Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
29 марта 2017, среда, 06:29
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

19 июня 2014, 11:52

Северные перспективы транспортного развития

Северный морской путь
Северный морской путь
Фото: morflot.ru

Эксперты разных стран говорят о растущей роли Арктики и Азиатско-Тихоокеанского региона. Обе эти зоны принципиально важны и для России. Ключевым препятствием для их развития в этих направлениях являются климатические и связанные с ними транспортные проблемы. Одним из ключей к их решении издавна представлялся Северный морской путь. В последние годы обсуждение его роли в будущем страны обсуждается все более активно.

СМП предполагает транспортировка грузов из Мурманска, который в таком понимании становится ключевым транспортным узлом, в Дудинку, на Чукотку, а оттуда в российские и зарубежные порты Тихого океана и прилегающих морей. Равно как и наоборот: из Тихого океана – к Мурманску. Впрочем, и Мурманск является не конечной точкой, а перевалочным пунктом на морском пути из Европы в Азию. По мнению некоторых экспертов, этот путь может стать альтернативой движению через Суэцкий пролив и Индийский океан. Тем более перспективной, что сокращает путь на треть, он не предполагает плавание в насыщенных пиратами водах и т.д.

 
Марина Ковтун

Велика может быть роль СМП и в развитии опорных для него территорий – особенно Мурманска. Это хорошо понимают региональные власти. По словам врио губернатора Мурманской области Марины Ковтун, «В Арктике у порта Мурманск нет конкурентов. Он входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути».

На базе морского порта Мурманск реализуется крупный инвестиционный проект федерального уровня - "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Основная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба интегрированного в международный транспортный коридор "Север – Юг". Необходимость его реализации в полном объеме как стратегически важного для развития шельфовых месторождений и российской части Арктики подтверждена и президентом Владимиром Путиным, и премьером Дмитрием Медведевым. Отмечалось, что временное торможение инвестиций в развития Мурманского транспортного узла ни в коем случае не приведет к отмене проекта. "… работа над проектом "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" переходит в практическую плоскость. Для нас железная дорога на западный берег Кольского залива – это дорога в будущее, потому что открывает для нас новые возможности и повышает конкурентоспособность порта Мурманск", - сказала Марина Ковтун.

О перспективах Северного морского пути «Полит.ру» поговорил с экспертами- географами и транспортниками.

Лариса Морозова, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Лариса Морозова

О СМП сейчас много говорят. В настоящее время достраивается завод по сжижению природного газа «Ямал-СПГ». Новая очередь там будет сдана, вероятно, в 2017-2018 году. И, конечно, нужно упомянуть порт Сабетта на Ямале, который готов уже на 80% и предназначен для выгрузки-погрузки всех типов судов. После этого Северный морской путь для России будет иметь большое значение. В Сабетте создают уникальную систему подогрева акватории, то есть это будет незамерзающий порт. Сейчас там проходит не очень много судов, в основном, китайские. Кроме этого, как считают многие, благодаря глобальному потеплению судам станет проще ходить по СМП. Однако даже в этом случае все равно понадобится ледокольная проводка.

Северный морской путь пока рассматривают лишь в привязке к транспортировке природного газа компании «Ямал-СПГ». Есть мнение, что если будет простроена дорога от станции Бованенково до порта Сабетта, то этот порт станет многофункциональным. Однако этот участок — лишь малая часть железнодорожного Северного широтного хода, (станция Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево), за который сейчас все бьются.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Наличие порта в разы увеличит количество рабочих мест. Кроме этого всякая транспортная инфраструктура создает и другие условия для развития. Те месторождения, которые разведаны, но еще не разработаны, могут получить новый виток для своего развития с появлением железной дороги, порта, через который возможен экспорт и можно завозить стройматериалы. Однако здесь нужно четко понимать, что вы будете возить, куда и за сколько. Главное, какова будет стоимость ледокольной проводки. Северный морской путь нужно еще разрабатывать и в правовом плане. В 2013 году вступили в силу «Правила плавания в акватории Северного морского пути». К ним возникло множество вопросов, так же как и к администрации СМП, которая располагается в Москве и имеет лишь филиал в Архангельске, то есть всю работу ведет дистанционно. Так, новые правила не предусматривают создания штабов морских операций, которые до этого осуществляли оперативное управление судоходством. Там нет четких процедур взаимодействия администрации СМП с операторами ледокольного флота.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

По-моему, в Северном морском пути в первую очередь заинтересованы Ямало-Немецкий автономный округ и Камчатка, потому что Петропавловск-Камчатский хочет стать незамерзающим портом на СМП. Однако в морском пути заинтересованы и другие регионы — я думаю, вся территория Арктики. Он интересен и для Дальнего Востока. По срокам очень сложно сказать, к слову, Северный широтный ход обсуждается уже лет семь как минимум. Про СМП тоже говорят давно, но все зависит от того, какое будет финансирование. Поскольку сейчас встал вопрос инфраструктуры Крыма, то многие проекты начали сжиматься, от некоторых стали отказываться. То есть сейчас расход на транспортную инфраструктуру очень сильно сократили. Также на развитие СМП повлияет и то, как будет расти спрос на перевозки. Когда пойдет первая партия СПГ в 2018 году, тогда будет понятно, насколько это направление востребовано. С другой стороны, инфраструктура должна носить опережающий характер. А все морские порты на Северном морском пути — пока это узкие места, потому что для многих требуется капитальный ремонт, реконструкция, углубление.

Наталья Зубаревич, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Наталья Зубаревич

Северный морской путь экономически и практически не используется восточнее Енисея, работает только перевозка «Норникелем» концентрата из порта Дудинка в Мурманск и далее на его переработку, все остальное пока не используется абсолютно. Регулярного судоходства нет, советское прошлое уже ушло, соответственно для Азиатско-Тихоокеанского региона значение Севморпути абсолютно непонятно: регулярная ледокольная проводка требует другой инфраструктуры, и это пока только планы, будет ли она организована — неизвестно. Мы до сих пор не можем организовать контейнерные перевозки по железной дороге через Россию, потому что у нас безумное время уходит на таможню, на разгрузку и т. д. Поэтому я с большим скепсисом смотрю на экономические перспективы восточной части СМП, то есть от Енисея дальше через Чукотку. Потому что Советский Союз, когда его осваивал, денег не считал, и это было связано с доставкой грузов из Европы с Соло Логистик на северные территории, которые тогда были гораздо более заселены и сильнее использовались экономически. Сейчас пока понятно, что эта советская система в рыночных условиях работать не может — слишком дорого. Поэтому все, что касается ледокольной проводки судов, перспектив — пока это чистые планы. Планов в Российской Федерации написано немерено. Мне бы хотелось понять, где реальность. Пока это все очень сомнительно. По объемам транзитной перевозки — ее нет: были пробные проводки. Экономически эта артерия не работает.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все, что до Енисея, вполне может развиваться, но это не называется Северный морской путь. Севморпуть — это транзит от Мурманска до Камчатки всеми северными морями.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Пока никто в это не будет вкладываться. Федеральный центр интересует та зона, которая связана с шельфовой нефтегазодобычей. Это Баренцево и Карское моря. И добычей на Ямале. Все остальное — это шапкозакидательские идеи. Экономической основы под ними пока нет.

Ольга Буч, д.э.н., профессор Мурманского государственного технического университета, главный редактор журнала «МурманшельфИнфо»

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее? В том числе в свете роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона.

 
Ольга Буч

Северный морской путь возродился несколько лет тому назад, примерно с 2010 года идет рост транспортировок. Пользователи СМП — это не только суда, идущие под российским флагом, не только грузы, которые нужны в разных частях нашей страны, но и грузы, потребность в которых существует в странах Азиатского региона, транспортировка идет в Китай, Японию и гораздо дальше, чем сам Северный морской путь. Грузы — это не столько сжиженный природный газ, есть рост количества проходок по СМП и уменьшение количества судов в балласте, то есть идущих обратно пустыми. /Сопоставимо ли это с советскими объемами?/ — Пока этот объем несопоставим, но еще немножко, и все изменится. Я не могу сказать, сколько времени пройдет, но по динамике несколько лет (2-3 года, может быть, 5 лет) и объемы будут такими же, или превысят советские. Это будет зависеть и от шельфовых проектов, а также это может быть снабжение по Северному морскому пути северных проектов.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Роль колоссальная, потому что СМП не может быть непрерывным маршрутом, на котором корабли не используют береговую инфраструктуру вдоль своей трассы. Поэтому в каждом порту, в Мурманске (здесь, может быть, в меньшей степени — его нужно будет просто развить) и в других портах понадобится восстановление береговой инфраструктуры. Уже сейчас созданы аварийно-спасательные центры вдоль Северного морского пути, нужные для поиска и спасения людей, аварийных разливов нефти и т. д. Это уже достаточный шаг в развитии береговой инфраструктуры. Естественно, это шаг и в развитии территорий, потому что каждая из этих территорий, на которой расположен такой центр, будет получать толчок — это рабочие места, это вклад и в валовой региональный продукт.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

Я бы сказала, что это будет государственно-частное партнерство. Конечно, изначально это будут вложения из федерального бюджета, потому что есть вещи, которые трудно построить только частным инвесторам или территориям. Но следствием вложения денег из федерального бюджета станет развитие на основе государственно-частного партнерства, потому что одним государственным бюджетом невозможно полностью развить эту территорию. Все эти вещи взаимозависимы: вложишь в развитие инфраструктуры, будет больше грузопоток по Северному морскому пути, соответственно, больше будут развиваться северные территории. Запускается механизм через федеральный бюджет, а дальше он начинает питаться через другие источники.

Владимир Якунчиков, проректор по учебной работе Московской государственной академии водного транспорта.

Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?

 
Владимир Якунчиков

Самое главное богатство любого государства — это богатство территорий, которые сегодня могут быть пустынны, а завтра будут иметь коммерческий статус. Всегда территориальный вопрос — он самый острый, уже после него идут вопросы, связанные с полезными ископаемыми. Поэтому любая ситуация (погодная, климатическая), которая позволяет лучше использовать территории, пробуждает к ним интерес. В частности, сейчас благодаря глобальному потеплению стал судоходным Северный морской путь. По СМП вновь, после достаточно долгого «холодного» периода начинается судоходство. Раньше для того чтобы пройти сверху всей Евразии по Ледовитому океану, нужна была сложная ледовая проводка [при помощи ледоколов], сейчас проще: если у тебя есть ледовый класс у судна, то ты можешь в сопровождении ледокола пройти целым караваном. В прошлом году было около 2000 проводок, из них 80 не были санкционированы российским государством. Большинство из этих проводок было оформлено, выставлены штрафы. Это иллюстрирует повышение популярности этого пути: и китайцы, корейцы, японцы начинают сюда ходить.

Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?

Все предполье этого морского пути охвачено хозяйственной деятельностью. Это и разработка шельфа в западном регионе — Мурманск, Штокман [в Баренцевом море]. Далее на восток также будут вестись разработки полезных ископаемых на шельфе. Как правило, это устьевые участки рек, где живут люди и где производится хозяйственная деятельность. Это Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. В устьях этих рек часто имеются крупные замерзающие порты, которые будут развивать.

Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?

То, что Северный морской путь будут развивать территории — это сильно сказано, они все, как правило, дотационные. Я думаю, это будет государственно-частное партнерство, 50/50 или в другом соотношении, но всегда это будет крупный бизнес (так как это дорогие условия финансирования) и государство, которое заинтересовано в развитии — это стратегический ресурс нашего государства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:02 Сборная России сыграла вничью в товарищеском матче с командой Бельгии
20:56 Украинская «дочка» Сбербанка сменит название после продажи
20:37 В ФБК сообщили об обысках в заблокированном офисе фонда
20:06 В Германии предложили бойкотировать ЧМ-2018 после задержаний участников митингов в РФ
19:57 Минфин подтвердил запуск системы tax free в России с октября
19:49 Парламент Шотландии одобрил новый референдум о независимости
19:35 В России продлят запрет на продажу спиртосодержащей пищевой продукции
19:20 В Минфине рассказали об алгоритме автоматического расчета цен на водку
19:10 Лукашенко назвал Путина «родным братом»
18:56 Миронов назвал единых кандидатов СР, ЛДПР и КПРФ в губернаторы
18:48 Генпрокуратура признала законным возбуждение дела о премиях главе «Почты России»
18:44 На Украине разблокировали все отделения Сбербанка
18:27 Месси дисквалифицирован на четыре матча ЧМ-2018
18:21 Суд обязал главного раввина Сочи Эделькопфа покинуть Россию
18:05 Путин подписал закон об онлайн-переписи населения
17:44 МВД Украины поручили задержать предполагаемого сообщника убийцы Вороненкова
17:32 В Тольятти начнут производить грузовики «Иван»
17:19 Windows 10 Creators Update стала доступна до официального релиза
16:56 Путин подписал закон об ограничении права СМИ вести трансляции из судов
16:36 Горизбирком Петербурга одобрил референдум по передаче Исаакиевского собора
16:18 Песков пошутил по поводу сообщений о его поездке в Луганск
16:12 Путин подписал закон о натуральной компенсации по ОСАГО
15:47 Выборы главы РАН предварительно назначены на 27 сентября
15:31 СКР назвал убийство начальника строительного управления МВД «заказным»
15:21 СМИ узнали о получении Медведевым 4 тысяч га земли в аренду за 40 рублей
15:03 Полиция объявила в розыск подозреваемых в убийстве сотрудника МВД в Москве
14:48 В Минкульте опровергли требование отложить премьеру «Форсажа»
14:31 Набиуллина заявила о начале нового цикла в экономике России
14:23 Экспертиза «Полит.ру»: Законопроект о сверхурочной работе имеет неплохие шансы на принятие
14:22 При участии «Сколково» создана половина российских инновационных лекарств
14:11 СМИ анонсировали разрешение референдума о передаче Исаакия РПЦ
13:59 Песков прокомментировал ситуацию с продажей украинской «дочки» Сбербанка
13:43 Легкие играют роль в кроветворении
13:36 Генштаб назвал вынужденным ответ России на развертывание ПРО США
13:33 Силуанов рассказал о потере РФ 100 млрд рублей в разорившихся банках
13:16 Наталья Водянова опубликовала петицию в поддержку Юлии Самойловой
13:11 ЕСПЧ присудил беженцам компенсацию за жизнь в транзитной зоне Шереметьево
12:51 Министр экологии Украины заявил о нехватке воды в стране
12:46 Илюмжинов отказался покидать пост главы FIDE до 2018 года
12:23 Москва выразила МИД Латвии протест из-за осквернения мемориала
12:23 Радикалы в Киеве временно разблокируют офис «дочки» Сбербанка
12:07 Лимузин из проекта «Кортеж» сфотографировали на тестах в Швеции
11:53 Почти 90% опрошенных россиян назвали неприемлемой коррупцию во власти
11:50 Компания сына генпрокурора РФ станет крупнейшим поставщиком шпал для РЖД
11:30 Месси могут дисквалифицировать за оскорбление арбитра
11:22 СМИ узнали о планах по продаже 700 заправок «Лукойла»
11:12 Авиакомпании встревожил контроль качества топлива
11:04 СМИ сообщили о конфликте кинотеатров с Минкультом из-за премьеры «Форсажа-8»
10:48 На нефтяном рынке США впервые используют блокчейн
10:41 Певец Николай Носков госпитализирован в тяжёлом состоянии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.