Марш-бросок в известность

15 лет назад в ночь на 12 июня 1999 года, батальон российских десантников совершил ночной марш-бросок и, преодолев на автомашинах и БТР более 600 километров, занял аэродром «Слатина» в Приштине.

Немногим ранее, в начале месяца президент Сербии Милошевич согласился с идеей мирного разрешения конфликта, то есть фактически признал победу сил НАТО в кратковременной войне. 10 июня была принята резолюция Совета безопасности ООН №1244, согласно которой контроль над территорией Косова возлагался на международный контингент – силы KFOR, подчиняющиеся НАТО. Российские военные в KFOR не входили, но российская воздушно-десантная бригада была в составе SFOR – миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, где недавно закончилась гражданская война.

12 июня в Косово должны были войти силы НАТО, но российский батальон опередил их на четыре с небольшим часа, заняв единственный аэродром, способный принимать тяжелые транспортные самолеты.

Участник броска вспоминал: «Всякие мысли были в голове, но главная одна – успеть. Колонна шла на скорости 80 километров в час и выше по сложной трассе, которую и на «Жигулях» тяжело преодолеть, а не то что на боевой технике. И все это при 36-градусной жаре. Весть о нашем появлении, видимо, мгновенно облетела всю страну. Стали появляться кинооператоры, толпы людей рукоплескали нам на улицах городов. Мужчины радовались, плакали женщины. Времени оставалось все меньше и меньше. На одном дыхании пролетели Белград. Двигаться стало сложнее: дороги были заполнены колоннами выходивших из Косово югославских войск. Сербские военные чуть ли не из кабин вылезали, приветствуя наших солдат».

Когда к полудню к аэродрому подошла британская танковая колонна, она остановилась перед блок-постами российских десантников. Возможность посадки на летное поле натовских вертолетов была перекрыта БТРами. Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказывал захватить аэродром, но руководители войск НАТО на месте событий во главе с генералом Майклом Джексоном из британской армии проявили выдержку и не стали провоцировать открытый конфликт. Вместо этого силы НАТО расположились вокруг, блокировав аэродром.

После переговоров на уровне министров иностранных дел России и США российские военные были включены в состав миротворческих сил в Косово. Самолетами и десантными кораблями в Косово было доставлено пополнение российских десантников, общее число которых достигло четырех тысяч. НАТО признало их контроль над аэропортом, но он также стал использоваться для приема самолетов KFOR.

Четыре года российские военные находились в Косово в составе KFOR, не подчиняясь, однако, непосредственно их командованию. Они покинули Косово в середине 2003 года. Затем Косово и Метохия еще несколько лет находились под контролем KFOR, а 17 февраля 2008 года Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии.

Как сложилась судьба руководителей броска на Приштину в последовавшие пятнадцать лет? Генерал-полковник Виктор Заварзин в 1999 году был главным военным представителем России в НАТО. Позднее он становился депутатом государственной думы четвертого (2003) год, пятого (2007) и шестого (2011) созывов от партии «Единая Россия». Был главой комитета по обороне в Думе пятого созыва, ныне – первый заместитель председателя комитета по обороне. В 2006 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Командующий первой отдельной воздушно-десантной бригадой Николай Игнатов до сих пор продолжает армейскую службу. В 2001 году он окончил Военную академию Генерального штаба, был помощником командующего ВДВ по воспитательной работе. В декабре 2002 года возглавил 7-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию в Новороссийске. В июне 2005 года стал заместителем командующего ВДВ России, а с февраля 2008 года – начальником штаба и первым заместителем командующего ВДВ России. В 2006 году он получил звание генерал-лейтенанта.

Подполковник ВДВ Юнус-бек Евкуров продолжил воинскую службу, в 2004 году стал полковником, занимал должность заместителя начальника разведывательного управления Приволжско-Уральского военного округа. Осенью 2008 года назначен временно исполняющим обязанности главы республики Ингушетия, а вскоре парламент избрал его президентом республики. В 2009 году пережил покушение, во время которого был серьезно ранен. В 2013 году вновь избран президентом Ингушетии. Член высшего совета «Единой России».