Адрес: https://polit.ru/article/2014/07/22/indonesia/


22 июля 2014, 09:06

Развилка для Индонезии

Во вторник Центральная избирательная комиссия должна объявить результаты президентских выборов в Индонезии. Оба кандидата уверены в своей победе. Объявленный проигравшим может на этом не остановиться.

9 июля жители Индонезии, третьей по численности населения демократии в мире, проголосовали за своего нового президента. Победитель придет на смену Сусило Юдойоно, который занимал должность президента два пятилетних срока и по закону не имеет права баллотироваться в президенты в третий раз. Официальные результаты выборов почти 190 миллионов избирателей будут объявлены 22 июля. По этому поводу мировые СМИ подводят итоги предвыборной кампании и сравнивают шансы на победу двоих кандидатов, Джоко Видодо и Прабово Субьянто. По мнению аналитиков, а также по опросам избирателей, шансы их почти равны.

Сиднейский институт международной политики Lowy представил контрастную характеристику кандидатов:Джоко Видодо, в народе известен как Джокови – предприниматель, принадлежащий к среднему классу, в прошлом – мэр Суракарты, города в Центральной Яве, где он добился консенсуса, чтобы провести ряд хороших государственных реформ, привлекших общенациональное внимание, что помогло ему позже одержать убедительную победу на выборах мэра в столице Джакарте, в 2012 году.

В марте этого года, проработав губернатором всего 18 месяцев и пользуясь большой популярностью среди беднейших слоев населения Индонезии, Джокови был номинирован кандидатом в президенты от Демократической партии борьбы Индонезии бывшего президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри. Согласно опросам, индонезийцы восхищаются эффективностью принятия им административных мер, скромностью и манерой регулярно появляться на публике. Но его оппоненты и даже сочувствующие наблюдатели говорят о его неопытности, а также видят признаки того, что гораздо менее популярная экс-президент сохранит заметное влияние в его администрации.

Прабово Субьянто - генерал-лейтенант в отставке, лидер партии "Движение за великую Индонезию", которая хорошо финансируется его братом-олигархом, являющимся основным спонсором политических амбиций Прабово. Прабово является фигурой эры Сухарто, возвратившейся обратно в политику. В 1998 году он был уволен из армии из-за приказа в конце правления Сухарто похитить студентов-активистов, боровшихся за демократию. Военная коллегия признала его виновным. Но, несмотря на это, он остается популярным среди городских избирателей, а также избирателей среднего и высшего классов. Согласно опросам, многие индонезийцы видят в нём сильного, крепкого лидера, в котором нуждается шумная демократия Индонезии.

Левая Британская газета The Guardian цитирует Кристин Наоми, оставшуюся в стороне от недавнего митинга Джокови в Джакарте: "Индонезия не нуждается в сильном лидере. Все это время Индонезия всегда была под руководством генералов. Все они не способны приносить изменения".

Большинство публикаций содержат перечисление преимуществ и недостатков обоих кандидатов, но преобладающее мнение состоит в том, что Джокови - лучший вариант для Индонезии. Кейт Ламб, автор упомянутой статьи в The Guardian отмечает, что "разница между кандидатами более чем очевидна: претендент, обещающий новое, чистое руководство, консолидирующее демократию, или союз старой школы элит во главе с человеком, который, как некоторые опасаются, может свернуть демократическую свободу.

Японское издание Nikkei Asian Review предоставляет контрастное сравнение стилей управления Джокови и Прабово." Хотя Джокови проработал губернатором Джакарты меньше двух лет, он успел начать два крупных инфраструктурных проекта - систему скоростного транспорта и монорельсовый проект, оба раньше были приостановлены на фоне бюрократических препятствий. Он также ввел схему медицинского страхования для бедных и начал ряд других проектов для контроля наводнений и уменьшения пробок на дорогах, что очень важно в стране, где быстрый экономический рост за последнее десятилетие принес мало материальной пользы бедным. Хотя Джокови и Прабово в большой степени отличаются стилями управления и темпераментами, их цели в экономической политике в некоторой степени пересекаются: оба пообещали уменьшить субсидии на топливо, поддерживать запрет на экспорт минералов, ускорить развитие инфраструктуры, улучшить качество образования, понизить иностранное участие в финансовом секторе и укрепить национальную безопасность.

Но, как продолжает автор Nikkei, "их цели различаются в ключевых областях. У Прабово амбициозные планы по масштабному стимулированию сельского хозяйства, а именно - трансформации 16 миллионов гектаров лесных угодий в биотопливо и пищевые фермы, а в процессе этого создать 40 миллионов новых рабочих мест. Однако эта инициатива, кажется, не учитывает печальную индонезийскую историю переселения и необходимость оказать содействие осуществлению структурных преобразований в сфере производства и услуг – за пределами сельского хозяйства. Джокови, напротив, намерен помочь фермерам, сосредоточив внимание на расширении орошения.

Прабово поддерживает заметную роль государства и государственных предприятий в экономике, а его напарник – кандидат в вице-президенты является противником приватизации. Джокови больше сосредоточен на оптимизации системы регулирования и удалении бюрократических препятствий на пути частных инвестиций. Прабово хочет в одностороннем порядке пересмотреть контракты Индонезии с иностранными нефтяными и минеральными компаниями. Джокови хочет их соблюдать".

По мнению автора, ключевой вопрос - в каком направлении каждый поведет страну. Президентство Прабово, - рассуждает автор, - скорее всего, создаст власть корпораций и государства как в эпоху Сухарто, но с помощью государственных предприятий, а также и торговых и инвестиционных ограничений, как в эпоху Сукарно. Джокови, с другой стороны, исходя из его послужного списка, когда он был губернатором, будет делать акцент на доступности услуг для бедных слоев населения, расширении прав и возможностей местных общин и органов местного самоуправления, укреплении модели роста в пользу бедных, которая поддерживает рыночные силы при признании критической роли государства.

Такой подход, по мнению автора, позволил бы усилить политическую тенденцию к более глубокой и настоящей демократии, повысил бы прозрачность и эффективность в деятельности органов государственного управления, и привел бы к политике, которая предотвратила бы дальнейшую концентрацию деловой и политической силы в руках немногих.

Сиднейский институт международной политики Lowy в одной из своих публикаций подчеркнул интересную деталь: "Если Джокови победит на президентских выборах, в соответствии с законом, его обязанности и титул губернатора Джакарты перейдут к его заместителю - Басуки Тяхая Пурнама. В самом деле, вице-губернатор Басуки уже занимает должность исполняющего обязанности губернатора, в то время как Джокови прервал исполнение обязанностей ушел для ведения предвыборной кампании. Это не было бы удивительным, если бы не тот факт, что Басуки - христианин и индонезиец китайского происхождения. Мало кто мог бы подумать несколько лет назад, что политик такого этнического и религиозного происхождения, возможно, дорастет до одной из самых высоких и самых видных выборных должностей в Индонезии, и исламские фундаменталистские группы взяли на себя обязательство не допустить этого. Но если он сможет добиться успеха Джокови, а затем добиться успеха на службе, то это будет победой для расового равенства и религиозного плюрализма в Индонезии".

Анонимный колумнист левоцентристского The Economist считает, что "оба кандидата представляют собой улучшенную версию прежнего президента", но, по его мнению, реальные изменения в стране придут только с Джокови, восход которого был бы "немыслим без радикальной политической децентрализации, которая является, пожалуй, огромным успехом демократического пути Индонезии".

New York Times пишет об обвинениях, распространявшихся в последние дни предвыборной кампании - "один из кандидатов был обвинен во лжи о его этнической и религиозной принадлежности, и даже в том, что он не является биологическим отцом одного из своих детей. Другой был заклеймен как убийственный "психопат" и столкнулся со слухами об инсульте. Клеветнические кампании имели место и на предыдущих выборах в Индонезии, но в этом году соревнование перешло на новый уровень за счет использования социальных медиа — если потоки грязи повлияют на избирателей, ситуация достигнет дна.

"Но, несмотря на то, какими будут результаты, эти выборы в любом случае очень важны для Индонезии, поскольку впервые в ее истории власть передается от одного лидера, избранного прямым голосованием, к другому", - пишет The Guardian.