29 марта 2024, пятница, 00:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Неоднозначный эффект финансовых санкций

Кредиты и инвестиции
Кредиты и инвестиции
Фото: gfscapital.com

Финансовые санкции, которые Евросоюз и США ввели против ряда российских коммерческих банков и корпораций, существенно ограничивают их возможности по привлечению новых ресурсов – как для рефинансирования уже имеющейся задолженности, так и для расширения хозяйственной деятельности. В связи с этим имеет смысл выяснить, насколько велико влияние, которое оказывает на российское хозяйство привлечение иностранного капитала, и как происходит взаимодействие между иностранными кредиторами и российскими заемщиками на мировом финансовом рынке. Имея в виду, конечно, что в будущем эти санкции могут распространиться и на всех остальных хозяйственных агентов Российской Федерации.

Хотя на первый взгляд может показаться, что российское хозяйство во многом зависит от иностранных заимствований, но на самом деле все происходит как раз наоборот: именно российские хозяйственные агенты выступают чистыми кредиторами по отношению к внешнему миру. То есть объем средств, предоставленный нерезидентам, больше средств, полученных от нерезидентов, или, иначе говоря, наши внешние активы превышают наши внешние обязательства.

Об этом можно судить по данным, приводимым Центральным банком России:

млрд. долл.

 

01.01.14

01.01.13

01.01.12

01.01.11

01.01.10

внешние активы

1

1010

984

897

810

785

внешний долг

2

732

645

543

493

471

Чистая позиция по внешнему долгу

3=2-1

-278

-339

-354

-317

-314

 

Из этих данных хорошо видно, что активы российских резидентов (государства, Центрального банка, компаний и домохозяйств) значительно превышают их долговые обязательства, причем это превышение носит стабильный характер.

Непосредственно по хозяйственным агентам распределение активов и обязательств выглядит следующим образом:

млрд. долл.

активы

обязательства

Органы государственного управления

62.6

66.6

Центральный банк РФ (без золота)

470.0

16.0

Коммерческие банки

254

214

Предприятия и домохозяйства

222.7

434.8

Итого

 

 

(данные в этой таблицы приведены на 01.01.14)

Из таблицы понятно, почему создается видимость большого объема внешних заимствований российских компаний и банков – берутся данные только по долгам, но не учитываются данные по активам, хотя эти активы вполне значительные (у банков они даже превышают долги).

Видимость большого долгового бремени усиливается еще и тем, что хотя валютные активы Центрального банка могут считаться покрытием долгов банков и предприятий, но в этом качестве их не воспринимают. Если же учесть эти обстоятельства, становится видно, что ни о каком тяжелом долговом бремени или полной зависимости от внешних источников капитала для российской экономики не может идти и речи.

Наоборот, можно как раз сказать, что это мировая экономика в некоторой степени зависит от российских финансовых ресурсов: все-таки наши активы – триллион долларов, а обязательства – только семьсот миллиардов.

Тем не менее, зависимость от внешних рынков капиталов все же существует, и эта зависимость во многом определяет сложившуюся структуру внешних активов и обязательств российских резидентов: активы российских резидентов в основном краткосрочные, а обязательства – долгосрочные.

 

внешние активы

внешние обязательства

 

краткосрочные

долгосрочные

краткосрочные

долгосрочные

Коммерческие банки

115.4

138.9

60.4

154.0

Предприятия и домохозяйства

93.4

129.3

20.6

414.1

итого

208.8

268.2

81.0

568.1

(данные в этой таблицы приведены на 01.01.14)

То есть, российские резиденты держат свои внешние активы в основном в высоколиквидных средствах (наличные деньги, остатки на текущих и корреспондентских счетах и краткосрочных депозитах), а привлекают они долгосрочные кредиты, депозиты и займы.

Почему возник такой расклад, вообще-то понятно. Долгосрочные ресурсы под низкую процентную ставку на российском финансовом рынке найти в нужном количестве очень трудно, поэтому компаниям приходится обращаться за ними на внешние рынки. В свою очередь, их внешние активы – это средства, предназначенные для уплаты по поставкам товаров или для погашения ранее полученных кредитов. Поэтому они и носят краткосрочный характер.

Немного особняком здесь стоит Центральный банк России, практически все внешние активы которого являются высоколиквидными, так как они представляют собой валютные резервы, которые можно использовать при первой необходимости. И эти активы, в тоже время, составляют почти половину всех внешних активов России.

Сложившаяся структура активов и обязательств, в свою очередь, является основной причиной хронического пассивного (отрицательного) сальдо баланса инвестиционного дохода в платежном балансе России. Все-таки по внешним активам, так как они высоколиквидные, проценты или вообще не начисляются, или начисляются, но небольшие. А вот по внешним долгам, поскольку они долгосрочные, проценты начисляются вполне даже приличные.

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год – 1 кв.

Доходы к получению

34.2

38.6

42.8

37.9

12.6

Доходы к выплате

73.0

89.6

99.6

105.0

21.3

Сальдо

-38.7

-61.0

-56.8

-67.1

-8.7

 

Как можно убедиться, за четыре с небольшим года чистые выплаты российских хозяйственных агентов в пользу иностранных кредиторов составили $232 млрд., что, естественно, не может не внушать определенного беспокойства. Вот они – действительно, серьезная проблема, которая нуждается в каком-то решении, а не само по себе наличие внешней задолженности (которая, кстати говоря, есть практически у любой страны).

Понятно, что в условиях санкций российские заемщики (пока еще не все, но наиболее значимая часть) лишаются доступа к внешним финансовым рынкам и не смогут рефинансировать взятые ранее ссуды или получить новые. Им придется только гасить эти ссуды, причем график погашения в первое время будет достаточно напряженным. Так, в интервале от 01 апреля 2014 года до 01 апреля 2015 года платежи в погашение основного долга должны составить $161 млрд., а в погашение процентов – $27 млрд.; в интервале с 01 апреля 2015 года по 01 апреля 2016 года надо будет погасить основных долгов на $74 млрд., и процентов на $21 млрд.

Смогут ли российские компании и банки найти необходимое количество валюты для этих платежей? Что касается банков, то здесь проблем быть не должно – их внешние активы, пусть и ненамного, но превышают внешние обязательства. Хотя, конечно, у отдельных банков такого превышения может и не быть – им придется искать валютные ресурсы на внутреннем рынке. Но, вот, что касается компаний, дела обстоят гораздо сложнее. Их внешние активы на $100 млрд. меньше внешних обязательств, поэтому потребность в привлечении дополнительных валютных ресурсов очень велика.

В этой ситуации выбор у них небольшой. Хотя собственных финансовых ресурсов для погашения задолженности у этих компаний может быть более чем достаточно, но эти ресурсы в основном рублевые. Соответственно, им придется доставать валюту (покупать или брать в ссуду), и достать ее они могут только в трех местах. Первое – на внутреннем валютном рынке. Второе – из валютных резервов Центрального банка. И третье - это финансовые рынки Азиатского региона, на который (кроме Японии) санкции не распространяются.

Что касается первого источника, то он, конечно, будет активно использоваться. Однако здесь возможности не очень большие, так как свободное предложение валюты жестко ограничено сальдо текущего счета платежного баланса. Сейчас, правда, благодаря девальвации оно у нас активное, но его текущего размера все равно недостаточно, чтобы за его счет погасить все внешние долги.

Поэтому, скорее всего, банки и корпорации из санкционного списка будут стремиться получить кредиты на азиатских рынках или от Центрального банка РФ. При этом надо отметить, что лучшим вариантом было бы рефинансирование задолженности, чем ее погашение. Если долги будут просто погашены, то тогда компании декапитализируются и уже не смогут вести хозяйственную деятельность в прежних масштабах. А этого, по понятным причинам, хотелось бы избежать.

Хотя ситуация с погашением (или рефинансированием) долгов является достаточно сложной, у нее есть одно смягчающее обстоятельство. Это обстоятельство состоит в том, что часть долгов российских компаний существует не перед сторонними инвесторами, а перед собственными акционерами. И если у банков подобного рода долговые обязательства не очень большие – $5 млрд. против $214 млрд. общего долга, то у предприятий соотношение другое – из общего долга в $433 млрд. на задолженность перед акционерами приходится $150 млрд. (35%). А это существенно облегчает ситуацию с их погашением или рефинансированием.

Если в качестве основного источника получения валюты для погашения внешних займов будут использованы резервы Центрального банка, то вследствие этого возникнет несколько дополнительных макроэкономических эффектов.

Во-первых, в этом случае произойдет фактическое сокращение резервов Центрального банка, что автоматически приведет к дальнейшей девальвации рубля. Девальвация рубля, в свою очередь, вызовет сокращению импорта, а сокращение импорта, в свою очередь, приведет к росту активного сальдо платежного баланса, а через некоторое время – к восстановлению резервов.

Во-вторых, произойдет уменьшение процентных платежей в адрес иностранных кредиторов. Если российские заемщики будут платить проценты российским кредиторам, то эти платежи будут оставаться в России, а не уходить за границу. Тогда платежный баланс России еще больше улучшится, т.к. вместо крайне небольших процентов, которые начисляются по гособлигациям иностранных государств, в которых держатся валютные резервы, Центральный банк и Минфин будут получать проценты по рыночным ставкам.

При этом, к слову сказать, наши иностранные кредиторы всех этих процентных доходов лишатся. Но они, наверняка, смогут это пережить - ведь для них это все равно мелочь.

В-третьих, в результате девальвации должен произойти рост доходов государственного бюджета. Здесь нет смысла долго все объяснять, а достаточно сослаться на министра финансов России Антона Силуанова, который в своем недавнем интервью газете «Ведомости» заявил, что изменения курса на 1 рубль дает 200 млрд. руб. доходов или расходов, в зависимости от того, куда курс будет двигаться.

Таким образом, результат финансовых санкций (если они, конечно, будут развернуты в полном объеме) далеко не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд, и как это себе представляют их авторы. Ущерб понесут обе стороны, причем у кого он будет больше – заранее сказать трудно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.