19 марта 2024, вторник, 06:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Страна умниц: гендерные аспекты карьеры

Источник: comerecommended.com
Источник: comerecommended.com

К.э.н., ведущий научн. сотрудник ИСЭПН РАН Зоя Александровна Хоткина анализирует степень чувствительности карьерного роста к гендерным стереотипам, а также роль гендерной политики и индивидуальных усилий в формировании личной траектории.

Россия  в 2014 году заняла первое место в мире по доле женщин-руководителей в сфере бизнеса. Среди руководителей компаний в России 43% - женщины. Это самый высокий показатель в мире, почти вдвое выше среднего, сообщается в исследовании международной организации Grant Thornton International. Это сообщение, размещенное в интернете в июне с.г., заинтересовало меня и послужило поводом к написанию данной статьи. Захотелось исследовать феномен женской карьеры в России более подробно, проследить его исторические, социально-экономические, психологические и другие аспекты – все, что можно уместить в рамки одной статьи. Кроме того, важно было узнать мнение специалистов, изучавших женское лидерство и гендерные аспекты успеха, а также взгляды самих руководителей-женщин на их мотивацию, факторы, помогающие и затрудняющие продвижение к высотам социально-экономического статуса. Это важно, поскольку в наше время, «заточенное» на личный успех, идет быстрый процесс индивидулизации жизненных стратегий, которые не согласуются с гендерными стереотипами и «двойными стандартами», навязывающими женщинам и мужчинам не только разные, но противоположные в зависимости от пола, а не от личности социальные роли и модели поведения  в семье и обществе.

Новое – это хорошо забытое старое: обзор статистики

Обращение к отечественной статистике позволило увидеть ретроспективу и динамику доли женщин среди руководителей от советских времен до наших дней. Хотелось понять, является ли сегодняшнее лидерство России в данном вопросе исключительным продуктом современности, или природа данного феномена имеет свою историю в нашей стране. По данным статистического сборника «Условия труда и быта женщин», среди «Руководителей органов государственного управления и их структурных подразделений» (это и последующие названия статистических показателей приводятся по тексту статистических сборников соответствующих лет) женщины составляли в 1979 г.- 44%, а в 1989 г. – 49% (данные последних советских переписей населения). Среди «Руководителей предприятий и организаций (промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи) и их структурных подразделений» женщин было 24% и 26%, соответственно1. К сожалению, в этом издании нет данных о доле женщин-руководителей в культурно-образовательных учреждениях и в сфере услуг, поскольку среди заведующих детских садов (но не директоров школ!), библиотек, а также прачечных и ателье в советское время, как и сейчас, преобладали женщины. О занятости женщин в этих традиционно феминизированных сферах деятельности в сборнике имеются данные только о численности и доле женщин среди «работников», но не руководителей.

Итак, какой вывод по интересующему нас вопросу может быть сделан из приведенной выше советской статистики? В советское время, с его идеологией и пропагандой равенства, доля женщин среди руководителей была достаточно высокой и составляла в среднем, с учетом высказанных выше замечаний, вероятно, около одной трети. Этот процент женщин на руководящих должностях согласуется и с долей женщин, которая была определена «женскими квотами», которые существовали при советской власти, для приема женщин в партию и прохождения их в Верховный Совет (аналог нынешнего парламента). То есть, «впереди планеты всей» по доле женщин-руководителей мы оказались не сегодня, а давно, еще в 80-х годах ХХ века. «Стеклянный  потолок» в карьере советских женщин, безусловно, был (ведь в общем числе занятых они составляли 52%), но он не был низким, а соответствовал тем международным стандартам гендерного равенства при продвижении женщин на уровень принятия решений, которые сегодня имеются в документах и рекомендациях ООН и МОТ. То есть, цивилизованный мир только в последние десятилетия пришел к пониманию необходимости представленности женщин в такой пропорции (1/3), которая была практически достигнута в нашей стране уже тридцать с лишним лет назад.  Следовательно, высокие статусные позиции женщин-руководителей сегодня, во многом наследие советского прошлого, когда государство последовательно проводило курс на равноправие женщин,  в результате чего они быстро завоевали руководящее положение не только в сферах услуг, здравоохранения и образования, но также в промышленности (притом не только швейной и текстильной). Это и есть то новое, которое можно назвать хорошо забытым старым.

Следующий срез статистических данных о доле женщин-руководителей относится уже к концу 90-х годов ХХ века, когда российская статистика перешла на международную систему показателей занятости. Данные официальной российской статистики о доле женщин среди руководителей за 1998-2012 гг. приведены в таблице 1. В современных  статсборниках этот показатель назван следующим образом: «Руководители (представители) органов власти всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий»2. Этот один современный показатель доли женщин-руководителей включает в себя информацию тех двух, которые были в советской статистике.

Таблица 1.

Динамика доли женщин среди руководителей  1998-2012 г.г.

 

ГОДЫ

Занято в экономике ВСЕГО,  в том числе руководителей

(тыс. человек)

Мужчины

(тыс. человек)

 

Женщины

(тыс. человек)

 

Доля женщин среди руководителей (%)

1998

57800\3141

1950

1191

37,9

1999

60631\2836

1831

1005

35,4

2000

64465\2646

1715

931

35,2

2001

64664\2787

1789

999

35,8

2003

66496\4721

2879

1842

39,0

2004

67134\4995

3094

1902

38,1

2006

69189\4562

2779

1783

39,1

2007

70813\5273

3205

2068

39,2

2008

70603\4964

3127

1837

37,0

2011

70732\5932

3581

2351

39,6

2012

71545\5923

3608

2315

39,1

 

Источник: рассчитано автором по официальным изданиям Госкомстата России, позднее Росстата: «Россия в цифрах» за 2000, 2004, 2008, 2009, 2012 и «Труд и занятость в России» за 1999, 2001, 2005 годы.

Но прежде, чем будет проведен анализ таблицы 1, необходимо попытаться восстановить картину с женским лидерством в «провалившемся» для отечественной статистики десятилетии с 1989 по 1999 г.г.. Есть сведения, что доля женщин среди руководителей в 1992 составляла всего 7 процентов3. С одной стороны, вроде бы странно, что показатель так резко, почти пятикратно, упал всего за три года с 1989 (последняя советская перепись населения) по 1992 год. Но не следует забывать, какие это были годы: слом «советской империи», массовое закрытие предприятий и начало безработицы, «сгоревшие» вклады и погружение населения в нищету из-за «отпуска цен», начало приватизации. Вспоминается очерк, прочитанный в газете того времени, он произвел на меня сильное впечатление, и я пересказывала его в своих выступлениях и статьях тех лет. В нем описывалось, как на швейную фабрику ворвались люди с автоматами и в масках и, угрожая оружием, заставили женщину-директора фабрики подписать документы об отказе от уже приватизированной собственности. Конечно, им вряд ли нужны были швейницы, но производственные здания и складские помещения приобрели в то время высокую ценность. В начале 90-х в нашей стране проходила бандитская, грабительская приватизация, в результате которой лишь около 10% собственности оказалось в руках женщин (эта цифра также имела широкое хождение в научных публикациях и СМИ того времени), а львиную долю собственности забрала себе «сильная» половина российского общества. Поскольку на первых этапах приватизации в России собственниками предприятий нередко становились их бывшие руководители («красные директора», которых затем также устранили «недобрые молодцы»), мужчины поставили своей целью убрать конкуренток от дележа приватизационного пирога, и им это удалось. Таким образом, в свете тенденций и перипетий приватизации начала 90-х, цифра 7% доли женщин среди руководителей уже не кажется странной, а скорее, вполне правдоподобной и согласующейся с долей собственности, оказавшейся в руках россиянок.

Тот факт, что с 1992 по 1998 год (начало периода, представленного в таблице 1), доля женщин-руководителей вновь поднялась до советского уровня (и даже превысила его) имеет свое объяснение. Во-первых, в середине 90-х в России начала развиваться сфера услуг (традиционно «женская» отрасль), которая в 1995 году по численности занятых обогнала промышленность. Фирмы и предприятия сферы обслуживания преимущественно небольшие и относятся к малому бизнесу, но в каждой из них есть свой хозяин или директор, отсюда рост числа руководителей. Во-вторых, в настоящее время руководители фирм и предприятий не всегда являются их собственниками, а в большинстве случаев они - такой же наемный персонал, как и остальные работники, только более высоко оплачиваемый. Но это плата за высокую ответственность и интенсивность работы, на которую не все способны.

Теперь коротко о периоде, представленном в таблице 1. Как можно увидеть, доля женщин среди руководителей в последние пятнадцать лет была достаточно высокой и колебалась в диапазоне от 35,2 до 39,6%. Спады показателя доли женщин-руководителей приходятся на периоды близкие к дефолту 1998 года и кризису 2008 года, что вполне понятно и объяснимо. Особый интерес представляют данные о динамике занятости из таблицы 1. Общая численность занятого населения России выросла с 1998 по 2012 год всего на  23,8%, в то время как численность «начальников» увеличилась на 88,5%. Но при этом число мужчин-руководителей возросло на 85,0%, а женщин-руководителей почти удвоилось (прирост 94,3%). Следовательно, прирост численности руководителей-женщин за последние 15 лет шел опережающими темпами по сравнению с мужчинами. Объяснение причин роста числа руководителей вообще, и женщин, в частности, описаны выше – это постиндустриальное развитие экономики, основанное на ускоренном развитии третичного сектора услуг.

Если в 2012 году численность женщин на руководящих должностях составляла 2,3 млн. человек при доле в 39,1%, то можно предположить, что с увеличением в 2014 году их доли до 43%, возросла и их численность, и сегодня в России примерно два с половиной миллиона женщин-руководителей. Это – много, и они составляют передовой отряд образованных, профессиональных женщин в стране, которые своим успехом и достижениями могут служить примером для молодых целеустремленных девушек. Мы можем гордиться миллионами наших современниц и их советскими предшественницами, которые никогда не боялись и не боятся сегодня (вопреки гендерным стереотипам)  взваливать на свои плечи ответственность руководящей работы и достойно представляют нашу страну в международных рейтингах.

Образование: игра по четким правилам

Образование, безусловно, является главным фундаментом, на котором строится  здание карьеры российских женщин. Статистика образования показывает, что девушки и женщины в России ориентируются на достижение высокого уровня профессионального образования в большей мере, чем мужчины. В результате, уровень образования занятых женщин в России выше, чем у работающих мужчин. Обратимся к статистике и рассмотрим данные о численности и доле мужчин и женщин с высшим образованием, занятых в экономике в 2000-2010 годах. Ограничение круга информации только теми, кто имеет высшее образование, обусловлено тем, что для карьерного роста и занятия руководящей должности, наличие вузовского диплома -  необходимый критерий.

Таблица 2.

Численность и структура занятых в экономике мужчин и женщин с высшим (включая послевузовское) образованием в 2000-2010 годах4

 

Годы/Пол

Численность  занятых мужчин и женщин

В том числе с высшим образованием

 

Мужчины

(тыс.человек)

(тыс.человек)

 проценты

2000

33754

6738

20,0

2005

34710

7747

22,3

2006

34996

8212

23,5

2007

35704

8983

25,2

2008

35869

9051

25,2

2009

35059

8830

25,2

2010

35500

9105

25,6

Женщины

 

 

 

2000

31519

7426

23,6

2005

33893

9210

27,2

2006

34161

9521

27,9

2007

35110

10694

30,5

2008

34734

10655

30,7

2009

34226

10705

31,3

2010

34304

11060

32,2

 

Как видно из таблицы 2, прирост доли дипломированных работников в российской экономике начала ХХI века происходил очень интенсивно. Если в 2000 году среди занятых в экономике лишь каждый пятый мужчина имел диплом о высшем образовании (20,0%), то в 2010 году – уже каждый четвертый (25,6%). Но, как следует из таблицы 2,  рост доли дипломированных женщин за тот же период, был еще быстрее и в результате к 2010 году уже практически каждая третья женщина (32,2%) имела высшее (включая послевузовское) образование. Численность высокообразованных мужчин с 2000 по 2010 год выросла с 6,7 до 9,1 млн. человек, или на 35,1%, а женщин с 7,4 до 11,0 млн. человек, то есть на 48,9%. Прирост численности женщин с высшим образованием происходил опережающими темпами по сравнению мужчинами. Следовательно, в первой декаде ХХI века в России число умниц росло значительно быстрее, чем число умников. Почему это происходит?

Прежде всего, это обусловлено экономическими причинами, так как еще с советских времен существовала прямая зависимость между уровнем образования женщин и уровнем оплаты их труда. Для мужчин эта зависимость четко не выражена, поскольку,  как раньше, так и теперь, работая в забое или на нефтяной вышке мужчина, окончивший только среднюю школу, может иметь заработную плату выше, чем его собрат с университетским дипломом. Отсюда отсутствие экономических стимулов к повышению образования у российских мужчин и их отставание (в среднем) от уровня   профессионального образования у женщин.

Однако, в контексте данной статьи нас больше интересует вопрос, почему именно сфера образования оказалась местом прорыва к карьерным высотам для российских женщин? Ведь формально в нашей стране женщины имеют равные права не только в образовании, но также в сфере труда и политики. Почему тогда только в сфере образования они лидируют, по сравнению с мужчинами, а в других сферах им это не удается? По-моему, ответ на этот вопрос связан с тем, что образование является единственной сферой, где четко определены «правила игры». В сфере образования существует жесткая система оценок знаний и тот, кто условно знает наверняка, что «дважды два – четыре», будет всегда иметь более высокий балл, чем тот, кто сомневается в ответе на этот вопрос. При этом оценки в образовании не зависят ни от пола, ни от возраста, а только от уровня знаний, что практически  не оставляет места для спекуляций и дискриминации. Такая четкость правил позволяет женщинам «играть – и выигрывать» только в сфере образования. В сфере труда, а тем более в политике,   подобных четких правил и критериев оценок нет. Следовательно, всегда можно производить отбор в соответствии с субъективными предпочтениями (брат, сват, тренер по карате) или основываясь на удобных для маскулинной культуры гендерных стереотипах о том, что «политика – не женское дело» или, что «босс в юбке» не может рационально принимать решения. А где критерии справедливости этих стереотипных утверждений? Их нет, а в условиях отсутствия четких правил и критериев оценок эффективности работы в сфере труда и политики пышным цветом расцветают гендерные стереотипы, затрудняющие продвижение женщин на уровень принятия решений. Поэтому Россия остается страной умниц, профессиональный и творческий потенциал которых не может быть реализован в полной мере во всех сферах деятельности.

Расширение экономических возможностей и продвижение женщин в бизнесе

Еще одной сферой деятельности, в которой в последние годы женщины начали активно продвигаться наверх, стала сфера бизнеса. Попробуем разобраться, как и почему это произошло?

Следует принять во внимание, что в последние годы началось сокращение трудовых ресурсов, население страны стремительно стареет, без активного участия женщин экономика будет испытывать все большую нехватку рабочей силы, в том числе квалифицированных кадров. Уже сейчас в бизнесе развернулась борьба за высококвалифицированные кадры, обладающие качественным образованием, умением нестандартно мыслить, принимать неординарные решения и находить выход из сложных ситуаций. Благодаря опережающему росту уровня профессионального образования женщин, в России образовалась  своеобразная «критическая масса» высокообразованных, талантливых молодых женщин, способных успешно конкурировать с мужчинами за руководящие должности в бизнесе.

В условиях инновационного развития, профессиональное образование стало рассматриваться как основная составляющая человеческого капитала (ЧК), а сам  ЧК стал считаться главным фактором роста эффективности и конкурентоспособности фирмы, региона и экономики в целом. Российские женщины, обогнавшие мужчин по уровню образования, добились того, что качество их человеческого капитала также стало в среднем выше, чем у мужчин, поэтому они оказались востребованными в определенных секторах экономики, ориентированных на инновационное развитие. К таким секторам не относится крупный бизнес, основанный на добыче природных ресурсов (нефть, газ, лес, металлы), который связан с государственным участием и экспортом. Речь идет, о «новых» сферах малого и среднего бизнеса, где основным ресурсом эффективности и конкурентоспособности является человеческий капитал (ЧК) и где созданы условия для развития инновационной экономики, которая характеризуется тем, что образование, квалификация, опыт и знания персонала, все, что обусловлено уровнем ЧК, конвертируется в прибыль.

Кроме того, немаловажную роль в деле продвижения женщин, сыграл также и такой фактор, как приход в данный сегмент российского рынка значительного числа иностранных фирм, филиалов и представительств международных компаний, в которых практика продвижения женщин является одним из приоритетных правлений корпоративной политики.

Для усиления конкурентных преимуществ западный бизнес в свое время не жалел средств на исследования в области изучения факторов эффективности бизнеса и методов подбора и продвижения персонала. Придя на российский рынок, представители иностранного бизнеса привнесли и начали внедрять в нашей стране эти практики. Среди них важная роль отводится принципу создания сбалансированных, диверсифицированных команд в бизнесе с участием представителей обоего пола. Доказано, что такие команды работают более продуктивно, что отражается на конкретных показателях эффективности фирмы. Особенно это касается управленческих команд, поскольку доказано, что, например, присутствие трех и более женщин в советах директоров положительно влияет на эффективность бизнеса в целом, что находит отражение в конкретных показателях прибыли.  Также исследования показали, что более 70% покупательских решений во всем мире сейчас принимаются женщинами. Значит, если бизнес хочет быть клиентоориентированным, хорошо знать вкусы и предпочтения своих потребителей, он должен при принятии решений учитывать интересы и слышать мнения представителей разных групп населения, в первую очередь женщин, как потенциальных клиентов5.

«За последние два года доля женщин в нашей клиентской аудитории серьезно возросла…Наша клиентская аудитория становится все более диверсифицированной, и это также должно отразится на подборе персонала. Раз все больше женщин управляют автомобилями «Мерседес-Бенц», значит и больше женщин должны управлять компанией «Мерседес-Бенц». Могу сказать, что у нас никогда еще не работало столько высокообразованных женщин, как сейчас. Определенно прием на работу и профессиональное развитие женщин является для нас факторами стратегического успеха».

Майкл Нолте, вице-президент компании ЗАО «Мерседес-Бенц РУС»6

В западных компаниях разработаны и успешно применяются с конца 80-годов ХХ века формализованные системы и процедуры отбора кадров, что снижает уровень субъективности при подборе и продвижении персонала. Также там сформулированы формальные критерии, соответствие которым необходимо для карьерного роста. А как было отмечено в предыдущем разделе, формализация правил способствует тому, что у женщин появляется шанс выигрывать в конкурентной борьбе за высокие должности и зарплаты. Постепенно российские компании перенимают западные практики, которые способствуют повышению конкурентоспособности бизнеса, и это способствует не только  росту их эффективности, но и продвижению женщин.

Таким образом, есть основания считать, что в сфере бизнеса, вслед за образовательной сферой, происходит переход от субъективных к формализованным оценкам качества персонала, что способствует более справедливой оценке человеческого капитала женщин и их карьерному росту. Но эти практики продвижения женщин в бизнесе имеют не идеологическую, а чисто экономическую подоплеку, поскольку  расширение экономических возможностей женщин и создание благоприятных условий для их труда и профессионального роста являются условием успешного и эффективного развития бизнеса. Поэтому бизнес рассматривает вопросы продвижения женщин как вопросы конкурентного преимущества и экономической целесообразности. Специальной оценкой условий труда занимаются компании в Санкт-Петербурге, обладающие должным опытом для аттестации рабочих мест. Для этого компания-аудитор должна быть аккредитована и лицензирована. Только при этом условии вы можете рассчитывать на профессиональное заключение и плодотворное сотрудничество.

Портрет современного руководителя в гендерном ракурсе

В этом разделе мы попытаемся нарисовать портрет современной успешной женщины-руководителя и сравнить его с портретом руководящего мужчины. Сделать это нам помогут результаты социологического исследования, осуществленного в 2010 году некоммерческим партнерством «Комитет 20», объединяющем успешных женщин-лидеров современного российского бизнеса7.

Исследование «Комитета 20» (далее – «К-20») показало, что большинство опрошенных руководителей (72%) сделали карьеру осознанно, и только 28% шли на повышение по службе под влиянием обстоятельств (ответы мужчин и женщин в этом вопросе полностью совпадают). При этом деньги и финансовое благополучие при построении карьеры имели не всегда ключевой мотив, а во многих случаях воспринимались как дополнение к формальному признанию профессиональных достижений. Денежный интерес, как стремление к богатству, упомянули 61% участников опроса, в то время как такие мотивы, как «свобода и независимость в профессиональном плане» и «нацеленность на самореализацию» отметили 92% и 91% респондентов, соответственно. Российские управленцы считают, что при построении карьеры для них были наиболее важны –  профессиональные качества (97%), личностные характеристики (95%), целеустремленность (89%), а также уровень образования (77%)».

Практически все менеджеры и руководители (98%), которые приняли участие в исследовании «К-20», имеют высшее образование, при этом 26% из них являются обладателями двух и более дипломов о высшем образовании, у 8% - степень МВА, а 10% имеют ученую степень. Доля мужчин, имеющих два и более диплома (29%) выше, чем женщин (24%). Также среди мужчин выше процент управленцев, имеющих ученую степень – 13% против 8% у женщин. Это опровергает расхожее мнение, что к образованию женщин на руководящих должностях предъявляются более высокие требования, чем к образованию мужчин. Абсолютное большинство руководителей (77%) признают образование и наличие дипломов значимым фактором карьерного роста, а среди менеджеров 36% причисляют недостаточный уровень образования к барьерам построения карьеры. Руководители-женщины в ходе экспертных интервью отмечали, что именно образование, глубокие знания и постоянное профессиональное совершенствование в значительной мере помогают им продвигаться по служебной лестнице и подтверждать свой статус руководителя.

На вопрос анкеты: «Вы занимаете ведущую позицию в компании. Как Вы шли к этому?», – 71% опрошенных мужчин и 72% женщин отметили следующий подсказ в вопроснике: «Я лидер по натуре и всегда стремился(лась) достичь в карьере высокого положения». Из этого следует, что лидерские качества присущи женщинам и мужчинам в равной степени.

Экспертные глубинные интервью исследования «К-20» показали, что респонденты воспринимают свой карьерный рост как результат собственных стремлений и действий. Феномен лидерства объясняется ими изначальными задатками, свойствами личности, которые обусловлены «самой природой».

«Мне кажется, это заложено в генах. Нельзя однажды проснуться и захотеть стать руководителем. Ты к этому стремишься, когда учишься, тратишь дополнительное время. Когда кто-то на дискотеку, а ты - в библиотеку. Это заложено и в характере, человек должен обладать определенными лидерскими качествами, и харизма какая-то должна быть. Развить это невозможно, все должно быть заложено в природе человека».

(мужчина, генеральной директор российской крупной розничной сети, продукты питания).

Действительно, ученые-психологи, начиная с Абрахама Маслоу, доказали, что самореализация или самоактуализация личности, выражающаяся в стремлении как можно полнее использовать свои таланты, способности и возможности, присуща человеческой природе вне зависимости от пола, это – потенциал, который дан многим людям от рождения. Однако этот потенциал утрачивается или блокируется по мере прохождения человеком культурной социализации. От себя добавим, что, как будет показано ниже, чаще всего культурой, семьей и обществом блокируется самореализация личности женщин.

Основные мотивы построения карьеры, отмеченные респондентами исследования «К-20» были связаны со стремлением:

  • к свободе и независимости в материальном плане (93%);
  • к свободе и независимости в профессиональном плане (91%);
  • к самореализации (91%);
  • к профессиональному росту (91%).

Общественное признание (уважение, признание окружающих - 75%) и стремление к власти (стремление к лидерству, руководству - 70%) также являлись важными стимулами построения карьеры для значительной части опрошенных. При этом для респондентов обоих полов основными стимулом при построении карьеры были –  интерес к делу, стремление влиять на бизнес-процессы, потребность самореализоваться и  реализовать свои идеи.

Результаты социологического опроса «К-20» руководителей и топ-менеджеров компаний, работающих в настоящее время в России, вполне согласуются с выводами ученых, сделанными по вопросу об основных качествах и характеристиках личности лидера. Как было выявлено российскими и зарубежными исследователями, непременными атрибутами личности лидера являются: готовность к риску и росту, открытость новому, отрицание границ, установленных другими; довольно высокий уровень уверенности в себе, помогающий преодолеть препятствия; независимость, как внутренний контроль и готовность сопротивляться стереотипам общества; энергичность, открытость и чувство юмора8.

Таким образом, как исследования ученых, проведенные ранее, так и социологический опрос, выполненный относительно недавно «Комитетом 20» показали, что в характеристиках и мотивации женщин и мужчин, сделавших карьеру в бизнесе, больше общего, чем различий, их лидерские устремления и успехи в большей мере зависят от личностных качеств, чем от пола.

Чего хочет женщина?

Чего хочет женщина, когда она хочет делать карьеру? Да того же, чего хотели женщины испокон веков: достойного уровня жизни и высокого социального статуса, а еще независимости. Не верите, считаете, что это веяния последних лет, которым подвержены только некоторые «испорченные» цивилизацией и западным влиянием современные женщины? Но давайте вспомним старинную сказку «О рыбаке и рыбке», не придуманную, а поэтически пересказанную А.С.Пушкиным. Так чего там хотела старуха? Вот именно – достойной жизни и высокого социального статуса, плюс независимости – «быть вольной царицей». Да и вообще, какая она старуха, ей еще и 50-ти не было (замуж тогда отдавали лет в 12-15, а со стариком она прожила «ровно тридцать лет и три года»), то есть она была ровесницей нашей «иконы стиля» Ринаты Литвиновой (47 лет), а это - самое время пожить в свое удовольствие. А чем ее смог обеспечить старик, извините за выражение, «кормилец»? Только ветхой землянкой, да разбитым корытом. Поэтому не надо его жалеть, а ее осуждать за желание, хоть на старости лет пожить по-человечески. И не надо намекать, чем все для нее закончилось, ведь она-то всего захотела «на халяву» за счет золотой рыбки, а это не имеет никакого отношения к современным карьерно-устремленным россиянкам, которые материального и социального статуса добиваются своим трудом и упорством.

В мотивации руководителей-женщин, как показало исследование «Комитета двадцати», чаще, чем в мотивах мужчин, движущей силой является желание реализовать свои лидерские качества (76% против 60%), а также желание получить уважение и признание со стороны окружающих (81% против 66%). По мнению всех респондентов, женщины чаще стараются доказать, что они действительно способны руководить и принимать решения. Это обусловлено, с одной стороны, стремлением доказать что-то самой себе и повысить свою самооценку. А с другой, стремлением доказать окружающим, что они способны руководить, преодолевая негативные стереотипы, существующие в обществе относительно женщин-руководителей.

Таким образом, современные женщины достигают высоких руководящих постов (статусов), потому что хотят самореализации и независимости (быть, если не царицей, то хотя бы начальницей), и это обеспечивает им высокий социальный статус, а их семьям материальный достаток. Но на пути к успеху и самореализации женщин сегодня (как и раньше) возникают барьеры в виде негативных гендерных стереотипов в отношении карьеры женщин (53% опрошенных женщин указали на этот барьер), а также сопротивление семьи и близкого окружения, способных подавить стремление женщин строить карьеру (этот барьер отметили 54% женщин). И хотя сегодняшним бизнес-леди уже не говорят: «Что ты, баба, белены объелась?!», - как попрекал жену старик-кормилец из сказки, но факт, что более половины опрошенных женщин на руководящих постах видят препятствия на пути к карьере в виде негативного отношения в обществе и семье, говорит сам за себя. Только образованным, сильным, целеустремленным личностям (одним словом – умницам) под силу противостоять такому давлению и делать карьеру в подобных негативных условиях, а не следовать навязываемым обществом и семьей гендерным стереотипам и правилам.

«Бросить мужа или работу?»

Современные успешные женщины отнюдь не «синие чулки», хотя работа и карьера занимают в их жизни важное место, но они не хотят ограничивать себя только работой, а хотят иметь семью, то есть стремятся к всесторонней реализации своих жизненных стратегий. О семье деловых женщин и пойдет речь в данном разделе. А начать его хотелось бы с одного очерка, размещенного пару лет назад на сайте Subscriber.ru в  рубрике «Мир женщины». Очерк назывался «Бросить мужа или работу?», и в нем описывалась реальная ситуация современной деловой женщины из Ярославля, которой для продолжения карьеры и повышения необходимо было переехать на работу в Москву. Муж, на тот момент не работавший, был категорически против переезда. Автор очерка, маркировавшая себя как «психолог», в конце очерка осторожно рекомендовала женщине, что может быть ей стоит притормозить карьеру ради сохранения семьи.

Я не стала бы вспоминать этот частный случай из жизни нашей современницы, если бы не реакция на этот очерк интернет-сообщества. Интернет буквально взорвало! Только за первые сутки на эту статью было размещено более полутора сотен комментариев, хотя обычно было в два-три раза меньше. Почти все принявшие участие в дискуссии (преимущественно, женщины), однозначно поддерживали идею карьерного роста. Дискутантки считали, что жене ни в коем случае нельзя упускать такой шанс для продвижения в карьере, а муж пусть решает свои проблемы сам. Были, конечно, и другие мнения, но очень малочисленные – пара мужчин, забредших на «Мир женщины», да пара-тройка православных кликуш, которые горой стояли за семью. Однако им досталось «по полной», также как и автору очерка, в адрес которой звучали упреки типа «да кто она такая, чтобы указывать и учить?!». Одним словом, вердикт интернет-сообщества был однозначным – женщинам надо делать карьеру!

На какие мысли и выводы наводит описанная дискуссия? Во-первых, в общественном мнении сегодня уже нет «монолитного» единства в поддержку традиционной роли женщины в семье. Во-вторых, семья и карьера для современных женщин являются сопоставимыми жизненными ценностями. В-третьих, иерархия ценностей  в диаде «семья-работа» с главенством семьи для женщины – поколеблена, а в данном конкретном случае даже опрокинута. По мнению дискутанток, карьера не только может, но и должна быть наиболее важной жизненной ценностью для современной женщины.

Понятное дело, что в этой интернет-дискуссии принимала участие специфическая аудитория женщин, имеющая компьютер и интересующаяся «женскими проблемами». Но по вопросу об иерархии ценностей «семья-работа» для женщин есть свидетельства и более широкой репрезентативной аудитории.

Об этом можно судить на основе лонгэтюдного опроса Фонда общественного мнения (ФОМ). На протяжении более 20 лет новой истории России ФОМ задавал родителям дочерей один и тот же вопрос, с чем бы они связали будущее своей дочери-подростка: с удачным замужеством или хорошей работой. В начале 90-х ХХ века две трети респондентов (64%) были склонны связывать будущее своих дочерей с удачным замужеством, и лишь одна пятая – с хорошей работой (остальные затруднялись с выбором). Неудивительно, что уставшие от обязательной работы «советские» матери выбирали своим дочерям «счастливую семейную жизнь». К концу 90-х годов был уже примерный паритет выборов трудовой карьеры и замужества. Но с начала ХХI века  родители-респонденты массово отказались от патриархатной гендерной модели, согласно которой женщина в первую очередь должна заниматься домом и детьми, а материальное обеспечение семьи должен обеспечивать муж-кормилец. Начиная с 2001 года, только около четверти респондентов (26-27%) стали выбирать для своих дочерей  удачное замужество, а подавляющее большинство родителей переориентировались на выбор хорошей работы. Соответственным образом они и стали воспитывать своих дочерей. Таким образом, на рубеже веков мнения россиян по вопросу о том, какая карьера – трудовая или семейная – предпочтительней для женщины претерпели в России кардинальные изменения. В ХХI веке две трети респондентов (62-64%) предпочитали связывать будущее своих дочерей с хорошей работой и карьерой. И вот сегодня, это поколение девочек, воспитанных родителями с ориентацией на независимость и работу,  пришло на рынок труда, где захотело не только работать, но и делать карьеру.

Возникает вопрос, что же происходит с российской семьей и почему она теряет свою популярность, как главного «вместилища женского счастья»? Обычный ответ – в России кризис семьи. Принято считать, что кризис семьи связан с ее неустойчивостью, конфликтностью и низкой рождаемостью. Чаще в этом обвиняют женщин, которые не хотят рожать много детей и в большинстве случаев являются инициаторами разводов. Реже вспоминают об алкоголизме и семейном насилии мужчин. Именно с последним связан очень любопытный результат исследования, проведенного под руководством Н. Тихомировой, который имеет прямое отношение к теме данной статьи. Изучая «иерархию» причин возникновения семейных конфликтов, которые, по мнению респондентов, провоцируют насилие, социологи обнаружили следующее: первую позицию среди причин внутрисемейных конфликтов занимает традиционный источник разногласий и, соответственно, насилия в российских семьях – пьянство и наркомания  (12,8% семей, где происходило насилие). А вот вторую позицию, с очень небольшим отрывом (12,0%), занял совершенно новый, по мнению социологов, фактор чреватый семейным насилием – это успешность жены в сравнении с мужем. Ученые объяснили это тем, что «когда уровень достижений мужа ниже, чем у жены, или же его статус не подтверждается должным образом, определенный тип мужчин склонен прибегать к насилию по отношению к женщине как форме компенсации своей неуспешности»9.

Что же так пугает российских мужчин в карьере женщин, что они препятствуют этому вплоть до применения насилия? Это не только вопрос о главенстве и распределении власти в семье. Суть этого мужского страха значительно глубже, поскольку ситуация женского успеха грозит мужчине кризисом идентичности. Традиционная патриархатная семья с мужем-кормильцем является сегодня практически мифом: в каждой третьей российской семье с детьми, единственным кормильцем является женщина; в подавляющем большинстве семей работают оба супруга; в последние годы появляется все больше семей, где жены зарабатывают больше мужей. Но этот миф «греет душу» большинству российских мужей, поскольку роль «кормильца» остается важнейшей частью самоидентификации мужчины-семьянина10. Кроме того, гендерный стереотип «сильного мужчины» подразумевает, что рядом с ним должна быть «слабая женщина», а в эти рамки, конечно, не вписываются никакие профессионально успешные женщины. В том случае, когда жена делает карьеру, становясь руководителем и получая высокую заработную плату, происходит слом традиционного разделения ролей в семье, и сама семья становится уже не традиционной, а эгалитарной. К такому сценарию семейной жизни в нашем обществе, где идет массированная пропаганда традиционных семейных ценностей не только со стороны СМИ и РПЦ, но и на законодательном уровне (проект «Семейного кодекса», предложенный Госдумой), готовы далеко не все российские мужчины. И хотя тип двухкарьерной семьи был достаточно распространенным в среде советской интеллигенции с высшим образованием, но тогда это могло восприниматься нормой лишь благодаря официальной идеологии равенства мужчин и женщин.

Судя по высоким темпам роста уровня образования россиянок и по тому, как они опережают мужчин в занятии руководящих должностей, тип двухкарьерной семьи будет получать в нашей стране все большее распространение, хотя теперь не благодаря, а вопреки социальной политике, проводимой в России.

Отсутствие гендерной политики в России  – тоже политика

Социальная политика российского государства не поддерживает успешных женщин не только в их карьерных устремлениях, поскольку у нас нет реализуемых на государственном уровне программ по продвижению женщин, но даже в их намерении иметь детей. Это выражается в том, что при оплате декретных отпусков, в отличие от остальных россиянок, высокооплачиваемым женщинам начисляют не 100% их заработной платы, а ограничивают ежемесячные выплаты установленным государством «потолком» в размере 568 тыс. рублей за год (т.е. 47,3 тыс. рублей в месяц)11. Любая из руководителей-женщин и даже квалифицированный бухгалтер сегодня получают более высокую ежемесячную заработную плату. Что характерно, именно со своей полной зарплаты они платят налоги и страховые взносы, но когда они хотят иметь детей, то за декретный отпуск государство им недоплачивает.

Еще с советских времен отечественная политика в отношении женщин была подобна маятнику, который резко раскачивался то влево, то вправо: то «Долой  семейное рабство» - все на трактора и заводы; то запрет абортов (1936-1954 гг.), когда деторождение из свободного выбора женщины сделали для них государственной обязанностью. То трудовая мобилизация женщин во время войны и косыгинских реформ 60-х годов, то горбачевское «вернуть женщинам их предназначение» в середине 80-х ХХ века. То «ваши дети нужны только вам» - в середине 90-х, то сегодняшние призывы к многодетности и возврату «традиционных семейных ценностей», которые адресованы в основном женщинам, поскольку, как было показано выше, мужчин традиционная патриархатная модель семьи вполне устраивает. Такая социальная политика по «женскому вопросу» в сущности является манипулятивной, так как служит не личностным интересам женщин, а направлена на обслуживание демографических, экономических и геополитических интересов государства. В настоящее время отечественная социальная политика в отношении женщин является однобокой и негибкой, поскольку не оставляет женщинам возможностей для маневра в их жизненных стратегиях относительно совмещения профессиональной занятости и материнства, а по сути дела всегда ставит их перед альтернативой «или-или» (или семья или работа). Заметим, что мужчинам подобные ультиматумы государством никогда не ставились.

Демография, (подмявшая сегодня под себя социальную и семейную политику в России) – это политика, которая рассматривает прирост населения как гарантию  безопасности государства, поэтому воспроизводство нации (рождаемость) в современной социальной политике трактуется как главная функция и гражданский долг женщины. Демографическую политику хорошо дополняет культ «домашнего очага», как места для «самореализации» женщин, поскольку он выгоден правительству, которое не в состоянии обеспечить места в ДДУ для детей, и недоплачивает населению за его труд, поэтому в массовом масштабе российские семьи слишком бедны, чтобы покупать дорогие услуги. Культивирование культа «домашнего очага» позволяет свалить на женские плечи уход за детьми и стариками, а также работу по обслуживанию семьи, то есть те виды социальной работы, с которыми не справляется государственная социальная сфера. Таким образом, тон патриархата в России задается социальной политикой государства, которая направлена не на интересы женщин, а преследует цели государства, в том числе, демографические и геополитические.

Однако реальная жизнь современных российских женщин не вписывается в рамки, проводимой государством социальной политики по «женскому вопросу». Гендерные исследования и социологические опросы, проведенные в ХХI веке показывают, что дети и работа относятся к главным жизненным ценностям современных россиянок. Но как на работе, так и дома, российские женщины сталкиваются с проблемами гендерного неравенства, решить которые без поддержки со стороны государства им не по силам.  Однако в настоящее время в России существует дисбаланс ценностных ориентаций женщин и основных мероприятий реализуемой государством социальной политики. Россия - единственная страна в Европе и на постсоветском пространстве, в которой нет закона о гендерном равенстве. Политика, проводимая в России по отношению к женщинам – это преимущественно пронаталистская демографическая политика, направленная на увеличение числа детей в семье. Из всех многочисленных ролей и функций, выполняемых современной россиянкой, государством материально (материнский капитал) и морально (награды за материнство) поддерживается и поощряется только одна – репродуктивная функция. И хотя женщины составляют практически половину среди занятого населения, государство не проводит активной политики в сфере труда, направленной на поддержку работников с семейными обязанностями.  Это особенно тяжело отражается на женщинах, большинство из которых являются работающими матерями, а в каждой третьей семье с детьми – единственными кормильцами.

Национальный механизм гендерного равенства, который был создан в России после Четвертой Всемирной конференции женщин «Пекин-95», был окончательно разрушен в 2002-2004 годах. Из всех комиссий, комитетов и структурных подразделений, которые занимались гендерными проблемами остался только Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Но этот комитет проводит ярковыраженную пронаталистскую и фамилистскую политику, т.е. к  политике гендерного равенства настроен скорее негативно.

Гендерная политика в России подменена идеями неотрадиционализма, в соответствии с которыми государство пропагандирует традиционные ценности семьи, хотя опыт Европы показывает, что наиболее действенным механизмом повышения рождаемости сегодня является политика гармонизации ролей матери и работницы. В результате получается, что российское общество нацелено на инновации (т.е. собирается идти вперед), а российской семье, в которой главная роль отводится женщинам, предлагается идти по пути традиционализма, т.е. назад. Подобная противоречивость социально-политических сигналов, поступающих от власти, затрудняет самореализацию женщин, снижает отдачу на их высокий человеческий капитал, усугубляет кризисное состояние российской семьи.

Вместо заключения

Россия – страна умниц, потому что не прошло еще и ста лет (с 1917 года), как женщины в нашей стране получили равные с мужчинами политические и социально-экономические права, а какой потрясающий прорыв они совершили в области образования и в сфере труда! Почти поголовно безграмотные в начале ХХ века, в начале ХХI века российские женщины догнали и перегнали мужчин по уровню образования. Если на старте ХХ века россиянки были преимущественно крестьянками, а наиболее массовой городской профессией для женщин была работа прислугой, то в наши дни женщины составляют большинство среди учителей и врачей, научных кадров и преподавателей вузов, а также финансовых работников (в том числе, главных бухгалтеров). Опережающими темпами, как было показано выше, идет рост доли женщин среди руководителей всех уровней.

Почему важно писать об успешных, самореализовавшихся женщинах? Есть несколько причин. Во-первых, в наших СМИ и научной литературе много внимания уделяется проблемам женщин, а об их успехах пишется мало. Ощущается очевидная потребность в позитивной информации об успешных женщинах-личностях. В  многочисленных глянцевых журналах сегодня можно прочесть об актрисах, певицах и выдающихся спортсменках, которые, конечно, тоже самореализовавшиеся  умницы, добившиеся вершин славы упорным трудом и талантом. Однако талант, это «штучный товар», а не массовые профессии и должности, где миллионы женщин добиваются успеха.

Во-вторых, никто не отрицает права женщины на «уход в семью» и реализацию ее талантов в любых других областях, но это должен быть ее свободный выбор, а не навязанный семьей или обществом. Поэтому информация о женской успешности нужна как пример для подражания для молодых талантливых девушек, чтобы они видели  «делать жизнь с кого», а не попадали в плен патриархатных норм и гендерных стереотипов. Такие примеры показывают, что только личность, а не пол (мужской или женский) определяют место человека в обществе.

В-третьих, женщины не должны поддаваться манипулятивной пропаганде СМИ, РПЦ и государства о том, что только семейные ценности являются для них традиционными, а все остальные грани их жизни и устремления - «от лукавого». Пусть прочтя по-новому старую сказку про золотую рыбку они поймут, что стремление к свободе, независимости, статусу и достойной жизни - это такая же нормальная женская мечта и давнее предназначение женщины, как и семья.

И, наконец, последний, но очень важный фактор в пользу того, почему важно писать об успешных, состоявшихся в профессиональном плане женщинах. Сегодня, когда социальные роли современных мужчин и женщин становятся все более похожими, и женщины массово вторгаются в сферу деловой активности и ответственности, ощущается острая необходимость в формировании и продвижении позитивного образа деловой женщины, как легитимного варианта гендерной идентичности.

Итак, в статье было показано, что российским женщинам удалось добиться  успешного продвижения в профессиональной карьере не благодаря, а вопреки социальной политике и отсутствию поддержки со стороны общества и государства. Значит ли это, что политика гендерного равенства и программы поддержки женщин не нужны? Нет, нужны! Ведь жизнь - это не бег с препятствиями, где специально расставлено множество барьеров. Ту энергию и душевные силы, которые расходуют наши женщины на преодоление трудностей и стереотипов, они могли бы потратить с большей пользой для себя, а от этого выиграет и семья, и работа, и государство.

Автор - к.э.н., ведущий научн. сотрудник ИСЭПН РАН. Материал подготовлен в рамках программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Бёлля.

Примечания

1«Условия труда и быта женщин», статистический сборник. М.: Информационно-издательский центр по статистике, 1992, с. 200. 

2 Социальное положение и уровень жизни населения России.2013: Стат.сб./ Росстат – М., 2013. С.56.

3 Л.В.Попова, Гендерные аспекты самореализации личности. М.: 1996. C.22.

4Труд и занятость в России -2011 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-20.htm

5  «Изучение и распространение лучших практик, направленных на расширение экономических возможностей женщин и создание благоприятных условий для их труда и профессионального роста». В брошюре представлены результаты исследования, выполняемого некоммерческим партнерством «Комитет 20» (объединением женщин-лидеров бизнеса) при поддержке

компании «Эксон Мобил Раша». М., 2013. С.9.

6 Там же, с.46.

7 В разделе использованы материалы исследования «Карьера в России: как добраться до вершины? Ключевые стимулы и препятствия на пути карьерного роста мужчин и женщин. Взгляд с двух сторон», 2010 г., www.kom20.ru.  В исследовании приняли участие около 150 топ-менеджеров (генеральные директора и их замы, члены совета директоров и коммерческие директора), а также менеджеры второго звена (руководители департаментов) российских и иностранных компаний из 11 российских регионов. Соотношение мужчин и женщин 40/60%.  

8 Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука 1990; Davis? G. Creativity  is forever. Dubuque, 1992.

9 Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М.К. Горшковой, Н.Е. Тихоновой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002 .  C. 81-82.

10 Здравомыслова О.М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования. (Автореферат докторской диссертации). М. C.29.

11 Размер общего заработка за 1 год не должен быть выше предельной величины базы для начисления. В 2013 году эта сумма составляет 568 000 рублей. Если подсчитанная сумма свыше максимальных показателей, за основу принимается показатель предельного размера. Источник: http://opersonale.ru/trudovoe-pravo/dekret/chto-nado-znat-ob-oplate-dekretnogo-otpuska.html

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.