По итогам крупной авиакатастрофы СМИ часто начинают публиковать подборки с описанием аналогичных случаев за последние 10-50 лет. Здесь, впрочем, большое значение имеет контекст – точнее, то, насколько событие представляется сюжетообразующим. Так, по данным Бюро архивов авиакатастроф (B3A), неправительственной организации со штаб-квартирой в Женеве, за последние 50 лет каждый год в мире происходит порядка 245 авиакатастроф. Понятно, что пресса уделяет этим событиям внимание постольку, поскольку они представляются значимыми для того или иного издания.
В 2014 г. имели место три авиакатастрофы, которые сложились своего рода сюжет, в связи с чем число таких публикаций в этом жанре весьма велико. Первое событие имело место в марте 2014 г., когда без вести пропал самолет Малайзийских авиалиний, направлявшийся из Куала-Лумпура в Пекин. Четыре месяца спустя, 17 июля 2014 г., еще один самолет той же авиакомпании, направлявшийся из Амстердама в Куала-Лумпупр, потерпел крушение, пролетая над Украиной. Тут, с одной стороны, значимое событие, с точки зрения международных противоречий в связи с ситуацией на Украине; а с другой стороны, снова Малайзийские авиалинии. Затем через несколько дней разбился алжирский самолет в Нигере. Иными словами, повод для создания соответствующих фактографических материалов есть, и материалы не замедлили появиться.
Надо сказать, что с учетом большого количество авиакатастроф относительно регулярности таких публикаций принципы составления подборок обычно разнятся в зависимости от специфики случая. Например, если причины крушения неизвестны или самолет пропал без вести, вспоминают прецеденты. Так или иначе, обычно в этих перечнях фигурируют случаи, входящие, по данным уже упомянутой организации, в топ-10 авиакатастроф по числу погибших:
Дата |
Компания |
Место |
Число погибших |
12/08/1985 |
Japan Airlines (JAL) |
Токио |
520 |
03/03/1974 |
Turkish Airlines |
Париж |
346 |
27/03/1977 |
Pan American World Airways (PAN AM) |
Канарские острова |
335 |
23/06/1985 |
Air India |
Атлантический океан |
329 |
12/11/1996 |
Saudi Arabian Airlines |
Нью-Дели |
312 |
19/08/1980 |
Saudi Arabian Airlines |
Эр-Рияд |
301 |
17/07/2014 |
Malaysia Airlines |
Шахтерск, Донецкая область |
298 |
03/07/1988 |
Iran Air |
Персидский залив |
290 |
19/02/2003 |
Iran Airforce |
Керман, Керманшах |
275 |
25/05/1979 |
American Airlines |
Чикаго, Иллинойс |
273 |
На сегодняшний день крупнейшей авиакатастрофой стало падение «Боинга-747» Японских авиалиний, который вылетел из Токио, направляясь в Осаку. Это произошло в августе 1985 г. Через 12 минут после взлета начались проблемы с управлением самолетом. Пилот попытался его посадить, однако через 30 минут после взлета самолет врезался в горный хребет. В результате катастрофы погибли 520 человек. Четверо пассажиров выжили. По словам одного из выживших, после крушения многие из пассажиров были еще живы. Однако спасатели появились на месте катастрофы только 14 часов спустя, и большинство первоначально уцелевших просто не получили своевременной помощи. Согласно одной из версий, причиной крушения послужила небрежность, допущенная при починке этого самолета в 1979 г.
Крушение самолета DC-10 под Парижем в марте 1974 г. (рейс 981) считается на данный момент самой крупной авиакатастрофой, в которой не выжил ни один из тех, кто был на борту (всего, считая экипаж, 346 человек). Этот рейс из Парижа в Лондон совершала авиакомпания Turkish Airlines. Крушение было вызвано разгерметизацией багажного отделения через несколько минут после взлета, в результате чего самолет стал неуправляем и упал в Эрменонвильском лесу. Помимо масштабов, много шума вокруг этой катастрофы было вызвано тем, что двумя годами ранее та же неисправность была зафиксирована у самолета той же модели, принадлежавшего компании American Airlines. Тогда по итогам расследования производителю рекомендовали исправить механизм фиксации двери в грузовом отсеке (проблема была в том, что даже при неполной фиксации, о которой по внешним признакам судить было невозможно, шел сигнал о готовности к взлету). В том случае, несмотря на неисправность, никто не погиб. Однако крушение, произошедшее в 1974 г., показало, что проблема так и не была устранена.
Катастрофа самолета Pan Amican, произошедшая в марте 1977 г. и приведшая к гибели 583 человек, стала результатом столкновения двух самолетов Boeing 747 на взлетной полосе. Второй самолет, принадлежавший компании KLM, вез на борту 246 человек, из которых не выжил никто. На борту самолета Pan American было 396 человек, из них уцелел 61. Согласно официальной версии, столкновение произошло в результате совпадения нескольких факторов. Прежде всего, за несколько часов до катастрофы в одном из залов ожидания аэропорта Лас-Пальмас произошел теракт (его устроили участники движения за независимость Канарских островов), в результате которого никто не погиб, но администрация аэропорта на всякий случай закрыла терминал. Прием и вылет крупных рейсов были перенесены в аэропорт Лос-Родеос. Вторым фактором был сильный туман, из-за которого видимость была существенно нарушена. Наконец, третьим фактором была неверная интерпретация диспетчерских сообщений экипажем KLM, который шел на взлет. В итоге приземлившийся «Боинг» Pan American и взлетающий самолет KLM двигались друг другу на встречу по взлетной полосе, не видя друг друга, пока расстояние между ними не достигло около 700 метров. Капитан Pan American попытался увести самолет со взлетной полосы на траву, но успел только развернуться, после чего произошло столкновение.
Рейс 182 Aie India, направлявшийся по маршруту Монреаль - Лондон - Дели, в июне 1985 г. потерпел крушение над Атлантическим океаном в результате теракта (взрыв бомбы на борту). Все 329 человек, пассажиры и экипаж, погибли. Это был крупнейший теракт в истории Канады и первый теракт в самолете Boeing. Теракт был организован представителями сикхского движения, которое вело борьбу за независимость непризнанного сикхского государства Халистан на территории Индии.
Крушение Boing-747, принадлежащего компании Saudi Arabian Airlines, произошло в районе Нью-Дели в ноябре 1996 г. в результате столкновения в воздухе с самолетом Ил-76, принадлежащим компании Kazakhstan Airlines. На борту "Боинга" находилось 312 человек, а на борту Ила - 27 человек. Погибли все, хотя спасатели обнаружили четверых еще живых пассажиров Ил-76, которые вскоре умерли, не получив своевременной помощи. По официальной версии, причиной столкновения стала некомпетентность радиста казахстанского самолета (в частности, неточное понимание пердупреждений диспетчера на английском языке), а также специфика конструкции Ил-76, предусматривающего отдельное место для радиста, который ведет переговоры с землей, но не располагает собственными приборами определения высоты. По факту, получив предупреждение о летящем внизу саудовском самолете, казахстанский самолет продолжил снижение, в результате чего самолеты столкнулись.
Помимо прочего, B3A предлагает рейтинг авиакомпаний по числу погибших пассажиров. Топ-30 этого рейтинга возглавляется российской компанией «Аэрофлот»:
Что характерно, рейтинг указывает только фактическое абсолютное число смертей, но не учитывает количества рейсов, совершенных авиакомпанией. Для сравнения: лидер списка «Аэрофлот» был основан в 1923 г. и регулярно совершает перелеты в 129 точек мира. Занимающие 25-е место в рейтинге Малайзийские авиалинии, которым Wall Street Journal сейчас предрекает мрачное будущее, были основаны в 1946 г., а перевозки начали в 1972 г.