Российские авиационные власти предложили столичным аэропортам и авиакомпаниям новую специализацию авиаузлов — по сторонам света, как это было во времена СССР. Об этом рассказал РИА Новости источник в отрасли.
По его словам, таким образом предлагается решить проблему перегруженности неба Москвы.
Как рассказал агентству источник в крупной авиакомпании, две недели назад Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта получила для ознакомления новую схему воздушного движения в московской зоне, в основе которой лежит принцип «псевдогеографических зон ожидания». То есть для аэропорта «Домодедово» приоритет будут иметь самолеты, прибывающие с востока и юго-востока, для «Внуково» — с запада и юго-запада, для «Шереметьево» — с севера и северо-запада.
Рейсам с других направлений предлагается следовать по удлиненным маршрутам для обеспечения принципа бесконфликтности. Известно, что новые схемы заходов на посадку были разработаны в «НИИ Аэронавигации» по заказу Госкорпорации организации воздушного движения, которая подчиняется Росавиации.
При этом сами авиакомпании к новой структуре воздушного движения отнеслись без энтузиазма. По данным собеседника агентства, авиакомпании будут ежегодно терять миллиарды рублей из-за удлинения маршрутов, расчетного времени рейсов, необходимости дозаправки. Источник в другой крупной компании считает, что речь идет о нерыночной мере — пропадает конкуренция между аэропортами, так как пассажир не сможет выбирать, из какого аэропорта ему удобнее лететь. Кроме того, авиакомпании не смогут формировать маршрутные сети с партнерами по альянсам и представлять конкурентные цены.
С авиаперевозчиками согласен и председатель совета директоров аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. «Речь идет о нерыночном механизме», - отметил Ванцев, и выразил сомнение, что данный принцип будет взят на вооружение.
Как следует из исследования, проведенного одним из крупных российских перевозчиков, новая версия структуры воздушного движения в московской зоне может стоить российским авиакомпаниям до пяти миллиардов рублей в год.
Согласно исследованию авиакомпании, ежедневно ее потери будут составлять несколько миллионов рублей в день только на авиатопливе. Если взять за основу текущее ежедневное расписание всех российских компаний, то разгрузка московского неба будет стоить им примерно по 10-14 миллионов рублей в сутки (исходя из расчета нынешних цен на керосин), или 3,5-5 миллиардов рублей в год. Кроме того, схемы приведут к увеличению расчетного времени полета — на десятки часов и удлинению маршрутов на десятки тысяч километров в день совокупно.
Как пояснили в диспетчерских кругах, новые схемы призваны упорядочить движение в московской авиазоне, которая работает сейчас на пределе возможности. Другой источник уверяет, что схемы были разработаны с учетом пожеланий перевозчиков, которые участвовали в составе рабочей группы. По его словам, пилоты компаний отрабатывали новые схемы на тренажерах и особых нареканий тогда не было.
Согласно аналитике консалтинговой компании «Вегас Лекс», которая проводилась по заказу правительства, загруженность московского неба — основной ограничитель роста пассажиропотока в авиаузле. К началу 2013 года зона находилась на пределе своей пропускной способности и способна была обслужить 930 тысяч взлетно-посадочных операций, или 93,9 миллиона пассажиров.
В 2013 году все московские аэропорты обслужили 71 миллион пассажиров, а в первом полугодии 2014 года — уже порядка 33 миллионов пассажиров. Эксперты отмечают, что московскую зону спасло от перегрева замедление роста пассажиропотока и частичное перераспределение его на региональные аэропорты.
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев признает, что проблема перегруженности московского неба существует, и ее нужно решать. По его словам, предложенная схема должна была устранить конфликтные зоны, что автоматически сокращает время ожидания посадки и увеличивает количество взлетно-посадочных операций. Но, согласно мировой практике, подобные изменения всегда согласовываются с участниками рынка, отмечает эксперт.