Адрес: https://polit.ru/article/2014/06/05/mb2050614/


05 июня 2014, 19:47

ГЛОНАСС распадется на акции

Рассматривается возможность акционирования НП ГЛОНАСС, сообщает газета «Коммерсант». Уже в форме АО оно будет предоставлять коммерческие услуги на базе государственной информационной автоматической системы оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. Государство станет основным владельцем акционерного общества, а партнерам будет предложен миноритарный пакет акций.

Вопрос стратегии системы ЭРА-ГЛОНАСС обсуждался на совещании у Сергея Иванова, главы администрации президента РФ, передает «Коммерсант» со ссылкой на собственный источник в правительстве. Предложение коммерциализировать инфраструктуру ЭРА-ГЛОНАСС исходило от Минтранса. С его стороны поступило и предложение закрепить право собственности над этой системой за ФГУП «Защитаинфотранс». Схема планируется следующая: ФГУП заключает контракт с ОАО ГЛОНАСС на эксплуатацию ЭРА-ГЛОНАСС и на использование ее инфраструктуры. Доступ должен быть предоставлен всем заинтересованным компаниям, условия взаимодействия будут сформулированы государством. Отмечается, что по подобной схеме в Европе планируется развитие системы экстренного реагирования в случае аварии, под названием eCall.

На данный момент некоммерческое партнерство ГЛОНАСС включает 12 компаний, в том числе «Яндекс», «Билайн», «МТС», «Ростелеком» и другие. Эта организация является единственным исполнителем работ по контракту с Минтрансом о внедрении системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая будет служить для оповещения скорой и полиции о ДТП. Для реализации технологической части данного проекта в автомобили устанавливаются специальные датчики системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые оснащены измерителем ускорения, трехмерным гироскопом (это устройство, реагирующее  на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено), сим-картой и навигационным модулем. С 2017 года такими датчиками будут снабжены все новые автомобили. 

В Министерстве экономики опасаются потерять контроль над системой ЭРА-ГЛОНАСС после акционирования партнерства. Они видят риски потери госконтроля и в создании дочернего акционерного общества, о чем своевременно была предупреждена администрация президента.

На Международном навигационном форуме в Москве в апреле глава администрации президента Сергей Иванов и Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства, рассказали о перспективах ГЛОНАСС.  По словам Иванова, наземный измерительный сегмент системы ГЛОНАСС за рубежом в будущем будет включать 50 станций в 36 странах. Было отмечено, что на сегодня группировка ГЛОНАСС развернута полностью: на орбите работает 24 спутника, еще четыре находятся в орбитальном резерве. Среди приоритетных целей НП ГЛОНАСС стоит создание единого навигационного пространства России, Казахстана и Беларуси, повышение качества российских навигационных услуг в целом. 

На проект ЭРА-ГЛОНАСС также вощлагаются большие надежды: за счет сокращения времени реагирования экстренных служб, появится возможность спасать большее число людей, попавших в аварию. Сама аббревиатура расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». Сигнал о происшествии на дороге меньше, чем через минуту окажется у скорой и полиции. По предварительным оценкам экспертов, благодаря новой системе, удастся спасать на 30% людей больше, что составляет примерно 4 тысячи человек в год. Неожиданностью для автомобилистов может стать то, что базовая услуга навигации будет бесплатна для всех автовладельцев и на весь срок эксплуатации автомобиля.

Тогда, в апреле, одной из ключевых трудностей разработчикам казалась проблема недофинансирования: в текущем году не вся сумма была выделена на содержание ЭРА-ГЛОНАСС, только половина. Весь бюджет проекта ЭРА-ГЛОНАСС составляет 3,9 млрд руб. Возможно, это и стало толчком к идее акционирования партнерства, которое может привести в проект дополнительные инвестиционные потоки.

Планируется, что кроме своей основной функции, ЭРА-ГЛОНАСС сможет выполнять и некоторые дополнительные. Например, страховые компании могут получать данные о скорости и траектории движения автомобиля, предшествующие аварии, что позволит безошибочно определять виноватого в происшествии. Также через новую систему будет возможен контроль за передвижением автомобилей с опасным грузом. Рассматриваются и обсуждаются и другие перспективы использования системы ЭРА-ГЛОНАСС.

В декабре прошлого года новая система была введена в опытную эксплуатацию. Тогда планировалось, что массовое производство датчиков ЭРА-ГЛОНАСС начнется во втором квартале 2014 года, а к 2015 будет сформулировано новое требование, которое обязует всех производителей транспортных средств оборудовать свою продукцию этими датчиками. В рамках сотрудничества  по государственному контракту с Минтрансом НП ГЛОНАСС создало необходимую инфраструктуру и провело комплексные испытания новой системы в 60 регионах.

В начале июня Федеральное космическое агентство России официально заявило, что были приняты меры, запрещающие с 1 июня использование информации от GPS-станций на территории РФ в военных целях. Если переговоры с США о размещении на их территории станций ГЛОНАСС ни к чему не приведут, то уже с 1 сентября все GPS станции, расположенные в России, перестанут работать окончательно.

В случае такого развития событий, спрос населения на услуги ЭРА-ГЛОНАСС резко вырастет вместе с требованиями к их качеству. «Наличие собственной спутниковой навигационной системы подтверждает статус России как высокотехнологичной индустриальной державы. К тому же есть вопросы национальной безопасности, связанные с ограничениями доступа к формально свободным и даже рыночным технологическим продуктам и услугам по политическим или военным мотивам - мы все с этим недавно столкнулись», - рассказал Александр Гурко, директор НП ГЛОНАСС, в интервью «Российской газете» в апреле этого года.