Адрес: https://polit.ru/article/2014/08/29/nato/


29 августа 2014, 20:41

Саммит НАТО: задачи и возможности

4-5 сентября 2014 г. в Уэльсе состоится саммит стран НАТО. Руководство блока уже обозначило основные темы обсуждения и подчеркнуло значимость этого события в условиях нынешнего международного кризиса. Шквала публикаций в прессе по этому поводу не было, хотя консервативные издания интерес всё же проявили: там появились развернутые тексты, авторы которых так или иначе выражали надежду на то, что теперь, наконец, у НАТО появился шанс вновь стать влиятельной международной организацией, а не никому не нужным пережитком прошлого.

По случаю предстоящего саммита британская Telegraph опубликовала статью Майкла Грейдона (Michael Graydon), в прошлом главного маршала авиации Великобритании, написанную в соавторстве с историком и журналистом Эндрю Робертсом (Andrew Roberts). Этот текст представляет собой ряд рекомендаций британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону в преддверии события, которое представляется авторам наиболее значимым за весь период после окончания холодной войны: «НАТО и Запад сейчас впервые начиная с 1989 г. столкнулись с огромным количеством серьезных угроз».

Угрозы состоят в том, например, что Россия по всем признакам решила отстаивать свои интересы военными методами, то есть представляет собой опасность, в первую очередь, для стран, вступивших в НАТО относительно недавно. Одновременно с этим растущее влияние ИГИЛ стало угрозой миллионам людей на Ближнем Востоке. В Ливии царит хаос, не исчерпан конфликт вокруг Газы, Китай ведет себя экспансивно. Всё это неизбежно скажется на благосостоянии Соединенного королевства, поэтому необходимо принимать меры.

Дэвид Кэмерон это понимает, полагают авторы, поэтому он уже выразил мнение, что все державы, входящие в НАТО, должны противостоять России, укреплять принцип организации, согласно которому нападение на одного из его участников считается нападением на весь альянс, принимать срочные меры по урегулированию обстановки в Восточной Европе (то есть повышать обороноспособность) и, главное, добиваться того, чтобы все участники ЕС увеличили долю расходов на оборонную отрасль.

Здесь, считают авторы, важно, чтобы Британия осознала свою глобальную ответственность и сама подавала пример союзникам. В частности, необходимо, чтобы правительство увеличило оборонные расходы. «Наши вооруженные силы, - пишут авторы, - слишком малы, слишком разбалансированы, и у них много серьезных недостатков… Это говорит о том, что мы не в сильной позиции. Мы должны немедленно прекратить сокращение расходов на оборону… Если этого не сделать, то это будет значить, что защита страны – это вовсе не первостепенная обязанность государства и что она уступает по значимости обеспечению социальных нужд». Плюс такая решимость со стороны Британии послужит сигналом о серьезности намерений правительства – как для союзников, так и для оппонентов, в первую очередь для России.

Премьер-министру, по мнению авторов, также следует позаботиться о том, чтобы Британия последовательно удерживала введенные против России санкции. В этом смысле главная брешь в рядах НАТО – это Франция, которая не хочет отказываться от того, чтобы продать России военные корабли. Опять же, на саммите будет возможность в очередной раз убедить французских лидеров в том, что эта сделка не только неуместна, но и потенциально опасна.

Главная задача премьер-министра, считают авторы, – сделать так, чтобы по итогам саммита европейские страны, входящие в НАТО, перестали полагаться на оборонный потенциал США и  сплотились бы вокруг Британии как европейского лидера. А если этого сделать не удастся, то хуже будет и самому Североатлантическому альянсу, и Британии в частности, потому что тогда НАТО так и останется малозначительным и устаревшим институтом, не способным защищать своих участников. Кроме того, это еще сильнее подтолкнет США к политике невмешательства и дальнейшему дистанцированию от событий в Европе и на Ближнем Востоке, что плохо, потому что из-за этого Европа лишится сильного союзника. Таким образом, предстоящий «саммит НАТО дает британскому премьер-министру прекрасную возможность вернуть НАТО на позицию силы, которая необходима ввиду нынешних кризисов. Ради всех нас нужно во что бы то ни стало ею воспользоваться».

Симметричным образом в американской газете Washington Post появился материал Энн Эпплбаум (Anne Applebaum), в котором саммит представлен как последний шанс для Барака Обамы совершить нечто исторически значительное за время своего президентства. Лейтмотивом правления Обамы стали разговоры о том, что большинство его масштабных внутриполитических проектов сталкиваются с непреодолимым препятствием в виде разногласий в Конгрессе. В результате получаются в лучшем случае компромиссы, довольно далекие от того, что планировалось.

Однако у нынешнего президента США в распоряжении еще два года, а за это время, как показывает опыт, ситуация может радикально меняться: «два года назад никто не мог себе представить, что Россия будет воевать с Украиной», а «1948-1949 гг. оказалось достаточно, чтобы придумать, обсудить и набросать в исходный Североатлантический договор, положивший начало НАТО».

У Обамы есть два года на то, чтобы «переосмыслить, вновь оговорить и написать новый Североатлантический договор или, по крайней мере, переструктурировать НАТО так, чтобы организация снова стала функциональным организмом, а не пережитком холодной войны».

Начать можно уже на ближайшем саммите в Уэльсе – с отчетливого определения приоритетных задач НАТО, которые заключаются в противостоянии двум ключевым на настоящий момент угрозам: российской агрессии в Восточной Европе и исламскому фундаментализму на Ближнем Востоке и южнее.

Исходя из этого понимания, в НАТО считают нужным создать два командных центра, которые бы занимались разведкой и обороной, направленными на эти два источника угрозы, и упразднить все устаревшие центры и базы, унаследованные после холодной войны. Когда будут определены и сформулированы цели, нужно будет перейти к непосредственной подготовке к отражению дальнейшей экспансии: скажем, покушению в «крымском стиле» на территориальную целостность Латвии, гражданской войне в Ливии или падению Багдада.

Также нужно уделить особое внимание совершенствованию цифровой защиты стран НАТО. Наконец, «пора признать тот факт, что Россия, вероятно, уже нарушила несколько договоров о вооружениях, заключенных после холодной войны, в том числе тех, которые касались ракет средней дальности. Если это так, то и нам пора их нарушить. Запугивание работало в прошлом – оно может сработать и сейчас».

Вообще, заключает автор, пора начать относиться к встречам НАТО серьезнее. Это должны быть не постановочные саммиты, а живое обсуждение насущных проблем. И это как раз тот случай, когда Конгресс не сможет помешать Обаме делать то, что он считает нужным. А нужно собственно возродить и обновить НАТО. Таким образом, он наконец сделает нечто значимое – по крайней мере, во внешней политике.

Специалист по международной безопасности Люк Коффи (Luke Coffey), впрочем, выразил мнение, что главной темой саммита должно быть обсуждение действий НАТО в Афганистане, а вовсе не противостояние с Россией. «Это последнее лето перед тем, как НАТО завершит свои военные операции в Афганистане и сосредоточится на своей миссии по обучению, консультированию и поддержка афганских национальных сил безопасности (АНСБ)». Тут есть два значимых вопроса: финансирование АНСБ после 2015 г. и численность войск США и НАТО в Афганистане.

Необходимо учесть недавний опыт с Ираком и осознать, что окончание военных операций означает завершение миссии: нужно предотвратить повторение иракского сценария, когда после кажущегося установления мира события начали развиваться стремительно и непредсказуемо. Саммит НАТО представляет собой возможность обсудить и скоординировать дальнейшие действия стран-участниц в Афганистане, их статус относительно АНСБ, защиту Афганистана и финансирование дальнейшей миссии. Это, считает автор, очень ответственный момент, на котором следует сосредоточиться участникам встречи.