Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
30 июля 2016, суббота, 08:22
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Судьбы подменышей

Черт подменивает ребенка (фрагмент работы Мартино ди Бартоломео)
Черт подменивает ребенка (фрагмент работы Мартино ди Бартоломео)
Wikimedia Commons

В европейской мифологии довольно широко распространен мотив подмены ребенка нечистой силой. Потусторонние существа (лешие, русалки, черти, тролли, эльфы) крадут новорожденного младенца, оставляя взамен своего. Ребенок нечистой силы, как правило, отличался своим внешним обликом от обычных детей. Его описывали как уродца с непропорционально большой головой, слабыми и тонкими ручками и ножками, оттопыренными ушами, вздутым животом. Считалось, что такие дети плохо растут, много болеют, не начинают ходить и говорить, часто плачут, едят непомерно много или напротив отказываются от еды. Как правило, младенец нечистой силы умирал довольно быстро.

Назывались такие дети подменышами (англ. changeling). В XVII веке в английском языке использовалось также слово oaf (во множественном числе oaves) с вариантами написания auf, auph, oph, ouphe, aulf. Оно восходит к древнеисландскому слову álfr, от которого происходит и слово «эльф». Мотив подменыша известен для Скандинавии, Великобритании (преимущественно Корнуолл, Уэльс и Шотландия), Ирландии, Испании (Астурия), Франции (Нормандия). Присутствуют подменыши и в сказках, собранных братьями Гримм. Среди славянских народов истории о подменышах наиболее часто встречаются у западных славян, известны они также на Русском Севере, в северо-западных областях Белоруссии, в карпатско-украинском регионе. У южных славян этот мифологический мотив встречается лишь в ограниченной зоне, охватывающей Словению, Банат, Славонию (восток Хорватии).

Черта, выкрадывающего младенца из колыбели и оставляющего там младенца-чертенка, мы можем увидеть на картине итальянского художника Сиенской школа Мартино ди Бартоломео, работавшего в 1389—1435 годах (фрагмент изображен на заглавной иллюстрации).

Возможно, самая древняя история о похищении нечистой силой ребенка рассказана в «Сатириконе» римского автора Петрония Арбитра. Правда, в ней рассказывается, как похищен был уже умерший младенец: «Мы, заперев двери, вернулись к нашей печальной обязанности, но, когда мать обняла тело сына, она нашла только соломенное чучело: ни внутренностей, ни сердца - ничего! Конечно, ведьмы утащили тело мальчика и взамен подсунули соломенного фофана».

Сходный сюжет есть в мифологии африканского народа игбо. У них существовало понятие ogbanje «ребенок, который приходит и уходит». Когда у женщины дети рождались мертвыми или умирали вскоре после рождения, считалось, что это особый злой дух преследует ее, вновь и вновь рождаясь в качестве ее ребенка.

Аналог европейских подменышей также существует у филиппинцев, где похищения детей приписывались асвангам – местным злобным духам с телом собаки. Дети, оставленные асвангами, также много болели и быстро умирали.

Среди славян чаще всего считалось, что подмена происходит или сразу после рождения, или в период до крещения ребенка. Иногда причиной подмены считали нарушение матерью традиционных запретов, которые должны были соблюдать беременные женщины. Также ребенка могли подменить, если мать на какое-то время оставила его лежащим без присмотра. Порой поводом для подмены служило материнское проклятие, пусть и невольное, когда мать, устав от плача младенца, восклицала: «Чтоб тебя черти взяли!». В некоторых местностях считалось, что нечистая сила способна осуществить подмену еще в чреве матери, и тогда женщина родит подменыша.

Для того, чтобы заставить нечистых духов вернуть человеческого ребенка и забрать своего, предлагались разные методы. Советовали просто игнорировать плач младенца и не подходить к нему. Рано или поздно его истинные родители, обеспокоенные его судьбой, заберут его, оставив унесенного ранее ребенка. Часто подменышей полагалось бить розгами (порой, в особых местах: у печи, на пороге, на навозной куче, на перекрестке, на мосту). Предлагали также просто кинуть подменыша через порог избы во двор. Можно было просто полить святой водой.

В других местах нечистую силу старались взять на испуг. Ребенка клали на лопату и делали вид, что хотят засунуть его в горящую печь. Был и вовсе радикальный метод: пойти в баню, взять младенца за ноги и с размаху ударить головой о дверной косяк. Тогда, согласно поверью, подменыш превратится в деревянную чурку или головешку, а на полу чудесным образом появится настоящий ребенок.

Наконец, был способ разоблачить подменыша, продемонстрировав ему что-то необычное. Широко распространен был совет сделать вид, что собираешься варить пиво в скорлупке яйца. Тогда подменыш говорил: «Мне уже сто лет, а я еще ни разу не видел, чтоб в яйце пиво варили». После этого он исчезал, а на его месте появлялся ребенок хозяев дома. Истории с таким сюжетом рассказывали в Польше, Германии, Великобритании.

Весьма вероятно, что истории о подменышах возникли как попытка объяснить случаи рождения детей с генетическими аномалиями. Внешний облик младенцев с рядом хромосомных заболеваний (синдром Дауна, синдром кошачьего крика, синдром Вильямса, болезнь Хантера, синдром Прадера – Вилли, прогерия) может напомнить о традиционным облике подменыша, а задержки в развитии, свойственные многим таким заболеваниям, также находят соответствие в поверьях. Показательно, что внешность людей с синдромом Вильямса получила у врачей название «лицо эльфа».

В таком случае некоторые традиционные способы избавления от подменышей (вроде удара головой о дверной косяк) выступали в качестве оправданного традицией инфантицида. Тут можно вспомнить еще один метод, засвидетельствованный в Ирландии. Он состоял в том, что ребенку вливали в уши и рот сок наперстянки. Если это подменыш, он умрет, а если нет, то вскоре поправится.

Наперстянка содержит вещества, сильно действующие на сердце, с XVIII века врачи использовали его как средство от сердечной недостаточности. Однако при превышении дозировки оно становится смертельным ядом. Так как для многих генетических расстройств помимо внешних признаков характерны пороки сердца, вероятность гибели такого ребенка от сока наперстянки была гораздо выше.

К сожалению, нам мало что известно, о том, как воспринимались новорожденные с генетическими аномалиями в древности. Однако есть пара находок среди средневековых захоронений, в которых исследователи опознают детей, страдавших синдромом Дауна. В 1960 году был описан случай 9-летнего ребенка с синдромом Дауна, останки которого датировались 700–900 годами.

Скелет ребенка с кладбища Сен-Жан-де-Винь в городе Шалон-сюр-Саон (Rivollat et al. 2014)

В начале этого года Мэте Риволла (Maïté Rivollat) и ее коллеги опубликовали в журнале International Journal of Paleopathology описание еще более ранней находки. Скелет ребенка 5-7 лет был найден на кладбище Сен-Жан-де-Винь на северо-востоке Франции. Он датируется V–VI веками. Особенности строения черепа и других частей скелета привели исследователей к выводу, что у ребенка был синдром Дауна. Интересно, что он был похоронен на кладбище и его захоронение ничем не отличалось от прочих. Это может служить свидетельством, что в ту эпоху люди с синдромом Дауна не подвергались дискриминации, однако для точных выводов информации, увы, недостаточно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.