсов – воды, газа и электроэнергии. Но аналогичные трудности возникнут (или уже возникли) и с транспортировкой обычных грузов. Мы сейчас точно не можем сказать, производится ли перевозка грузов в Крым/из Крыма автомобильным и железнодорожным транспортом, потому что со стороны континентальной Украины вроде бы возводит целую систему пограничных укреплений в районе Перекопа. Но, судя по тому, что РЖД уже рекомендовало туристам из России приезжать в Крым по достаточно сложной схеме – поездом до какого-нибудь российского черноморского и азовского порта, оттуда морем (на пароме или катамаранах) до Керчи, и от Керчи в место назначения на автобусах – сухопутный путь в Крым затруднен.

Кстати, еще одна трудность, которую теперь придется срочно решать, так как из-за нее практически невозможно организовать прямое железнодорожное сообщение (через паромную переправу) – это очень плохое состояние в Крыму железных дорог и портовой инфраструктуры, необходимой для погрузки/выгрузки вагонов. Только после их реконструкции станут возможными прямое сообщение и массовая перевозка пассажиров и грузов из России и обратно, и возможность сухопутная блокады потеряет свое значение.

Долгосрочное решение этого вопроса предполагается точно такое же, как и для подачи электроэнергии – строительство моста через Керченский пролив. По этому мосту предполагается организовать автомобильное и железнодорожное движение, что позволит обеспечить доставку грузов и пассажиров, минуя территорию континентальной Украины. Ну, а сейчас основная нагрузка ложится на флот и морские порты полуострова.

Здесь надо сразу отметить, что с портами в Крыму все хорошо, причем кроме универсальных портов есть еще порты, находящиеся в ведении промышленных предприятий. Поэтому доставка грузов на полуостров, скорее всего, будет осуществляться бесперебойно. Самое главное, что на побережье есть нефтеналивные порты в Феодосии и Керчи, через которые будет организована доставка нефтепродуктов с НПЗ, расположенных в России. То есть автомобильный, авиационный и железнодорожный транспорт в Крыму смогут работать бесперебойно.

Под конец надо отметить, что хотя нельзя исключать эмбарго на поставку в Крым из Украины базовых товаров, но тем самым украинские предприятия будут лишаться источника дохода. А в украинской экономике дела идут не настолько хорошо, чтобы она могла себе позволить отказаться от вполне платежеспособного потребителя, которым, вероятно, будет Крым.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

23:47 Суд арестовал главу угрозыска Калужской области
23:18 Армия Сирии прекратила наступление в Идлибе и Дамаске
23:13 Госсовет Франции отказал России в экстрадиции беглого банкира Аблязова
22:44 Дипломаты рассказали о намерении ЕС продлить антироссийские санкции
22:41 Мутко объяснил абсурдность обвинений WADA в его адрес
22:11 ООН приняла резолюцию о срочном прекращении боев в Сирии
22:01 Госдума отказалась запрещать трансгендерам жениться
21:52 Минэнерго РФ обещало поставить Украине запрошенный объем газа
20:54 СК начал проверку после инсценировки нападения боевиков на колледж в Тихвине
20:37 Захарова опровергла приписанное Лаврову оскорбление телеоператора
20:33 За год армия обошлась бюджету РФ вдвое дороже всех силовиков
20:19 Минтранс обещал выполнить наказ Путина насчет тарифов «Платона»
20:14 В Кремле не оценили высказывание советника Трампа о признании Крыма
20:02 Трехлетний мораторий на накопительную пенсию прошел третье чтение в ГД
19:55 После проверки МОК Россия может лишиться первого места в Сочи
19:30 В Голландии задержан предполагаемый террорист с флагом ИГ
19:21 Обама велел спецслужбам отчитаться об атаках «российских» хакеров
19:13 Кортеж Эрдогана попал в аварию в Стамбуле
18:55 Минюст заявил о возможности исключения «Левада-Центра» из иноагентов
18:51 Кабмин оставил размер пособий по безработице неизменным
18:34 Кремль и Минспорта прокомментировали вторую часть доклада Макларена
18:33 «Газпром» обжаловал в Стокгольме украинский штраф в 6 млрд долларов
18:20 Умер бывший министр образования Александр Тихонов
18:13 Уволенных сотрудников ПФР отправят в ФНС
18:05 «Ельцин Центр» и Никита Михалков поспорили о наследии первого президента
17:47 В РПЦ заявили о неизбежности изучения православного наследия в школах
17:24 Сирийская армия взяла под контроль 93% Алеппо
17:21 Голландцы вернули в Италию голову римской императрицы
17:09 Советник Трампа допустил признание Крыма частью России
17:08 Украина нашла 700 млн долларов на закупку российского газа зимой
16:54 Шипулин пришел третьим в спринте на этапе Кубка мира по биатлону
16:40 Фамилии депутатов-прогульщиков опубликуют на сайте Госдумы
16:11 СМИ узнали о лишении Страшнова многомиллионной премии
16:04 IAAF перепроверит допинг-пробы россиян с 2007 по 2013 годы
15:52 Избран новый глава ВФЛА
15:36 Макларен отвел год на снятие санкций с РФ по допингу
15:29 Госдума приостановила индексацию маткапитала до 2020 года
15:22 Макларен обвинил Мутко в руководстве манипуляциями с допингом
15:18 Еще один кандидат отказался бороться за кресло главы ВФЛА
15:12 Ведущие экономисты и политики России и мира встретятся на Гайдаровском форуме в Президентской академии
15:10 Извинившийся перед Кадыровым житель Чечни подтвердил свои обвинения
14:32 Стал известен способ проникновения в клетки цитомегаловируса
14:32 Медведев уволил первого замглавы Минобрнауки
14:28 Золотых медалистов ОИ-2014 из России обвинили в фальсификации допинг-проб
14:13 Группа ВТБ отбирает самые перспективные стартапы Фонда «Сколково»
14:07 «Почта России» опровергла связь визита ФСБ с премией Страшнову
13:51 В Москве умер министр самого маленького островного государства в мире
13:45 Московский метрополитен получит «Мякинино» в бессрочную аренду
13:33 Исинбаева подтвердила снятие кандидатуры с выборов главы ВФЛА
13:19 ИГ атаковало окрестности Пальмиры
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.