Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 марта 2017, суббота, 22:45
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 июля 2014, 11:28

Эсхатологический казус или почему у нас все никак не получается

«Скоморохи»
«Скоморохи»

В прошлом рассуждении мы пришли к выводу, что наше общество не осознает себя и своего пути, и это происходит отчасти из-за отсутствия соотнесения себя с пределом, с эсхатологией. Это заявление можно считать программным, хотя и лемматическим в том смысле, что практически никому непонятно, что такое эта эсхатология, почему и зачем нужна.

Как мы выяснили в прошлый раз, эсхатология - это такой особый способ представления национального или мирового образа себя в истории или слепок самосознания, взятый в крайних предельных точках жизни (рождении, смерти, повороте судьбы, изломе).

Это практически значит что, вот, русский народ себя кем-то представляет перед лицом конца, по последнему счету. Также, как и народ английский, французский или американский. Например, американцы представляют себя «градом на горе» (city on the hill), британцы – кораблем, французы  – ветреной красавицей la belle France из Де-ля-Круа. Кем представляет себя русский народ – поговорим отдельно. За каждым таким образом находится представление о предельных точках. На корабле главное – четкость, дисциплина и сохранение спокойствия, в граде на горе главное – солидарность и великая миссия, а чем живет красавица – оставляем судить другим. Главное – какой предел определяет эсхатологию.

Для того, чтобы задать вектор относительно предельных точек, нужны абсолютные координаты. Они существуют либо в рамках сложно устроенной философии, либо религии. Но верно и обратное: без понимания предельной точки нет настоящей религии. Религия за вычетом проблемы смерти и предела мира превращается в рамку для разных, не связанных практик, которые приходится искусственно увязывать между собою. Поэтому все мировые религии так или иначе выражаются в эсхатологическом. Как же оно работает?

Конец мира как предел

Вот, скажем, я – православный христианин. Православное христианство определяет установку на предельную точку, эсхатон, в виде т. н. «суда» (арамейское dīnā, греч. κρίσις). Этот образ содержится в Библии, и он рисует предел в виде ответственности личности перед создателем и автором мира. Он лишь отдаленно напоминает суд, который мы знаем из нашей жизни. Но в целом, христианское понимание конца совсем не печально, а даже оптимистично – это встреча с Творцом, прояснение всех недоразумений и искажений. Реализация предельного чувства должна быть по-своему даже страшной.

В христианской традиции термином «суд» определяют такое завершение истории мира, в котором все творение, весь мир, отдает творцу в преддверии нового творения отчет в прошедшей истории.

Осознание мира как ограниченного пределом, положенным изначально, предполагает неверие в «бесконечность» в принципе. Для христианина вещественная «бесконечность» есть математическая условность. И правда, какая может быть «бесконечность» у того, что создано бесконечным и неизмеримым творцом? Разумеется, никакой – в христианском понимании, естественно.

Здесь возникает вопрос: существует ли догматическая предзаданность христианской эсхатологии, в частности, ее православной формы? На самом деле, нет. Есть библейская книга «Апокалипсис», в которой сменяются несколько таинственных образов конца мира, как-то связанных с царствами «Книги Даниила», пришествием Зверя-Антихриста и судьбой малого числа праведников, которые останутся верными Богу. У этой книги и этой мифологической рамки много истолкований, самое известное – Андрея Кесарийского, но нет одного общеобязательного и четкого.

Что такое «конец мира», христиане толком не знают. На уровне пониже, уровне национальной эсхатологии –также нет заданности. В эсхатологии народ – это такое внутреннее единство, которое делает его субъектом истории. А имперская эсхатология в смысле П. Александера или Г. Подскальски есть именно история народов. Она отражена в ряде византийских текстов, так или иначе связанных с библейской Книгой пророка Даниила, самый известный из которых – «Откровение Псевдо-Мефодия Патарского». В них говорится о библейских народах Гоге и Магоге (под которыми обычно подразумевают исламские народы), «запертой двери» на Востоке, через которую придет Антихрист, но и там нет жесткого догматического утверждения.

Наконец, на уровне личной эсхатологии, т.е. личной посмертной судьбы каждого человека, то тут такая же история. Не существует обязывающего к вере текста, в котором бы говорилось о ясной посмертной судьбе в духе сказок про «чертей со сковородками», Аде и Рае и подобных вещах. Отцы православной церкви всегда очень осторожно предостерегали от всей этой народно-православной «лесной» эсхатологии в духе пресловутого «видения Феодоры» с загробными мытарствами души. Этот текст считается главным рассказом восточного христианства о том, что ждет человека после смерти. Предел личной жизни – это тайна, такая же, как и смерть народа и смерть мира. Сирийский христианский поэт Ефрем Сирин написал как-то, что человек идет двумя путями: от рождения до смерти и от смерти до всеобщего воскресения. Это примерно соответствует «правильной» формулировке на современном языке: эсхатология – это движение относительно предельных точек.

Эсхатология в узком смысле предполагает, что «суду» предшествует «воскресение» (ανάστασις). Это общее восстановление всего человечества выражается в светлых тонах. Конечно, средневековое православие дисциплинировало верующих историями про вечные муки и суд, на котором "овнов" будут отделять от "козлищ". Житель средневековья плохо понимал смысл милости и не осознавал толком возвышенной идеи всеобщего воскресения: для этого надо было прожить еще полтысячи лет и дожить до трансцендентализма и аналитической философии. Третий элемент христианской эсхатологии – вечное «царство» (или «царствие небесное») – конечная станция эсхатологического ожидания, которую еще называют Единством.

Одним словом, православная эсхатология на деле – довольно радостная по своему исходному настрою. При этом христианское осознание эсхатологичности бытия, его конечности и преходящести, работает в тесной связке с вышеупомянутым национальным образом.

Конечно, у нас существуют разные версии национальной эсхатологии и вне православия, например, технологическая, но и они суть модели, созданные путем рекомбинации из тех же элементов, из которых созданы эсхатологии других христианских народов. Повторим, что эсхатология реализуется на трех уровнях: как индивидуальный предел, как национальный и как мировой.

Охотники и хозяева

Сама логика осознания предела как конца мира, за которым начинается новое творение, новый мир и новая жизнь, определяет поведение человека в принципе, но поведение групп связано с национальным образом. Эсхатология должна быть опосредована им, чтобы стать ценностным набором, который для русских, как мне кажется, есть образ деревни на краю леса. Предельными точками у такой деревни надо считать выживание в борьбе с природой и христианский эсхатон – конечность творения перед вечностью и его ответственность перед Творцом. В такой деревне мы выделяем два основных типа – модернизированный (крестьянин) и немодернизированный (бортник, охотник-собиратель). Про бортников мы уже рассуждали, это довольно архаический и малоответственный потребитель даров природы, у которого есть социальность в виде артели, но слишком слабая, чтобы развиваться. А крестьянин (это слово значит, собственно, христианин) - это хозяин земли, рачительный и изобретательный. На самом деле большинство людей распределено между этими типами посредине. Оба типа сообразны христианской эсхатологии, в рамках которой сформировалась наша культура и история. Только в одном случае она привела к эскапизму, бегству в лес архаики, а в другом – к выходу на поле, в пространство земледелия:

Белых Житниц отделенья

Поднимались в отдаленье,

Сквозь окошко хлеб глядел,

В загородке конь сидел.

Тут природа вся валялась

В страшном диком беспорядке:

Кой-где дерево шаталось

Там реки струилась прядка.

Тут стояли две-три хаты

Над безумным ручейком…

Ночь на воздух вылетает,

В школе спят ученики.

Вдоль по хижинам сверкают

Маленькие ночники.

Крестьяне, храбростью дыша,

Собираются в кружок,

Обсуждают, где душа?

В этом стихотворении вятича Н. Заболоцкого противопоставлены «дикий беспорядок» природы и круг мужиков, обсуждающих главный эсхатологический вопрос – о душе и смерти. Земледелец к этому вопросу в силу своей структурности стремится, а бортник от него бежит, как от требующего изменения жизни. Можно осторожно предположить, что новые горожане – это особый тип бортника, бродящего в каменных джунглях и ищущего, где бы чего урвать и схватить. Кто первый схватит – того и достояние. Крестьянин же – созидатель и хозяин.

В городской среде оказалось, что для каждой области можно применять разные практики, как бы выводя их из эсхатологического смыслового круга. Поэтому городская культура у нас такая неравномерно выстроенная: город как бы стал новым «лесом», куда бегут от ответственности перед эсхатологическим пределом. Возникает ли при этом новая эсхатология? Едва ли. Эта потерянность не уникальна и присутствует всегда при больших сдвигах и переходах. Город - это как бы «новая пустыня», а эсхатологический ориентир и помогает вырулить в пустыне. И уже «новые хозяева» пытаются структурировать и окультурить городское пространство, опираясь (осознанно или неосознанно) на традиционную эсхатологию из нашего христианского прошлого.

Эсхатологический субъект

Подведем предварительный итог. Народ как субъект живет в эсхатологических условиях. Субъектом нашей эсхатологии выступает как отдельная личность, так и два более крупных субъекта: весь народ и весь мир. Эсхатология - это включение ответственности. Народ отвечает в рамках Большой Задачи, предназначения, а мир отвечает как макрокосм. Это значит – весь мир есть как бы единый субъект, но такой обобщенный, что включает каждого и всех одновременно. Такой субъект тройственен: личность-народ-макрокосм. По одиночке это не работает, да и едва ли возможно вообще: где это видано, чтобы был человек вне народа или народ вне мирового пространства?

Как эсхатологический субъект личность выделяема и видима, но субъектность сама будет внеличностной, что ближе в понятию трансцедентального субъекта в после-гегелевском понимании, как «некоего духа, определяющего общую направленность своих синтетических умозаключений». Такой субъект историчен, но одновременно он – вечен, внеличен и закономерен.

Это философское обобщение нужно тут единственно для того, чтобы увидеть в нашей эсхатологии не одно лишь религиозное, но общечеловеческое и общенародное самосознание. Только в единстве с народом и с миром можно обрести эсхатологический смысл личного пути – и в этом разгадка незавершенности русского характера. Два типа нашего национального образа представляют собой два вектора, два набора ценностей, выбор между которыми неизбежно приведет к смене судьбы всего народа и даже всего мира.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:37 В марше против Brexit в Лондоне приняли участие десятки тысяч человек
20:28 Пономарев рассказал об ожидании Вороненковым покушения
19:54 В Минобороны усомнились в скором взятии западной коалицией сирийской Ракки
19:46 Делегация германских политиков и бизнесменов приехала в Крым
19:28 СМИ сообщили о сотнях задержанных на оппозиционной акции в Минске
19:14 Грибаускайте назвала Россию угрозой для всех в Европе
18:45 Саперы НАТО прибыли для разминирования сгоревшего склада боеприпасов под Харьковом
18:25 Пономарев заявил о желании Максаковой остаться на Украине
17:38 В Бишкеке разогнали сторонников претендента на пост президента Киргизии
16:56 Вороненкова похоронили в Киеве на кладбище «криминальных авторитетов»
16:24 В Минске начались задержания демонстрантов в «День Воли»
15:56 Десятки спортсменов отравились во время сборов в Подмосковье
15:32 СМИ сообщили продробности ДТП с детьми в Подмосковье
14:57 27 стран подписали Римскую декларацию по будущему Евросоюза без Великобритании
14:41 Экс-депутата Госдумы Вороненкова отпели во Владимирском соборе Киева
14:18 Глава Европарламента признал множество допущенных Евросоюзом ошибок
13:45 Ислямов показал фотографии украинского флага над Симферополем
13:36 В ОПЕК заявили об отсутствии спора с РФ по темпам сокращения нефтедобычи
13:17 Зюганов напомнил о религиозных корнях «ненависти» Запада к России
12:43 Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне»
12:26 «Новая газета» узнала детали нападения на войсковую часть в Чечне
11:56 Трамп прокомментировал отзыв законопроекта об отмене Obamacare
11:31 Ливийские военные объяснили присутствие в стране российской ЧВК
11:12 Мария Максакова впервые прокомментировала убийство Вороненкова
10:56 В результате стрельбы в Сент-Луисе пострадали шесть человек
10:45 В ДТП в Подмосковье погибли трое детей и взрослый
10:32 В Белоруссии задержали оппозиционого лидера Некляева
10:13 Немецкий госбанк случайно перевел 5,4 млрд долларов другим банкам
09:51 Лондон отклонил российскую инициативу о миссии ООН по химоружию
09:25 РФ направила в Верховный суд США аргументацию по делу Бута
09:13 Меркель призвала исправлять ошибки Евросоюза
24.03 21:06 Сборная России по футболу уступила Кот-д'Ивуару 2:0
24.03 21:00 Убийца Вороненкова был уволен из Нацгвардии Украины за нарушение контракта
24.03 20:41 В Харьковской области потушили пожар на артиллерийском складе
24.03 20:29 Госдума одобрила штраф за ввоз в страну более пяти литров крепкого алкоголя
24.03 20:06 Общественники составили рейтинг трезвости российских регионов
24.03 19:47 Смертник взорвался у аэропорта столицы Бангладеш
24.03 19:37 МАК назвал причину крушения Boeing под Бишкеком
24.03 19:08 Кадыров назвал цель атаки на войсковую часть Росгвардии
24.03 18:54 Организаторы «Евровидения» продолжат уговаривать Киев впустить Юлию Самойлову
24.03 18:32 Toyota и Hyundai признаны самыми угоняемыми марками машин в России
24.03 18:18 В Волгограде бритоголовая молодежь напала на Навального
24.03 18:06 Радиолокация помогла найти фундамент древнего храма
24.03 17:59 ИГ взяло ответственность за атаку на часть Росгвардии в Чечне
24.03 17:43 Перед пожаром на военном складе в Балаклее выпивали генералы
24.03 17:23 Появилось видео убийства Вороненкова
24.03 17:12 Медведев предложил снабжать чипами обувь и древесину
24.03 16:50 Кокорин лишился водительских прав на четыре месяца
24.03 16:47 На Урале хотят запретить блокноты «Уничтожь меня!»
24.03 16:32 Умер летчик Степан Микоян
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.