Что происходит в Ираке

В июне 2014 г. в северной части Ирака началась резкая эскалация конфликта между шиитским правительством и суннитскими повстанцами, на силы которых в значительной мере опирается вооруженная группировка ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта [1]). Первые столкновения были зафиксированы еще в декабре 2013 г. В январе 2014 г. боевики ИГИЛ взяли под контроль два стратегически значимых пункта – города Рамади и Фаллуджу. В июне произошла серия захватов еще нескольких крупных городов, а также военных баз и пограничных пунктов, хотя к настоящему моменту, по сообщениям иракского командования, два погранпункта были перезахвачены иракскими вооруженными силами. 10 июня 2014 г. премьер-министр Ирака Нури аль-Малики хотел объявить чрезвычайное положение, однако иракский парламент не дал ему это сделать. В частности, инициативу бойкотировали суннитские и курдские члены парламента.

ИГИЛ – группировка, первоначально фигурировавшая как «Исламское государство Ирака», - была создана под эгидой «Аль-Каиды» вскоре после ввода войск США в Ирак. Позднее ее задачей была борьба против сил правительства Сирии, возглавляемого Баширом Асадом. Ближе к концу 2013 г. группировка откололась от «Аль-Каиды» из-за стратегических разногласий и взяла курс на образование исламского государства Ирака и Сирии. В Ираке ИГИЛ пользуется национально-религиозным расколом среди граждан страны. В первую очередь, она сотрудничает с суннитскими повстанцами. Сунниты в Ираке представляют собой меньшинство, и выражают недовольство политикой преимущественно шиитского правительства. В силу того, что это правительство пользовалось поддержкой США, американская сторона также представляется враждебной.

 

Карта перемещения сил ИГИЛ (на базе материала, представленного AlJazeera):

 

Внутри Ирака в конфликте так или иначе задействованы основные участники национально-этнического раскола: шииты, сунниты и курды. Правительство и шиитские духовные лидеры призывают шиитов бороться с террористами и создавать ополчения. Суннитские силы склонны представлять эти события как революцию против угнетающего их режима. Взятие Мосула, согласно высказываниям суннитских лидеров, трактовалось как важный стратегический шаг в этом процессе. Также, согласно высказываниям некоторых суннитских лидеров, сунниты стремятся минимизировать участие и влияние ИГИЛ и взять инициативу в свои руки. Наконец, курды, воспользовавшись хаосом, стараются вернуть себе контроль над территориями, которые они считают своими. 12 июня они захватили город Киркук, который они еще с XVIII-XIX вв. воспринимают как свою столицу и давно стремились присоединить его к территории автономного иракского Курдистана.

Внешнеполитические силы преимущественно осуждают действия ИГИЛ в Ираке. Генеральный секретарь Арабской лиги 12 июня осудил «преступную деятельность» группировки ИГИЛ. Незадолго до этого вторжение ИГИЛ осудила ООН. Она также призвала политических лидеров Ирака сплотиться против экстремистов. Индийское посольство в Багдаде заявило о готовности круглосуточно предоставлять помощь индийским гражданам, пострадавшим от конфликта в стране. Президент Ирана Хасан Рухани объявил, что намерен бороться с «насилием, экстремизмом и терроризмом в регионе и во всем мире». Недавно поступали сообщения о том, что иранские власти негласно направляют в Ирак военное снаряжение в помощь Багдаду. Также Иран оказывает иракским шиитам гуманитарную помощь.

Сирийские власти выразили солидарность с иракскими. 15 июня в сотрудничестве с иракскими силами сирийские ВВС нанесли удар по базам ИГИЛ в Сирии. Правительство Саудовской Аравии ограничилось заявлением, что нынешний конфликт представляет собой закономерное следствие несправедливой политики иракского руководства, призвало исправить положение на местах и высказалось против военной интервенции внешних сил. Турция, граждане которой, по некоторым отчетам, стали заложниками боевиков ИГИЛ, призвала в экстренном порядке устроить встречу участников НАТО.

В США, где нынешний конфликт преимущественно рассматривается как прямое следствие вторжения в 2003 г. и последующего вывода войск в 2011 г., мнения расходятся. Первоначально президент США Барак Обама заявил о готовности предоставлять Ираку гуманитарную помощь, но отказался оказывать военную поддержку вопреки призывам Багдада. Позднее со стороны республиканцев появились высказывания, что правительство аль-Малики должно оставить руководящие позиции, а руководство страны следует сформировать заново. Госсекретарь США Джон Керри, впрочем, заявил, что главная цель сейчас – это защитить иракских граждан от экстремистов. 19 июня прошел слух, что Обама может в обход Конгресса направить в Ирак военную авиацию в помощь правительству. В тот же день Обама заявил, что направляет в Ирак около 300 военных советников. 23 июня Керри встретился с аль-Малики, а также иракским министром иностранных дел и суннитскими и шиитскими лидерами из Багдада. В ходе встречи он подтвердил, что США намерены поддерживать Ирак в период кризиса, однако в очередной раз отклонил просьбу о прямом военном вмешательстве.

 

[1] Левант – это обобщенное наименование стран восточного побережья Средиземного моря. Туда могут включаться Сирия, Кипр, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина и Турция.