Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 23:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

19 июня 2014, 11:52

Северные перспективы транспортного развития

Северный морской путь
Северный морской путь
Фото: morflot.ru

Эксперты разных стран говорят о растущей роли Арктики и Азиатско-Тихоокеанского региона. Обе эти зоны принципиально важны и для России. Ключевым препятствием для их развития в этих направлениях являются климатические и связанные с ними транспортные проблемы. Одним из ключей к их решении издавна представлялся Северный морской путь. В последние годы обсуждение его роли в будущем страны обсуждается все более активно.

СМП предполагает транспортировка грузов из Мурманска, который в таком понимании становится ключевым транспортным узлом, в Дудинку, на Чукотку, а оттуда в российские и зарубежные порты Тихого океана и прилегающих морей. Равно как и наоборот: из Тихого океана – к Мурманску. Впрочем, и Мурманск является не конечной точкой, а перевалочным пунктом на морском пути из Европы в Азию. По мнению некоторых экспертов, этот путь может стать альтернативой движению через Суэцкий пролив и Индийский океан. Тем более перспективной, что сокращает путь на треть, он не предполагает плавание в насыщенных пиратами водах и т.д.

 
Марина Ковтун

Велика может быть роль СМП и в развитии опорных для него территорий – особенно Мурманска. Это хорошо понимают региональные власти. По словам врио губернатора Мурманской области Марины Ковтун, «В Арктике у порта Мурманск нет конкурентов. Он входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути».

На базе морского порта Мурманск реализуется крупный инвестиционный проект федерального уровня - "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Основная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба интегрированного в международный транспортный коридор "Север – Юг". Необходимость его реализации в полном объеме как стратегически важного для развития шельфовых месторождений и российской части Арктики подтверждена и президентом Владимиром Путиным, и премьером Дмитрием Медведевым. Отмечалось, что временное торможение инвестиций в развития Мурманского транспортного узла ни в коем случае не приведет к отмене проекта. "… работа над проектом "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" переходит в практическую плоскость. Для нас железная дорога на западный берег Кольского залива – это дорога в будущее, потому что открывает для нас новые возможности и повышает конкурентоспособность порта Мурманск", - сказала Марина Ковтун.

О перспективах Северного морского пути «Полит.ру» поговорил с экспертами- географами и транспортниками.

Лариса Морозова, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Лариса Морозова

О СМП сейчас много говорят. В настоящее время достраивается завод по сжижению природного газа «Ямал-СПГ». Новая очередь там будет сдана, вероятно, в 2017-2018 году. И, конечно, нужно упомянуть порт Сабетта на Ямале, который готов уже на 80% и предназначен для выгрузки-погрузки всех типов судов. После этого Северный морской путь для России будет иметь большое значение. В Сабетте создают уникальную систему подогрева акватории, то есть это будет незамерзающий порт. Сейчас там проходит не очень много судов, в основном, китайские. Кроме этого, как считают многие, благодаря глобальному потеплению судам станет проще ходить по СМП. Однако даже в этом случае все равно понадобится ледокольная проводка.

Северный морской путь пока рассматривают лишь в привязке к транспортировке природного газа компании «Ямал-СПГ». Есть мнение, что если будет простроена дорога от станции Бованенково до порта Сабетта, то этот порт станет многофункциональным. Однако этот участок — лишь малая часть железнодорожного Северного широтного хода, (станция Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево), за который сейчас все бьются.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Наличие порта в разы увеличит количество рабочих мест. Кроме этого всякая транспортная инфраструктура создает и другие условия для развития. Те месторождения, которые разведаны, но еще не разработаны, могут получить новый виток для своего развития с появлением железной дороги, порта, через который возможен экспорт и можно завозить стройматериалы. Однако здесь нужно четко понимать, что вы будете возить, куда и за сколько. Главное, какова будет стоимость ледокольной проводки. Северный морской путь нужно еще разрабатывать и в правовом плане. В 2013 году вступили в силу «Правила плавания в акватории Северного морского пути». К ним возникло множество вопросов, так же как и к администрации СМП, которая располагается в Москве и имеет лишь филиал в Архангельске, то есть всю работу ведет дистанционно. Так, новые правила не предусматривают создания штабов морских операций, которые до этого осуществляли оперативное управление судоходством. Там нет четких процедур взаимодействия администрации СМП с операторами ледокольного флота.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

По-моему, в Северном морском пути в первую очередь заинтересованы Ямало-Немецкий автономный округ и Камчатка, потому что Петропавловск-Камчатский хочет стать незамерзающим портом на СМП. Однако в морском пути заинтересованы и другие регионы — я думаю, вся территория Арктики. Он интересен и для Дальнего Востока. По срокам очень сложно сказать, к слову, Северный широтный ход обсуждается уже лет семь как минимум. Про СМП тоже говорят давно, но все зависит от того, какое будет финансирование. Поскольку сейчас встал вопрос инфраструктуры Крыма, то многие проекты начали сжиматься, от некоторых стали отказываться. То есть сейчас расход на транспортную инфраструктуру очень сильно сократили. Также на развитие СМП повлияет и то, как будет расти спрос на перевозки. Когда пойдет первая партия СПГ в 2018 году, тогда будет понятно, насколько это направление востребовано. С другой стороны, инфраструктура должна носить опережающий характер. А все морские порты на Северном морском пути — пока это узкие места, потому что для многих требуется капитальный ремонт, реконструкция, углубление.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Наталья Зубаревич

Северный морской путь экономически и практически не используется восточнее Енисея, работает только перевозка «Норникелем» концентрата из порта Дудинка в Мурманск и далее на его переработку, все остальное пока не используется абсолютно. Регулярного судоходства нет, советское прошлое уже ушло, соответственно для Азиатско-Тихоокеанского региона значение Севморпути абсолютно непонятно: регулярная ледокольная проводка требует другой инфраструктуры, и это пока только планы, будет ли она организована — неизвестно. Мы до сих пор не можем организовать контейнерные перевозки по железной дороге через Россию, потому что у нас безумное время уходит на таможню, на разгрузку и т. д. Поэтому я с большим скепсисом смотрю на экономические перспективы восточной части СМП, то есть от Енисея дальше через Чукотку. Потому что Советский Союз, когда его осваивал, денег не считал, и это было связано с доставкой грузов из Европы с Соло Логистик на северные территории, которые тогда были гораздо более заселены и сильнее использовались экономически. Сейчас пока понятно, что эта советская система в рыночных условиях работать не может — слишком дорого. Поэтому все, что касается ледокольной проводки судов, перспектив — пока это чистые планы. Планов в Российской Федерации написано немерено. Мне бы хотелось понять, где реальность. Пока это все очень сомнительно. По объемам транзитной перевозки — ее нет: были пробные проводки. Экономически эта артерия не работает.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все, что до Енисея, вполне может развиваться, но это не называется Северный морской путь. Севморпуть — это транзит от Мурманска до Камчатки всеми северными морями.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Пока никто в это не будет вкладываться. Федеральный центр интересует та зона, которая связана с шельфовой нефтегазодобычей. Это Баренцево и Карское моря. И добычей на Ямале. Все остальное — это шапкозакидательские идеи. Экономической основы под ними пока нет.

Ольга Буч, д.э.н., профессор Мурманского государственного технического университета, главный редактор журнала «МурманшельфИнфо»

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее? В том числе в свете роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона.

 
Ольга Буч

Северный морской путь возродился несколько лет тому назад, примерно с 2010 года идет рост транспортировок. Пользователи СМП — это не только суда, идущие под российским флагом, не только грузы, которые нужны в разных частях нашей страны, но и грузы, потребность в которых существует в странах Азиатского региона, транспортировка идет в Китай, Японию и гораздо дальше, чем сам Северный морской путь. Грузы — это не столько сжиженный природный газ, есть рост количества проходок по СМП и уменьшение количества судов в балласте, то есть идущих обратно пустыми. /Сопоставимо ли это с советскими объемами?/ — Пока этот объем несопоставим, но еще немножко, и все изменится. Я не могу сказать, сколько времени пройдет, но по динамике несколько лет (2-3 года, может быть, 5 лет) и объемы будут такими же, или превысят советские. Это будет зависеть и от шельфовых проектов, а также это может быть снабжение по Северному морскому пути северных проектов.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Роль колоссальная, потому что СМП не может быть непрерывным маршрутом, на котором корабли не используют береговую инфраструктуру вдоль своей трассы. Поэтому в каждом порту, в Мурманске (здесь, может быть, в меньшей степени — его нужно будет просто развить) и в других портах понадобится восстановление береговой инфраструктуры. Уже сейчас созданы аварийно-спасательные центры вдоль Северного морского пути, нужные для поиска и спасения людей, аварийных разливов нефти и т. д. Это уже достаточный шаг в развитии береговой инфраструктуры. Естественно, это шаг и в развитии территорий, потому что каждая из этих территорий, на которой расположен такой центр, будет получать толчок — это рабочие места, это вклад и в валовой региональный продукт.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Я бы сказала, что это будет государственно-частное партнерство. Конечно, изначально это будут вложения из федерального бюджета, потому что есть вещи, которые трудно построить только частным инвесторам или территориям. Но следствием вложения денег из федерального бюджета станет развитие на основе государственно-частного партнерства, потому что одним государственным бюджетом невозможно полностью развить эту территорию. Все эти вещи взаимозависимы: вложишь в развитие инфраструктуры, будет больше грузопоток по Северному морскому пути, соответственно, больше будут развиваться северные территории. Запускается механизм через федеральный бюджет, а дальше он начинает питаться через другие источники.

Владимир Якунчиков, проректор по учебной работе Московской государственной академии водного транспорта.

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Владимир Якунчиков

Самое главное богатство любого государства — это богатство территорий, которые сегодня могут быть пустынны, а завтра будут иметь коммерческий статус. Всегда территориальный вопрос — он самый острый, уже после него идут вопросы, связанные с полезными ископаемыми. Поэтому любая ситуация (погодная, климатическая), которая позволяет лучше использовать территории, пробуждает к ним интерес. В частности, сейчас благодаря глобальному потеплению стал судоходным Северный морской путь. По СМП вновь, после достаточно долгого «холодного» периода начинается судоходство. Раньше для того чтобы пройти сверху всей Евразии по Ледовитому океану, нужна была сложная ледовая проводка [при помощи ледоколов], сейчас проще: если у тебя есть ледовый класс у судна, то ты можешь в сопровождении ледокола пройти целым караваном. В прошлом году было около 2000 проводок, из них 80 не были санкционированы российским государством. Большинство из этих проводок было оформлено, выставлены штрафы. Это иллюстрирует повышение популярности этого пути: и китайцы, корейцы, японцы начинают сюда ходить.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все предполье этого морского пути охвачено хозяйственной деятельностью. Это и разработка шельфа в западном регионе — Мурманск, Штокман [в Баренцевом море]. Далее на восток также будут вестись разработки полезных ископаемых на шельфе. Как правило, это устьевые участки рек, где живут люди и где производится хозяйственная деятельность. Это Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. В устьях этих рек часто имеются крупные замерзающие порты, которые будут развивать.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

То, что Северный морской путь будут развивать территории — это сильно сказано, они все, как правило, дотационные. Я думаю, это будет государственно-частное партнерство, 50/50 или в другом соотношении, но всегда это будет крупный бизнес (так как это дорогие условия финансирования) и государство, которое заинтересовано в развитии — это стратегический ресурс нашего государства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:15 Замглавы МИД передал Тегерану предложения Госдепа по Сирии
23:10 Президент Италии призвал премьера не покидать пост до утверждения бюджета
22:35 Трамп и его дочь встретились с Альбертом Гором
22:25 Московские власти завершили снос третьего списка самостроя
22:18 Васильева анонсировала синхронизацию литературы и истории в школе
21:49 Минкомсвязи пригласило на работу миллион IT-специалистов
21:35 Глава правительства Франции заявил об уходе в отставку
21:01 Путин задумался о проверке правительства на употребление алкоголя
21:00 Путин поделился планами после ухода из политики
20:46 МТС отказалась повышать тарифы за рубежом
20:43 Минфин Чечни отказался от претензий к размеру дотаций
20:28 Путин объяснил засилье криминала на ТВ
20:08 Главком ВС Украины рассказал об ожидании российского удара «отовсюду»
20:07 Путин объяснил пользу замещения импорта
19:44 Фигурант дела о «крымских диверсантах» отказался от показаний
19:44 WikiLeaks выложил в сеть переписку зятя Эрдогана
19:25 86 бывших депутатов не съехали со служебных квартир
19:13 «Мемориал» признал блогера Соколовского политзаключенным
19:01 Белый дом подтвердил встречу глав США и Японии в Перл-Харборе
18:44 Формирование правительства Свердловской области практически завершено
18:40 Путин подписал закон о штрафах за недопуск газовиков к проверке плит
18:28 Путин поручил создать орган власти по адаптации мигрантов
18:23 ФАС предложила запретить госкомпаниям покупать акции коммерческих фирм
17:55 В Алеппо умерла вторая сотрудница российского госпиталя
17:53 Путин вошел в тройку людей года по версии читателей Time
17:33 Инженеры выяснили причину перегрева Galaxy Note 7
17:27 Европа определилась с приоритетами в космических исследованиях
17:13 В разбившемся в Югре автобусе мог пропасть видеорегистратор
17:09 Кировский суд отказал в возвращении дела «Кировлеса» в прокуратуру
16:51 Чечня пообещала добиваться увеличения бюджетных дотаций
16:37 Путин пригласил избранного президента Узбекистана в Россию
16:26 Медведев решил «ограничить аппетиты» чиновников при госзакупках
16:08 Ливийские военные освободили Сирт от ИГ
16:01 Шувалов сообщил об изменении условий поддержки ипотеки
15:47 Минобороны подтвердило гибель в Сирии российского медика
15:41 Песков прокомментировал потерю второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
15:25 Дадина перевели в колонию в Кировской области
14:49 СМИ сообщили о гибели в Алеппо российской медсестры
14:47 Дело о ДТП в Югре передано Главному следственному управлению СКР
14:41 В конце дня шахматисты склонны к более рискованным ходам
14:32 Президентом Узбекистана избран Шавкат Мирзиёев
14:29 Минкомсвязи обсудит с прокурорами зарплату главы «Почты России»
14:08 Арбитраж в Киеве обязал «Газпром» выплатить 6,8 млрд долларов
13:54 «Почта России» запустила свои самолеты
13:26 Источник сообщил о падении в море второго истребителя с «Адмирала Кузнецова»
13:26 Цена барреля Brent впервые за полтора года превысила 55 долларов
13:15 Правительство немного снизило прожиточный минимум
12:56 После гибели детей в аварии в Югре ужесточили правила перевозки
12:52 СМИ: один из самых успешных проектов в области российского ритейла начался с любви к Айн Рэнд
12:51 ООН запросила на гуманитарную помощь рекордные 22,2 млрд долларов
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.