Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 03:31
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Север и Юг в сознании евреев эллинистического времени

«Добрый самарянин» (фрагмент), Рембрандт
«Добрый самарянин» (фрагмент), Рембрандт
Wikimedia Commons

Как мы уже говорили в предыдущих публикациях (1, 2), материалы археологических раскопок Леванта II-I тыс. до н.э. в значительной мере расходятся с библейскими историями. В настоящее время такие периоды как эпоха Патриархов, Исход, завоевание Ханаана Иисусом Навином и даже время древнеизраильского Царства Давида и Соломона из категории исторических событий перенесены в разряд легендарных или мифических. Такое положение дел позволило профессору археологии Тель-Авивского университета Израилю Финкельштейну назвать библейские описания этих периодов «благочестивой фантастикой». Первый исторический период, в котором библейские и археологические источники взаимодополняют друг друга и дают непротиворечивую картину – время борющих между собой царств Северного (Израиля) и Южного (Иудеи). Раскопки доказали значительные различия между обеими царствами не только в керамике, но и во многих других сферах жизни: жившие на плодородных землях северного Ханаана израильтяне были земледельцами и исповедовали политеистические культы ханаанеян, тогда как у южан, живших в засушливом климате и подвергавшихся постоянным набегам кочевников постепенно складывался монотеистический культ Ягве.

История Израильского царства закончилась в 722/721 г. до н.э., когда ассирийская армия под руководством Салмонасара V и его преемника Саргона II захватила и разрушила последнюю столицу Израиля город Шомрон (Самарию, впоследствии Шомроном или Самарией стали называть не только город, но и центральные области некогда принадлежавшие Израильскому царству). Те израильтяне, которые не были угнаны в рабство, бежали на юг под защиту царей Иудеи. В свою очередь значительное количество южан нашло приют в Шомроне во время Вавилонского плена.

Как свидетельствуют евангелия, евреи Ханаана конца I в. до н.э. – II в.н.э. не были этнически монолитным народом. Разделение на северян (потомков Израиля – самарян и галилеян) и южан (жителей Иудеи) сохранялось и в это время. Наиболее ярким примером тому может служить сохраненная в евангелиях поговорка «Разве может что-то хорошее прийти из Назарета» (Иоанн, 1:46), в данном случае Назарет для южан был символом всех негативных качеств северян. Еще более явственно это отношение к северянам передано словами книжников, утверждавших, что Мессия (Мошиах) не может прийти из Галилеи (Иоанн, 7:41).

Зеркальное отражение такого противостояния прослеживается и в легендах о благородных самарянах, таких как: помощь попавшему в беду иноверцу (Лука, 10:25-39), девушка у колодца (Иоанн, 4:4-19). Теологическая их трактовка обычно сводится к тому, что в любой религии есть добрые и праведные люди, однако тот факт, что обе эти легенды связаны именно с Шомроном (Самарией, территорией Израильского царства) свидетельствует о том, что в сознании эллинистического и римского Ханаана доброта и жизнелюбие северян противопоставлялись фанатизму и жестоковыйности южан.

История с девушкой у колодца интересна еще и тем, что она содержит в себе загадочные слова Иисуса, которые в XIX-XX веках воспринимались многими как свидетельство существования веры в реинкарнацию во времена Иисуса: «Ты правильно сказала, что у тебя нет мужа. У тебя было их пятеро, а тот, с кем живешь сейчас, тебе не муж. Ты правду сказала».

Еще более знаковым является продолжение речи самарянки, она, признав в Иисусе иудея (южанина), обвиняет его в грехах его отцов: «Наши отцы приходили для поклонения на эту гору, но вы, иудеи, утверждаете, что люди должны идти для поклонения в Иерусалим».

Всё это однозначно указывает, что традиции Израиля и память о противоборстве между Израилем и Иудеей сохранялась до того времени (II в.н.э.), когда были записаны евангелия. Достоверно неизвестно, когда прекратилось поклонение израильским святыням. Если верить евангелиям, это произошло в самом конце I в. до н.э., то есть во время завоевательных походов Ирода Великого. Таким образом Библия указывает, что языческие культы Израиля сосуществовали параллельно с иудаизмом в течение около тысячи лет.

В рамках дискуссии о том, была ли Магдалина женой Иисуса, было высказано предположение о том, что самарянка, у которой было пятеро мужей, может быть отождествлена с блудницей Магдалиной. В пользу этого свидетельствует и тщательность описания их диалога и то, что вскоре (в пределах одной главы) в тексте евангелия рассказывается о свадьбе в Кане Галилейской, которую достаточно часто считают бракосочетанием Иисуса с Магдалиной: только это может объяснить претензии матери к Иисусу по поводу недостатка вина для гостей, которые и побудили его превратить воду в вино.

Косвенным доказательством того, что безымянная самарянка и была той самой Марией Магдалиной может служить то, что сам диалог происходил у колодца и прямыми его аналогами служат две брачные истории из книги Бытия произошедшие у колодцев: встреча Элиезера, раба Авраама, с будущей невесткой Авраама Ревеккой (24:10-34) и встреча Иакова со своей будущей женой Рахилью (29:1-14). Причем все эти истории восходят к общесемитским или даже к досемитским обычаях выбора невест у колодцев, сохранявшимся вплоть до исторического времени. Досемитский, энеолитический характер этих верований и обычаев проявляется в том, что и колодец и кувшин, являющиеся важнейшими элементами повествования, в этом регионе были символами плодородия с VI тыс. до н.э.

Однако вне зависимости от того, является эта самарянка Марией Магдалиной или нет, сохранившиеся в этой легенде обвинения самарянки в адрес южан свидетельствуют, что жители Шомрона помнили о борьбе своих отцов с южанами. В контексте этого не совсем понятна этническая атрибуция самого Иисуса: самаряне воспринимают его как южанина (иудея), тогда как сами южане воспринимают его как северянина (галилеянина). С другой стороны и сам Иисус и/или авторы евангелий стоит на стороне северян, отмечая их доброту и открытость, и противопоставляя эти качества северян, фанатизму и жестоковыйности Иерусалимских священников и законников.

Любопытно и другое евангельское противопоставление: аскетичный Иоанн Креститель и жизнелюбивый Иисус. Лука (7:33-35) описывает это так:

«пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

Деятельность Иоанна локализовалась в большей степени вокруг Иерусалима и долины Иордана, а при попытке вмешаться в дела Галилеи он был арестован и казнен, тогда как основная деятельность Иисуса проходит в землях Северного Царства (Галилее и Самарии), а казнили его при попытке вмешаться в религиозно-политическую ситуацию в Иерусалиме. Понятно, что слова «в нем сидит бес» выражают отрицательное отношение добрых самарян к аскезе Иоанна, а описание Иисуса как «друга мытарям и грешникам» имело негативные коннотации для жителей высоконравственной Иудеи.

Согласно распространённым в арабских странах верованиям, пророк Иса (Иисус) был не евреем, а арамеем. Напомним, что Арамейское Царство со столицей в Дамаске было северо-восточным соседом Израиля и вместе с ним пало от руки ассирийских завоевателей. Арамеи достаточно легко ассимилировались с израильтянами и иудеями. Судя по тому, что на арамите была написана часть текста Маккавейских книг и Даниила (часто датируемых маккавейским временем) арамеи во II в. до н.э. составляли значительный процент населения Ханаана, а арамит в это время становится разговорным языком, конкурируя с койнэ (общегреческим языком эллинистического времени) и богослужебным ивритом.

Определенную сложность вызывает и раздвоение евангельских легенд, описывающих те или иные биографические подробности жизни Иисуса – происхождение из Бейт-Лехема (Вифлеема) / Назарета, две (миноратная и майоратная по отношению к Великим Царям) генеалогии, рассогласованность историй о явлении Иисуса в Иерусалиме и Галилее – всё это в той или иной мере указывает, что легенда, возникнув в одном из регионов, получала параллельные версии в другом, а евангелисты были вынуждены совмещать их. Аналогичная раздвоенность наблюдается и в талмудических легендах об Иисусе, утверждавших, что Исусов было два – бен-Стада и бен-Пандира. Текст записанного в VI в.н.э. «Толдот Иешу» называет бен-Пандиру южанином из колена Иуды. Обвинения в идолопоклонстве, выдвигаемые бен-Стаде в Талмуде, позволяют считать его северянином. В иудаистской эсхатологии различают двух мошиахов (мессий), которые должны прийти в конце времён: «мошиах бен-Давид», царь Иудейский и «мошиах бен-Йосеф» (или бар-Эфраим), которого считали главнейшим из пророков. Вполне вероятно, что образ пророка заменил более ранний образ израильского царя.

Привлекают внимание и различия характеристик Ирода в евангелиях и у Флавия. Для Флавия – это добрый царь, укреплявший мощь Иерусалима, строитель, тяготевший в гигантомании, правитель справедливый делами и благочестивый в религиозном плане. Евангелия изображают его злым и жестоким. Объяснение такого диссонанса состоит в том, что Флавий оценивает Ирода как житель Иудеи, тогда как евангелисты, по всей видимости, описывают Ирода так, каким его видели жители Израиля. Еще в молодости он прославился жестоким подавлением восстания Иезекии, охватившим преимущественно древние земли Израиля – Самарию и Галилею (Иудейские древности XIV:9:2). Подробности восстания неизвестны, но вполне вероятно, оно могло иметь религиозные корни. Также вероятно, что в рамках карательных мероприятий Ирод мог уничтожить шомронские святилища, чтобы это было истолковано как признак скорого поражения восставших. Аналогией может служить резня, учиненная римлянами на священном острове британских друидов – острове Англси.

В свете этого, похоже, что евангельская история избиения младенцев может реальные основания. Но при этом она была связана не с желанием Ирода уничтожить преемника (что является литературным вымыслом авторов евангелий), а воспоминанием о реальных событиях – терроре войск Ирода, запугивавших галилеян. Следует вспомнить и то, что Ирод кардинально перестроил Самарию, последнюю израильскую столицу самым кардинальным образом, чтобы ничто не напоминало древний израильский город.

Впрочем, евангельский эпизод с избиением младенцев может быть и воспоминанием о подавлении восстании Иуды Гавлонита (Иуды из Гамалы), вспыхнувшем сразу после смерти Ирода. Римляне, унаследовавшие владения Ирода по подложной «дарственной», повелели провести перепись подданных. Однако перепись столкнулась с религиозным запретом: согласно Торе евреев считать было запрещено. Любопытно, что восстание Гавлонита охватило не столько гордившийся ритуальной чистотой и исполнением заповедей юг (Иудею), а сохранявший следы политических культов север (Израиль). Вовсе не обязательно считать (как это делает Робер Амбелен в книге «Иисус или смертельная тайна тамплиеров»), что Иисус был сыном вождя восставших, достаточно и того, что рождение Иисуса совпало с переписью населения и массовыми репрессиями.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.