29 марта 2024, пятница, 02:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 августа 2014, 12:00

Евро-5 по-русски

Евро-5
Евро-5

Согласно постановлению правительства РФ, с 1 января 2016 года в нашей стране будет разрешен выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива экологического стандарта не ниже класса «Евро-5». Российские нефтеперерабатывающие компании ломают голову, как быстро перейти на выпуск дорогостоящего обязательного продукта, а российская компания RRT Global заявляет, что нет ничего проще. 

Экологический стандарт «Евро» регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Чем выше класс «Евро», тем чище бензин и тем лучше для экологии. Так, в бензине класса 5, по сравнению с предыдущими поколениями, содержится в 5 раз меньше серы, ограничено содержание бензола и других ароматических углеводородов, негативно влияющих на окружающую среду и сокращающих срок службы автомобиля.

Требования к топливу увязываются с экологическим классом автомобиля. И спрос на топливо более высокого «Евро»-класса растет за счет обновления парка машин. В странах Евросоюза экологический стандарт «Евро-5» для дизельных грузовых автомобилей был введен еще в 2008 году, а для легковых - с 2009 года. Значит, и топливом соответствующего класса  в Европе заправляются уже давно, а в США есть его аналог - MSAT-2. Российские же авто только с 2014 года начали в обязательном порядке ездить на бензине класса «Евро-4», а выпуск «Евро-5» наладили пока лишь некоторые крупные компании.

 
Лабораторные установки РРТ

Использование бензина класса «Евро-5» значительно снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, что крайне важно для жителей крупных городов. Однако использование этого экологичного бензина у автопарков российских компаний-перевозчиков вызывает сложности. Переход на «Евро-5», по словам их представителей, реально обеспечить только при условии поставки на АЗС в регионах качественного топлива по разумной цене.

С этим соглашается и российская компания RRT Global (ООО «РРТ») - производитель технологий нефтепереработки экологически чистых бензинов на территории России и СНГ. Уменьшить стоимость бензина возможно, в том числе, наладив его производство в России. Однако конкурентами российской технологической компании здесь являются международные гиганты UOP и GTC из США, а также Axens из Франции. По словам российских нефтепереработчиков, у этих компаний жесткие корпоративные стандарты и высокое качество, что, соответственно, отражается на цене. Целью своей работы команда RRT ставит снижение стоимости производства качественного бензина без ущерба для других составляющих. Компания планирует распространить свои технологии в Индии, Китае и США. Уже сейчас в Индии есть дочерняя фирма RRT Engineering, непосредственно работающая с крупнейшей нефтегазовой компанией страны IndianOil.

 
Олег Гиязов

У компании есть собственная технология PRIS – она осуществляет переработку прямогонного бензина через реакторы изомеризации, гидроизомеризации и ректификационной системы. Как объяснил директор ООО «РРТ» Олег Гиязов, в сравнении с конкурентами, эта технология позволяет в три раза снизить затраты на оборудование и в пять раз - на энергоресурсы при производстве компонентов бензина. «Затраты снижаются за счет того, что мы проводим процесс в одном аппарате, в то время как конкуренты в шести: четырех ректификационных колоннах и двух реакторах, - говорит он. - Это похоже на ситуацию, когда у вас в руках высокотехнологичный смартфон, а у конкурентов отдельный проводной телефон, будильник и фотокамера». Дополнительное преимущество технологии PRIS, по мнению разработчиков, - ее технологическая гибкость. Конкурирующие технологии очень требовательны к составу сырья. Поэтому есть фракции, которые неэффективно перерабатывать на них, например, балластные. Отечественная технология позволяет решить эту проблему и более полно использовать потенциал сырья. Из-за самостоятельности системы сокращается число операторов, работающих с ней, и остается потребность в высококвалифицированных инженерах, для сотрудничества с которыми они открыты.

 
Демонстрационная установка PRIS

«Однако мы не хотим стать компанией одной технологии, - добавляет Олег Гиязов. - В настоящий момент мы находимся на стадии масштабирования нового продукта -технологии IC7 (она позволяет перерабатывать фракцию углеводородов C7- важного компонента для производства высокооктанового бензина – прим. автора). На лабораторном уровне есть ряд перспективных разработок. Мы будем шаг за шагом строить компанию лицензиара, аналог UOP или Axens».

Для того, чтобы реализовать технологию PRIS и протестировать другие идеи, RRT Global в 2011 году стала резидентом Сколково. Как говорят разработчики, для создания их высокотехнологичной компании были полезны услуги Технопарка, грантовое финансирование, налоговые льготы, помощь в патентовании технологии, а также выступления и презентации на отраслевых выставках и конференциях.

Марат Зайдуллин, старший проектный менеджер Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»:

 
Оператор РРТ за работой

«Компания РРТ, являющаяся резидентом «Сколково», представляет собой яркий пример того, что в достаточно короткий по традиционным меркам для подобных технологий срок могут быть разработаны технологии, не только заменяющие зарубежные аналоги, но и существенно превышающие их по всем параметрам. Особенно стоит отметить, что команда не остановилась на достигнутом и продолжает разрабатывать технологии, не имеющие мировых аналогов.

Опыт работы Фонда «Сколково» с инновационными компаниями показывает, что в России есть конкурентоспособные разработки практически по всем приоритетным технологическим направлениям в нефтегазодобыче и нефтегазохимии. При должной поддержке и наличии инвестиционных ресурсов отечественные разработки на горизонте нескольких лет могут не только заместить многие зарубежные технологии на внутреннем рынке, но и начать экспортироваться».

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.