Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
9 декабря 2016, пятница, 20:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

28 мая 2014, 09:08

Заслуги филологии для всех

Филология
Филология
Фото: bogoslov.ru

В связи и по поводу только что прошедшего Дня Филологии мне хотелось бы сказать несколько слов уточняющей признательности в адрес нашей нежно любимой дисциплины. Любой исследователь древности, европейской или восточной, всегда томим одною нуждой: для работы с предметом своих научных вожделений ему необходимо знать языки исследуемых им памятников. Из-за того, что исследователь древности, как правило, привязан к текстам, и именно на их основе формулирует идеи и выводы, он по необходимости и даже по некоторой неизбежной фатальности должен стать филологом.

Филологию придумали, как и многое вообще, на стыке античности и средневековья. Аристотель и его ученики критиковали текст Гомера, Дионисий Галикарнасский писал филологические трактаты, а александрийский христианский ученый Ориген написал «Гексаплы» - первый критический свод ветхозаветного текста с параллельным представлением еврейского оригинала и всех доступных переводов. Но развили филологию до большого цивилизационного проекта гуманисты, занявшиеся критическим изданием древних текстов как ремеслом и призванием. Именно они и превратили филологическое дело в культ.

На российской почве филология стала полемическим средством. Когда в начале 18 в. официальные «борцы с расколом» от лица государственной церкви сочинили ряд подложных текстов с использованием писцов-имитаторов и объявили их («Деяние на Мартина-армянина», «Феогностов потребник») древними текстами, старообрядцам-ученым из Выголексинского монастыря пришлось применять методы филологической критики, чтобы доказать неподлинность текстов. Андрей и Симеон Денисовичи Мышецкие провели с блеском эту работу и сделали филологический анализ и точность нормативными и в церковной полемике.

Филология как метод

Это слово, профессионим, как говорят лингвисты, кажется, безнадежно испорчено противопоставлением его естественным и точным наукам. В действительности же, ни филология, ни филологи ни в коем случае не должны противопоставляться ученым, работающим в твердых позитивных категориях проверенными незыбкими методами. Филолог – по старому, позабытому уже смыслу – человек, имеющий доступ к источнику в его первоначальном виде, умеющий прочесть рукопись и сделать критическое издание текста. Проще говоря, филолог – это человек с символическими ключами к текстам.

Все, что на это накладывается сверху, литературоведение, история литературы и прочие «филологические» дисциплины – суть надстройки над этим базовым доступом. Лингвистику отставим в сторону, ибо это есть практически точная экспериментальная когнитивная наука, имеющая к филологии слабое касательство только через факт и функцию языка. Филолог – это тот, кто сводит рукописи в критический текст посредством текстуальной критики и умеет истолковать разницу в рукописных чтениях.

Современный историк, историк философии немыслим без филологического метода. Нельзя обосновать ни одной серьезной исторической идеи или концепции без понимания ИСТОЧНИКА, как он устроен и из чего сложен контекст. Филология стала универсальным методом гуманитарных и социо-гуманитарных наук.

Филология как подход к информации

Филологический подход, о котором мне хотелось бы сказать несколько шире, по сути дорос до критической документальности и документированности. Именно в этом его суть и именно тут надо видеть его будущее развитие. Спрос на документированность сейчас как никогда высок – в эпоху глобального электронного доступа исчезли монополии на источники и филологический подход стал просто стандартным способом отношения к информации.

Сейчас на разных уровнях востребована критика источника – не просто для СМИ или чиновников – она востребована как норма информации «А вот это откуда взяли?», «Кто об этом писал?». Что уж говорить о научно-популярной литературе! Возникли базы текстов и корпуса – и это победа филологии как подхода. Дальше тут включается лингвистика, которая обсуждает способы и технологию устройства корпусов, смещения узуса и другие подобные чисто научные проблемы. Филология же победила как критический подход к информации. Пруф-линки – это тоже филология, переформулирования, перифразы – туда же. Толкование, экзегеза, на которую так высок спрос в медиа – это все плоды филологического подхода.

Вообще говоря, истолкование – одна из важнейших практик информационного общества, кодифицированная и окультуренная. Ее то хотят заменить аккумуляцией информационного массива, то объявить несущественной из-за множественности подходов – дескать, существуют неограниченные возможности толкования… Но филологическиий подход для того и нужен, чтобы объяснить: количество интерпретаций текста конечно и прогнозируемо. Мы знаем и понимаем, как считать и объяснять тексты культуры. Филологический подход не позволяет дезавуировать практику истолкования.

Филология как философия жизни

Одним словом, филологами стали поневоле все и без Дня Филолога, просто в силу внимательности и тщательности в отношении к тексту. Филология – это обращение к тексту и в этом смысле она – философия жизни. Мы все производим тексты, редактируем тексты, реагируем на тексты. Количество устного текста уменьшилось – количество письменного увеличилось. Жизнь социального человека все более выглядит как сложно организованный текст. И критика этого текста, нахождение его протографов и источников стали особой философией, жизненной техникой.

Современная политика, как показывает нам роль текстов в последних событиях, есть искусство обращения с текстами и к текстам, своеобразный менеджмент различных текстов. И тут проявляется важное свойство филологии – она не просто гуманитарна, она гуманистична и гуманна – ибо производится человеком для человека и про человека. И в этом она возвращает отчужденного техникой человека к себе.

Филология сформировала наше отношение к культуре как к тексту и мета-тексту. Находя семантические механизмы и связи, мы все совершаем процедуры не просто логические или математические. В силу своей экзегетичности, истолковательности эти процедуры - филологические. Поэтому День Филолога – это день всей нашей культуры, понятой и проинтерпретированной как текст и встроенной в сеть и систему других текстов. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.