19 марта 2024, вторник, 13:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 августа 2014, 14:50

Якунин подождет

Президент России Владимир Путин не спешит согласовывать директиву правительства о продлении контракта главы РЖД Владимира Якунина еще на три года. Таким образом главный железнодорожник сраны все еще пребывает в подвешенном состоянии — старый контракт уже закончился, а новый пока не подписан. Согласно уставу компании, Якунин продолжает исполнять полномочия президента бессрочно, но у некоторых контрагентов РЖД такой статус может вызвать вопросы.

Согласно процедуре, директиву о заключении с президентом РЖД нового трехлетнего контракта должен подписать премьер-министр, однако прежде бумага отправляется на согласование в Кремль.

О том, что подписание соответствующего документа задерживается, стало понятно еще в начале лета. Прошлый трехлетний контракт был заключен 10 июня 2011 года и истек, соответственно, 10 июня 2014. СМИ со ссылкой на источники в заинтересованных ведомствах, в том числе в Росимуществе и в Минэкономразвития, сообщили тогда, что все документы были оформлены в срок и отправлены в аппарат правительство, так что причина задержки была не технической.

В связи с подвешенным состоянием Якунина произошел даже курьезный случай — 19 июня в российские информационные агентства от имени федерального правительства был разослан пресс-релиз, в котором сообщалось о назначении президентом РЖД бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Тот даже успел заявить, что готов принимать поздравления.

Через некоторое время, впрочем, выяснилось, что пресс-релиз был поддельный, а сам Якунин похвастался журналистам, что во время появления информации был на встрече Владимира Путина с представителями бизнеса, которых угощали очень вкусным глухарем. «Мне это аппетит не испортило, глухаря я съел до конца», — заявил президент РЖД.

Несколько позже ответственность за распространение поддельного пресс-релиза взяли на себя авторы блога «Шалтай Болтай», который в июле оказался заблокированным за публикацию деловой переписки вице-премьера Аркадия Дворковича.

 
Фото: rzd.ru

В начале июля правительство назначило новый совет директоров РЖД, в который вошел и Владимир Якунин. Некоторых смутило то, что в документе должность Якунина была обозначена как «президент ОАО РЖД», однако в правительстве заверили, что это не означает продления контракта, просто был указан занимаемый пост на день подписания документа.

Что интересно, Владимир Якунин, по мнению наблюдателей, смог добиться назначения в совет директоров РЖД своего союзника, бывшего главы Счетной палаты Сергея Степашина. Несмотря на то, что Якунин и РЖД в массовом сознании связаны настолько сильно, что воля президента компании приравнивается к воле РЖД, совет директоров стоит над президентом и должен утверждать некоторые его решения.

В начале июля, например, совет директоров отказался создать контейнерого оператора Таможенного союза, Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК) несмотря на то, что этого добивался Владимир Якунин. Решение, по данным источников РБК, заблокировал председатель совета Кирилл Андросов.

«Я вообще считаю сложившееся положение совершенно недопустимым с точки зрения системы корпоративного управления», — возмущался в тот день Якунин. Для положительного решения требовалось единогласное голосования, однако двое членов совета высказались против из-за того, что в компанию не поступила необходимая директива правительства — единственного акционера ОАО «РЖД».

Когда в совет директоров был включен Сергей Степашин, многие заговорили о том, что Якунин добивается назначения его председателем совета, что позволит президенту компании лучше контролировать происходящее в руководящем органе РЖД. Тогда казалось, что раз уж Якунин смог пролоббировать назначение в совет директоров своего союзника, то и до продления его собственных полномочий ждать осталось недолго и задержка, возможно, носит и правда технический характер.

Однако, во-первых, решение о новом главе совета директоров пока не принято, так что Степашин может оказаться просто еще одним членом этого органа. Во-вторых, информация о том, что отсутствие директивы о продлении полномочий Якунина носит смысловой характер, получила подтверждение из новых источников.

На этот раз «Ведомости» со ссылкой на двух высокопоставленных чиновников и знакомого президента РЖД написали, что Владимир Путин не спешит согласовывать директиву правительства о продлении контракта с Владимиром Якуниным. При этом Путин одновременно и не дал поручения искать нового главу железнодорожной монополии. Иными словами, в Кремле взяли паузу. По сведениям издания, президент посоветовал Владимиру Якунину спокойно уходить в отпуск и дожидаться важного для него решения.

 
Фото: rzd.ru

Вероятно, Владимира Якунина уже отправили бы в отставку, по крайней мере у многих как в Кремле, так и в Белом доме есть четкое понимание того, что РЖД нуждается в новом руководителе, сообщают «Ведомости». Однако сейчас для смены президента РЖД не лучшее время — в том числе и из-за санкций. Если контракт с Якуниным не будет продлен, то это будет выглядеть уступкой западным странам, которые включили его в санкционные списки.

Президент РЖД множество раз говорил журналистам, что государство продлит с ним контракт, если будет удовлетворено его работой. Владимир Якунин занимает пост президента РЖД уже девять лет. Впервые он был назначен главой монополии в 2005 году, с тех пор правительство дважды продлевало его полномочия — в 2008 и 2011 годах.

Во время назначения Якунина предполагалось, что при нем отрасль будет кардинально реформирована — по примеру электроэнергетики.  Согласно программе реформ, к 2011 году основной парк грузовых вагонов должен был оказаться в частной собственности. Пока, однако, структурам Владимира Лисина была продана только Первая грузовая компания. Приватизация «Трансконтейнера» затянулась, а судя по тому, что половину доли компании РЖД намеревалась передать ОТЛК, о продаже этого актива пока речи вообще не идет.

В I квартале 2014 года монополия зафиксировала убыток в 10,2 млрд рублей против прибыли в 10,9 млрд за аналогичный период 2013 года. Якунин оправдывался тем, что такой убыток зафиксирован «впервые в истории РЖД» и объяснил его решением правительства о заморозке тарифов на текущий год.

Владимир Якунин также является объектом постоянной критики со стороны Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального — там самого Якунина и его семью подозревают в незаконном обогащении за счет ресурсов РЖД. Впрочем, вряд ли решение о главе огромной и во многом ключевой отрасли российской экономики будет приниматься с оглядкой на борцов с коррупцией.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.