Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 июля 2018, понедельник, 15:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

04 июля 2014, 09:09

Эсхатология разлома

В поисках разлома
В поисках разлома

В поисках разлома

Мы привыкли считать, что в обществах того типа, которые и выступили на сцену новой европейской истории, существуют линии трансформационных разломов. Эти линии обозначают контуры будущих трансформаций и в некоторых случаях - трансформаций катастрофических. Про нашу Россию мы привыкли считать, что с одной стороны, она «слишком уникальна», а с другой – трагична и даже местами безысходна. В любом случае, очевидно, что у нее есть линии разлома, но непонятно, где они проходят и что от чего отламывают. И тем более непонятно, что за общество из этих трансформационных линий вырисовывается. Теория разломов, трансформационных катаклизмов и катастроф может существовать в разных формах (моделях). В истории идей, философии и богословии принято называть это «эсхатологией», т.е. теорией предельных точек.

В недавней лекции А.А. Аузана о культурных кодах прозвучала мысль, что для каждого цивилизационного типа характерен свой набор культурных кодов, причем недоучет этих кодов приводит рано или поздно к срыву модернизации и к нарастанию стагнационных тормозящих процессов в экономике. Примерно то же происходит и в социальной сфере, однако тут все сложнее с целью и методами. Модернизация социальных отношений происходит, однако если в одних сферах она явно позитивна, то в других (модернизация этики, религии) - это довольно противоречивый процесс, в ряде случаев приводящий к нарастанию деструктивных явлений и появлению тенденции к саморазрушению. Эволюция общественной морали и вовсе скользкая тема, которую сложно и невозможно оценивать в бинарной логике, чему свидетельством недавние споры о геях, месте семьи, религии и т. д.

Пока укажем для ясности, что если модернизация экономики - это благо (= повышение благосостояния и уровня жизни), то это не всегда означает, что модернизация социальных и этических отношений - такое же благо. В любом случае, этический прогресс - вещь недоказанная и не вполне ясная, если только не сводить этику к сумме социальных навыков. Но в связи с культурными кодами выскажем и гипотезу, что линии разломов социальной ткани связаны с этими кодами и даже, в определенном смысле, предопределяются ими. Вот как выглядит примерный расклад по этим кодам:

Культурный код

Линия разлома

Возможный результат модернизации

Трансцедентальная безлично-общинная вера

Антирелигиозная борьба (атеизм)

Рациональная индивидуализованная вера

Семиотизм (высокая символьность) всей жизни, «обрядовость»

Десакрализация, десимволизация

Разграничение сакрального и профанного

Имманентистская мораль

Аморализм (отрицание религиозной морали)

Личная дифференцированная моральная ответственность

Традиционность, архаизм

«Модернизм» (тотальная инновация)

Инновационность и традиционность параллельны

Неформальные договоры

Аномия (несоблюдение договоров)

Формализация договорных отношений

Обобщенная ответственность

Ответственность класса, массовые репрессии

 

Индивидуальная ответственность (добросовестность)

 

Отдельная жизнь имеет малую ценность

Коммунитарная организация (коллективная личность)

Подавление личности системой

Автономия личности

Гомогенность общества

Жесткая сословность (два изолированных кластера)

Солидаризация

Теократия (сакральная невыборная власть)

Деспотизм / тирания

Выборная представительная власть

В последней колонке отражен некоторый возможный или частично реализованный результат трансформации. Если говорить в общем, здесь помещены как те коды, которые реализовались в русском старообрядчестве, так и те, которые считаются целью, задачей модернизационной трансформации.

Если повернуться в сторону культуры и социальной психологии, то понятие разлома потеряет четкость и ясность. Разломы проходят «по людям» и маркируются культурой. Скажем, отказ от религиозной морали сперва выступает как индивидуальная история в одной семье, затем обобщается до всеобщего тренда, а маркируется примерами успешной безрелигиозной этической позиции. И уже в таком маркированном виде они становятся предметом обсуждения. Ценность жизни становится яснее, когда постоянно присутствует рассуждение и размышление о смерти. И разломы, распады, прежде чем попасть в это культурное пространство, должны культурно наблюдаться в социуме уже некоторое время, прежде чем их заметят обсуждающие.

Впервые эту проблему поставил П. Я. Чаадаев с присущим ему профетическим пафосом. Он задал вопрос, что у нас «пошло не так» и где. Тем самым он проблематизировал тему разлома, которая в его постановке звучала как катастрофа, что обычно объясняется поражением декабризма. Впрочем, вне зависимости от декабризма и его трагической судьбы образованное сословие России стало привыкать к мысли, что у нас что-то не так, что-то случилось трагическое и неправильное. До идеи сторон неправильности, тех, кто от неправильности особо, более других, пострадал, было еще несколько шагов. Однако, когда они были сделаны, "Герцен развернул революционную агитацию" и был назван главный пострадавший - русский народ. Проще говоря, надо искать "черную дыру" Чаадаева в том месте, где народ выступил как отдельный страдающий субъект. Так в русской мысли был задан главный вопрос, и он был еще не о "что делать?" и не "Кто виноват?", а о "что случилось?". 

Три объяснения

Чаадаев предложил свое объяснение: надлом произошел в момент византийского выбора, проще говоря, в момент отказа от западного выбора и перенимания восточно-православной культуры и парадигмы. Гипотеза Чаадаева предполагает, что если бы Русь приняла католичество и латынь с христианского Запада, то не возникло бы ни страдания народа, ни угнетения. Он писал: «В то время, когда среди борьбы между исполненном силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов». Ну, допустим, Петр Яковлевич был настолько близорук, что считал эфиопское христианство и японскую цивилизации «недоразумениями истории», однако его диагноз был вполне ясен. Позднее его повторил ряд других западников.

Другое объяснение, что надлом — это монгольское иго, прозвучало гипотетически из уст Длугоша, но имело впоследствии интересное продолжение в виде идей Рыбакова и патриотической партии. Предполагалось, что иго «сломало» или предотвратило расцвет и Возрождение. Как ясно сейчас, монгольское иго культурной катастрофой не было, более того, развитие продолжилось и при нем. Поменялась конструкция власти, поменялась экономика, но Русь была в определенных рамках автономной. Однако в этом объяснении через иго есть культурологический паттерн: монголы выступают как "азиаты" и даже как "дикари", завезшие свою дикость на Русь. Тема «азиатской заразы» стала вновь популярной в связи с евразийским движением, идеями Вернадского и спором вокруг идей Л.Н. Гумилева. И ядро этой концепции – «дикость».

Третье объяснение –виновата Смута и вызванное ею падение нравов и порабощение народа, было высказано уже на Соборах, восстановивших царство. Лейтмотивом было соображение, что смуту Бог попустил "по грехам нашим" и в норме такого не должно было случиться. Идея, что гражданские войны запускают непоправимую деградацию, исходит из сознания «народного греха».  В начале ХХ в. прозвучало наиболее популярное объяснение, которое следует считать модификацией идеи Смуты, оно состояло в том, что во всем виноваты большевики и их революция. Структурно они совпадают: согласно этому объяснению, был момент социально-политической нестабильности, который нарушил ход исторического развития и причинил такие разрушения, что дальше все происходило в режиме усугубления проблем.

Гипотезу Чаадаева в его классической форме развенчали русские византинисты конца XIX в.-нач. ХХ в. (Успенский, Васильевский, Острогорский, Василев). Они показали, что византийские традиции не играли решающей роли в формировании негативных и деструктивных русских тенденций. С другой стороны, прогресс в изучении собственно Византии показал, что ни чудовищной бюрократии, ни местничества, ни беззакония и коррупции там не было. Религиозный пафос этой гипотезы, хотя и востребован идейными западниками, но не может быть принят в научном дискурсе. Православное христианство объективно не обладает чертами, которые позволили бы считать его причиной взяточничества или других негативных сторон русского общества.

Другая «византийская зараза», в которой принято было винить Константинополь – это «цезарепапизм», самодержавие. Будто бы именно от византийских василевсов усвоили русские цари способ самовластного управления подданными. Толстой писал царю: «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим этому миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел».

Иго, завоевание, чужеземное азиатское порабощение - объяснение из категории "другие виноваты". Несмотря на научную критику евразийской апологетики монгольского режима, совершенно очевидно, что падение уровня жизни в момент завоевания и дальнейшие обстоятельства жизни под игом не могли быть причиной всего того негатива, который вменяется завоевателям. Вероятнее всего, монгольское иго есть символическое изображение "плохого восточного рабства", которое противопоставляется хорошему западному. В этой гипотезе есть один элемент, который надо бы прокомментировать отдельно: представление о том, что-де монголы научили русских рабству. То, что весь просвещенный XIX в. видел в русском крепостничестве главный дефект и переносил вину за него на самодержавие есть отклик этой идеи "монгольской порчи". Тут надо объяснить, что крепостническая система возникает не как иностранное, восточное заимствование, а наоборот - как автохтонная реакция на запрос массивной мобилизации с минимальными средствами. Явление, ставшее символом самодержавной России, было столь отвратительным именно оттого, что оно шло вразрез с традициями русского общества, в которые был заложен своего рода христианский эгалитаризм. Отношения "барин-холоп" были уродливо-запоздалыми. Они противоречили исторической динамике и православной вере. Но не монголы завели на Руси крепостное рабство, а царь Алексей Михайлович.

Теория Смуты, которая в наиболее полной форме была выражена в применении к смуте 1905-1917 гг., обладает противоположным дефектом. Она выводит беды России не из восточного рабства, а из привнесения «западных начал». Смута 17 в. вошла в острую фазу с нашествием поляков и появлением Лжедмитрия, а смута 1917 г. вошла в острую фазу с включением в буржуазную революцию Ленина и Троцкого, воодушевленных немецкими теориями Маркса и Энгельса о вооруженном восстании класса против класса. В наиболее дистиллированном виде она сводится к конспирологической идее о западном заговоре против России. В сильно измененном виде эта концепция продолжает воодушевлять массы и отчасти начальство доныне. Разумеется, это объяснение революции существует параллельно с идеей реванша азиатчины, которую мы относим к объяснения второго типа. 

Homosoveticus как особый антропологический тип

К модели надлома надо добавить заключение, логически следующее из теории смуты. Согласно этой теории произошло нарушение органики, и в результате семьдесят лет советской власти сформировали особый, прежде невиданный антропологический тип советского человека. Это своеобразный «совок», Шариков и одновременно зощенковский обыватель, палач и жертва. Он явился результатом направленной селекции, проводимой и в ГУЛАГе, и на воле посредством принуждения, оболванивания и страха. Тех, кто не проходил в селекционный стандарт, уничтожали. В результате к 1950 гг. такой новый человек-совок был, якобы, сформирован. Впервые термин Homosoveticus был предложен в 1918 году в книге Сергея Булгакова «Пир богов». В дальнейшем идею транзиторного типа развивали Зиновьев и Левада. К его чертам отнесли социальное лицемерие, патернализм, подозрительность и изоляционизм. Позднее к ним добавились цинизм и агрессия.

Дальнейшая его эволюция в homopost-soveticus произошла путем постепенного отъятия страха и приспособления к развивающейся в обществе аномии, породившей особого рода качества, которые обычно называют патерналистским синдромом (безответственностью или перекладыванием ответственности). Стремление сохранить гомогенность, избегание эмансипации, аморализм и сервильность стали чертами этого типа. То, что такой тип собирательно существует у нас в голове, довольно очевидно. Однако, этот образ столь очевидно построен из разного рада проективных черт и модель не учитывает, что этот человек как-то адаптировался и эволюционировал.

Советская власть создала из подручного материала особый антропологический тип массового патриота с низким уровнем критики, высокой послушностью и терпеливостью, непритязательного и привычного к низкому уровню потребления. Однако, как только критика повысилась, а уровень потребления пошел вверх, этот тип массового патриота, пригодный к войне и индустриализации, стал эволюционировать. Сельское население было самой консервативной разновидностью, сохранявшей черты старых типов, а городской люмпен или интеллигент пережили эволюцию. Первый превратился в коррупционера, сориентированного на потребление, а второй – в оппозиционера, сориентированного на критику политики. Опорой режима осталась масса крестьян, превращавшаяся в новых горожан. Все три типа hominissovetici вполне приспособились к разломам, продолжавшимся в обществе.

У досоветского типа была религия, которая позволяла ему оставаться в рамках циклического и иррационального, но работающего поведения. Советский человек использовал религиозный механизм для поддержания системности, связи с режимом. Постсоветский человек был первым совершенно а-религиозным типом, который совершенно утратил традиционный способ отношения к окружающей действительности и быстро вошел в полосу дезадаптации. Эта полоса продолжается в целом по настоящее время. 

Комплексная теория разлома: замкнутый круг

В целом, сообщество аналитиков не склонно рассматривать развитие России и ее общества как абсолютно неверно устроенное. Однако на настоящий момент можно считать уместной теорию комплексного дефекта. Она исходит из того соображения, что все три фактора (православие, деформация в сторону Востока и постоянное давление с Запада) играют свою роль в том, во что превращается наше общество. Постепенно под влиянием сочетания этих факторов с огромной территорией, расширяющейся и прирастающей, с мобилизационным прессом сверху и неструктурированным сознанием внутри сложилась тенденция к скачковой деградации, которую можно назвать «длящимся разломом».

Придется прибегнуть к математической модели. Конечно, такие модели условны и «сравнение еще не причина», как говаривали в прежние времена. Но для полноты картины можно попытаться создать модель. Представим некую кривую линию, переломленную в некоей точке, в результате чего она как бы «отделилась» от своего начала. Но надломившись раз, она продолжает ломаться и дальше, образуя нечто вроде фрактальной структуры. В каждом конкретном надломе повторяется как бы циклическая структура большого излома. Это что-то вроде кривой Минковского, в котором надломы все меньше, причем они самоподобны. В качестве точки первого надлома мы предлагаем рассматривать раскол XVII в. Почему именно его? Дело в том, что поступательное движение нашего общества до от середины предыдущего начала этого столетия напоминало классический европейский вариант перехода от Средневековья к новому времени. В этом переходе были свои восходы (Стоглавый собор, Московские соборы) и репрессивные эпизоды (вроде опричнины), присоединения земель и поражения в войне, но движение в сознании людей было поступательным. В результате прохода через точку излома это движение приобрело характер циклической функции.

Спроецировав точку излома на временную шкалу, человек XVIIв. произвел рекурсивную процедуру, запустив своего рода генератор фракции. Это выглядит в исторических терминах так: поняв, что нечто сломалось в отношении Бога и мира, люди решили, что наступил конец света. Этого конца ждали в 1666 г., когда Большой Московский Собор проклял древнее русское благочестие – старую веру. Поняв, что это событие не произошло одномоментно, люди осознали, что оно совершается в каждый отдельный момент времени. Это и было точкой рекурсии. Теория распределенного конца света и осознание мира вокруг как мира чуждого, в котором воцарился антихрист, стали для части людей основанием для пессимистического бегства из действительности.

Разлом повторялся в каждой точке как некоторая фрактальность. Петровские реформы за счет гипермобилизации создали индустрию, но не смогли решить проблемы культурного и социального разлома. Две части общества оставались изолированными и преодолеть разрыв не удавалось. В дальнейшем череда более мелких разломчиков только повторяла эти неудачи, не давая выйти на новые уровни. Пытаясь решить одну проблему (отменяя крепостное рабство, например), власть не решала, что делать с массой свободных общинников. В результате начинается превращение крестьян в деклассированных горожан, отчасти в рабочих, зараженных деструкцией и оторванных от сельской общины с ее традициями и религиозностью. И когда к делу подключается новая группа деклассированных дилетантов, возникает уже революционер как субкультурный тип. Отсюда недалеко и до переворота и гражданской войны: раскол генерируется на каждом уровне.

Именно в этом видится наша эсхатология: сломав Расколом традицию, отменив поступательность, общество попало в чреду повторяющихся расколов, которые не дают завершить модернизационный поворот к обществу нового типа. Этот новый тип – не западный, не обязательно заемный, он – более сложный. Но этическая модернизация и в особенности модернизирование религии и нравственности «под копирку», как говаривал Гефтер, приводит только к рекурсивному повторению раскола. Вот такая эсхатология разлома; ее понимание, конечно, не означает, автоматического выхода из этого цикла, но приближает к осознанию процесса. Впрочем, из эсхатологии вообще нельзя выйти, можно только поменять одну эсхатологию на другую, более сложную.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

14:44 «Поцелуйных клопов» снабдили радиопередатчиками
14:38 В Совфеде одобрили Бабича на пост посла в Белоруссии
14:08 КС РФ признал незаконным отказ индексировать долги
13:48 В Москве снизят возраст приема в детсады
13:27 Суда НАТО вошли в порт Одессы
13:10 Медведев велел Северному Кавказу гасить долги за электричество активами
12:52 Жириновский предложил заменить мэра Москвы министром
12:39 При взрыве на Волжском судоремонтном заводе погибли трое
12:32 Встреча с Путиным прибавила Трампу немного популярности
12:25 Исландцы объявили убитого кита межвидовым гибридом
12:11 ЦИК принял документы о проведении референдума по пенсионной реформе
12:00 Появилось видео с кремлевского тренинга будущих губернаторов
11:50 «Роскосмос» допустил перестановки в ЦНИИмаше после обысков
11:32 Сотрудников ярославской колонии задержали за видео с пытками
11:13 Опрошенные россияне не увидели пользы от встречи Путина с Трампом
10:58 ФСБ пресекла канал поставок оружия из Евросоюза в Россию
10:44 Суд обязал зарегистрировать Балакина на выборах мэра Москвы
10:31 В деле об отравлении Скрипалей и британцев появилось фото подозреваемого
10:13 Росстат впервые за пять лет зафиксировал снижение уровня бедности
10:09 Пенсионеру из «Роскосмоса» вменили передачу секретных данных стране НАТО
09:56 Найдена пропавшая кошка Клода Моне
09:45 В РФ запускают систему реагирования властей на соцсети
09:24 Акции «Русала» подорожали на 17% из-за заявления Минфина США
09:12 Мужчина в черном расстрелял прохожих в Торонто
22.07 20:43 Скотланд-Ярд проверят на коррупцию
22.07 20:17 В «Формуле-1» из-за аварии сменился лидер
22.07 19:40 Армения опровергла пересмотр статуса российских пограничников
22.07 19:06 Арестованный глава Серпуховского района обвинил ФСИН в мести
22.07 18:42 «Роскосмос» подтвердил арест сотрудника ЦНИИмаша
22.07 18:19 Новый закон освободит 14 тысяч российских заключенных
22.07 17:46 СМИ назвали спонсора проекта Марии Бутиной
22.07 17:19 Трамп обвинил «лживые СМИ» в принижении встречи с Путиным
22.07 16:49 Европарламент заморозил дотации партии Марин Ле Пен
22.07 16:20 Россия вошла в десятку лидеров по абсолютному числу рабов
22.07 15:45 Ученые создали технологию мгновенной зарядки iPhone
22.07 15:20 Германия согласилась принять высланных из Сирии членов «Белых касок»
22.07 14:52 СМИ узнали о встречах Бутиной с сотрудниками ФРС и минфина США
22.07 14:27 УПЦ узнала о запрете везти верующих в Киев на крестный ход
22.07 13:55 СМИ узнали о готовности Эквадора выгнать Ассанжа из посольства в Лондоне
22.07 13:36 В работе Telegram в России и Европе произошел сбой
22.07 13:22 ОНК нашла в СИЗО возможного фигуранта дела о госизмене в ЦНИИмаше
22.07 12:50 Талисман ОИ-2020 получил имя
22.07 12:30 Реальные зарплаты в Белоруссии обогнали российские
22.07 12:06 Беспилотники дважды атаковали базу Хмеймим
22.07 11:44 Россия приступила к созданию ракеты «Союз-5»
22.07 11:17 Заявление Трампа об оговорке в Хельсинке объяснили влиянием советников
22.07 10:40 U2 возглавила рейтинг самых высокооплачиваемых музыкантов мира
22.07 10:12 Австрия возглавила рейтинг продавцов гражданства
22.07 09:52 Великобритания пригрозила оставить Евросоюз без отступных за Brexit
22.07 09:30 Франция признала начало торговой войны с США
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Первый канал Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.