5 декабря 2016, понедельник, 07:35

ТЕАТР

Кого любят комары?

Anopheles albimanus
James Gathany/Penn State University

В туристическом походе по лесу, на отдыхе вечером у реки, просто на даче – мы становимся мишенью для назойливых комаров. И порой нам кажется, что кровососущие насекомые явно предпочитают нас, а не соседей. Вот уже пятый вьется вокруг, а сидящий всего в паре метров приятель не вызывает у комаров никакого энтузиазма и посмеивается над тем, как вы машете руками и хлопаете ладонями.

Действительно ли для комаров одни люди привлекательнее других или же это всё иллюзия, вызванная тем, что собственные страдания от кровососущих насекомых мы воспринимаем сильнее, чем аналогичные неприятности окружающих? Профессор медицинской энтомологии Джонатан Дэй из Флоридского университета в Веро-Бич утверждает, что у комаров действительно есть «любимчики». Лабораторные исследования показывают, что около 20% людей привлекают комаров значительно сильнее. Причиной этой привлекательности служит совокупность нескольких факторов. Итак, что же делает нас привлекательными для комаров (точнее, для комарих, ведь, как мы помним, кровь сосут только самки этих насекомых)?

Группа крови

В 1900 году Карл Ландштейнер открыл группы крови человека (система АВ0), но комарам, видимо, они были известны и ранее. Как показало исследование, проведенное японскими учеными в 2004 году, комары садятся на людей с первой группой крови (0) почти в два раза чаще, чем со второй (А). Носители крови третьей (В) и четвертой (АВ) группы  находятся где-то посередине. Более того, примерно 85% людей выделяет через кожу определенные химические вещества, позволяющие определить их группу крови, 15% этого не делает. Это различие предопределено генетически. Японские исследователи установили, что эти 85% людей, невольно дающих информацию о принадлежности своей крови, привлекают комаров сильнее, чем остальные 15%.

Углекислый газ

Комары хорошо чувствуют концентрацию углекислого газа и ориентируются на нее при поисках жертвы. Ведь углекислый газ содержится в выдыхаемом человеком воздухе. Следовательно, наиболее вероятной жертвой комаров становятся более крупные люди, которые выдыхают больше углекислого газа. Этим объясняется то, что детей комары кусают меньше, чем взрослых.

Физическая активность

Не только углекислый газ ведет комара к цели. Комары прекрасно распознают молочную кислоту, мочевую кислоту, аммиак и другие вещества, которые содержатся в поте. Также их привлекает повышенная температура тела. Поэтому физическая активность, повышающая выделения пота и температуру, обязательно сделает вас добычей комаров. Здесь также играют роль наследственные факторы, так как степень выделения различных веществ в поте человека предопределена генетически. Поэтому некоторые люди, потея, привлекут к себе больше комаров.

Кожные бактерии

Есть исследования, в которых обнаруживается влияние бактерий, живущих на поверхности нашей кожи, на привлекательность нас для комаров. В 2011 году большая группа ученых из Нидерландов, США и Германии опубликовала в PLOS ONE статью, где исследовалась связь привлекательности людей для африканских комаров вида Anopheles gambiae и микробных сообществ на коже. Оказалось, что особенно любимы комарами люди, у которых численность кожных бактерий высока, но ниже их разнообразие. Также было обнаружено, что определенные роды бактерий коррелируют со степенью привлекательности для комаров. Положительную корреляцию (чем больше бактерий, тем больше комаров) показали роды Leptotrichia, Delftia и Actinobacteria, отрицательную – роды Pseudomonas и Variovorax. Авторы исследования предполагают, что бактерий из первой группы можно использовать при создании противомоскитных ловушек-аттракторов, а второй группы – для репеллентов, отгоняющих насекомых.

Пиво

Не бывает непривлекательных для комаров людей, бывает мало пива. Даже одна выпитая бутылка пива делает человека значительно более желанной целью для комаров. Это выяснили в 2002 году ученые из Японии. В исследовании участвовали добровольцы: 12 мужчин от 28 до 54 лет и одна женщина 24 лет. Участникам давали выпить пиво (350 мл, 5,5% спирта), а также замеряли содержание этанола в поту и температуру тела. После выпитого пива число комаров, садящихся на этих людей, значительно возрастало по сравнению с контрольной группой. Однако корреляцию с содержанием этанола или температурой найти не удалось, так что какой именно фактор влечет комара к человеку, выпившему пива, остается загадкой.

Цвет одежды

Помимо обоняния комары, выходя на «охоту», используют и зрение. Поэтому цвет одежды также оказывается важным фактором. По словам Джонатана Дэя, наибольшие шансы стать жертвой комаров у тех, кто носит одежду черного, темно-синего или красного цвета.

Беременность

Целый ряд исследований подтверждает: беременная женщина – желанная добыча для комаров. Беременным достается в среднем в два раза больше комариных укусов. В 2000 году в журнале Lancet британско-гамбийская группа медиков подтвердила это для малярийного комара Anopheles gambiae. В 2004 году исследователи из Судана пришли к аналогичным результатам для другого вида – Anopheles arabiensis. Их работу опубликовал журнал Annals of Tropical Medicine and Parasitology. Интересно, что комары из другого подсемейства (Culicinae) не продемонстрировали такой избирательности.

Предполагают, что неприятности беременных женщин вызваны совокупным действием двух факторов. Во-первых, в выдыхаемом воздухе у беременных женщин содержится на 21% больше углекислого газа. Во-вторых, средняя температура тела у беременных выше приблизительно 0,6°С. Оба этих фактора привлекают к ним комаров.

Природные репелленты

Получив немало сведений о веществах, привлекающих комаров, ученые поискать, не найдется ли в запахе людей, которых комары кусают мало, веществ, которые отпугивали бы комаров. Иными словами, природных репеллентов. Этим занялись ученые из старейшего в мире центра исследований в области сельского хозяйства – Rothamsted Research в английском городе Харпенден. Опытным путем они выделили из числа добровольцев тем, кого комары кусают меньше. Затем они собирали запахи, помещая участников опыта для этого в большие мешки из фольги на два часа. При помощи хроматографии выделялись химические вещества, которые были компонентами запахов. Затем исследовали действие веществ на комаров, закрепляя на усиках насекомых микроэлектроды, фиксирующие нервные импульсы.

Наконец, вещества, претендующие на роль репеллента, испытывали в ряде контрольных опытов. В одном из них использовалась Y-образная трубка, в которой комар мог выбирать: лететь ли ему к коже человека или в другом направлении. Когда в эксперименте участвовали люди, ранее признанные для комаров привлекательными, но при этом в воздухе присутствовало вещество-репеллент, комары отказывались лететь к жертве. В другом опыте доброволец засовывал руки в контейнер с комарами, причем одна из рук была покрыта репеллентом, а другая – нет.

В ходе этих опытов ученые установили два вещества, наиболее отвратительные для комаров. Ими оказались 6-метил-5-гептен-2-он (6-Methyl-5-hepten-2-one) и геранилацетон (geranylacetone). Если в запахе вашего пота есть эти два вещества, комары вам не страшны, даже если вы беременная женщина с первой группой крови в черной футболке, запыхавшаяся после игры в бадминтон.