Не день Бородина-3

Следственный департамент Министерства внутренних дел наконец установил, кто именно участвовал в хищении более миллиарда рублей из Банка Москвы. Пресс-служба ведомства сообщила, что обвиняемыми по делу стали бывшие руководители банка — экс-президент Андрей Бородин и два его бывших заместителя — первый, Дмитрий Акулинин, и простой, Алексей Сытников.

Следствие уверено, что с 2008 по 2010 годы руководители и сотрудники Банка Москвы создали организованную преступную группировку во главе с Андреем Бородиным. Эта ОПГ занималась «хищением вверенных денежных средств путем заключения фиктивных договоров о покупке и продаже иностранной валюты, незаконно получая рублевую разницу между курсами». Результатом деятельности обвиняемых, уверены в МВД, стало нанесение ущерба Банку Москвы на сумму, превышающую миллиард рублей.

Схема, по которой, как утверждают в МВД, из банка выводились деньги, достаточно проста. «С подконтрольными банку организациями, в которых зачастую директорами и учредителями выступали сами сотрудники кредитной организации, заключался договор на покупку крупной партии валюты (не менее миллиона евро или долларов). Одновременно с этим составлялся договор от другого числа о ее продаже по более высокому курсу. В зависимости от курса ММВБ на текущую дату порядок сделок постоянно менялся — покупка-продажа или продажа-покупка», — сообщили в ведомстве.

Бородину, Акулинину и Сытникову выдвинуто обвинение за «присвоение и растрату, совершенные организованной группой в особо крупном размере» (ч.4 ст.160 УК). Начальник одного из управлений банка Дмитрий Строганов обвиняется в пособничестве.

Напомним, первое дело в отношение Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина было возбуждено еще в конце 2010 года. Их обвиняют в мошенничестве со средствами столичного бюджета на 12,76 млрд рублей через кредит копании «Премьер Эстейт», который был выдан Банком Москвы. Весной 2011 года Тверской суд столицы заочно заключил Бородина и Акулинина под стражу, после чего они были объявлены в международный розыск.

К тому моменту, впрочем, Андрей Бородин успел получить политическое убежище в Соединенном Королевстве и сейчас проживает в Лондоне. Сам Бородин хвастался журналистам, что смог убедить британские власти в том, что за его преследованием стоит Дмитрий Медведев.

В ноябре 2013 года следственным департаментом МВД против Бородина и Акулинина было возбуждено еще одно уголовное дело за легализацию денежных средств, полученных преступным путем (ст.174.1 УК).

Следствие полагает, что Бородин и Акулинин с 2008 по 2011 годы совершили незаконные финансовые операции на сумму 623 миллиона рублей. Они, уверены в МВД, с использованием своего служебного положения перечисляли с корреспондентского счета Банка Москвы не менее 50 млрд рублей на счета подконтрольных кипрских коммерческих компаний, и смогли часть из этих денег похитить и затем "отмыть". Впрочем, неизвестно, какая часть этих средств, если они все же были похищены, осталась в распоряжении Бородина и Акулинина — правительство Кипра национализировало крупные вклады, так что богатые россияне, которые держали там средства, остались ни с чем.

Всего против Бородина возбуждено пять уголовных дел. Экс-банкира также подозревают в незаконной продаже двух акций Столичной страховой группы, в результате чего правительство Москвы лишилось контроля над этой компанией и над Банком Москвы, а также в вину ему вменяют продажу за 10 тысяч рублей акций холдинга «Инвестлеспром» собственным структурам.

Банк Москвы, напомним, был ключевым звеном московской финансовой системы и принадлежал правительству столицы. Через это банк долгое время проводились финансы самого богатого субъекта Российской Федерации и ко второй половине 2000—х готов банк стал одним из крупнейших в стране.

Естественно, что подозрения в коррупции, которые имелись в отношении мэра Москвы Юрия Лужкова, распространялись и на Банк Москвы. Так, например, в 2009 году газета «Ведомости» опубликовала статью, в которой доказывалось, что в кризисный 2009 год, когда многочисленные девелоперские проекты столкнулись с нехваткой денег, фирма супруги Лужкова «Интеко» досрочно погасила банковские кредиты на сумму почти в миллиард долларов. Одним из источником средств оказалась продажа участка земли на юго-западе Москвы по докризисным (то есть завышенным примерно вдвое) ценам. Покупателем выступила близкая Банку Москвы компания, которая, вдобавок, получила на это кредит непосредственно у Банка Москвы.

В сентябре 2010 года президент Медведев отправил в отставку Юрия Лужкова. Команда пришедшего ему на смену Сергея Собянина решила приватизировать банк — покупателем оказался принадлежащий федеральному правительству ВТБ, который заплатил столичной мэрии около 100 млрд рублей.  Через какое-то время ВТБ сконцентрировал более 80% акций Банка Москвы и он, фактически, стал «дочкой» ВТБ.

Позже выяснилось, что на момент продажи Банк Москвы был чуть ли не в предбанкротном состоянии из-за того, что общая сумма кредитов, выданных компаниям, связанных с Андреем Бородиным, превысила 200 миллиардов рублей — это больше собственного капитала банка. Сам ВТБ несколько позднее оценил объем плохих долгов в Банке Москвы в 380 миллиардов.

В процессе спасения Банка Москвы участвовал даже ЦБ. Он, через Агентство по страхованию вкладов, предоставил банку кредит в размере 295 млрд рублей на 10 лет под 0,51% годовых.

Сам Бородин в интервью журналу Forbes рассказал, что дыра в балансе банка была рукотворной и образовалась исключительно из-за того, что новое руководство банка решило не сотрудничать с компаниями, которые были партнерами банка ранее. По его мнению, министр финансов Алексей Кудрин и председатель правления ВТБ Андрей Костин намеренно ввели в заблуждение руководство страны и, в том числе, Центрального банка, для того, чтобы получить огромные деньги на спасение финансовой организации.

Что самое интересное, продажа Банка Москвы не сильно отразилась на столичных финансах: никакого обвала не произошло, пенсии все еще выплачиваются, зарплаты учителям начисляются, дороги и дома строятся. Оказалось, что все эти нехитрые операции можно проводить, и не имея в кармане собственный банк, входящих в топ-10 крупнейших финансовых организаций страны.