Россия, которую мы потеряли

В рейтинге стран по конкурентоспособности Всемирного экономического форума, который был опубликован 3 сентября, Россия заняла рекордное для себя 53-е место, поднявшись за год на 11 позиций. Помимо всего прочего, это еще и самый большой скачок России за все время существования рейтинга.

На первых местах, как обычно, расположились европейские страны, а также Соединенные Штаты, Япония, Сингапур и Гонконг.

Россию традиционно обогнали не только страны Балтии (Эстония на 29 позиции соседствует с Китаем и Исландией), но и партнер по Таможенному союзу Казахстан, занявший 50-ю строчку, и даже Азербайджан, который на 38 позиции идет сразу за Чехией.

И все же 53-е место — это не так плохо. Рейтинг составлялся на основе официальной статистики и опросов предпринимателей. Россия улучшила как абсолютные значения практически по всем направлениям, так и относительные позиции. Таким образом рост произошел не только за счет работы над собой, но и за счет общего ухудшения ситуации в остальных странах.

Отчет составляется по многим показателям, которые разделены на три субиндекса, которые, в свою очередь, делятся на направления. Так, например, субиндекс «Базовые показатели» разделен на показатели качества работы публичных институтов, правосудия, государственных органов и т. д. Для оценки всего этого специалисты изучают непредвзятость судов, качество защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, уровень коррупции, прозрачность политических решений и т. д. В целом по базовому субиндексу Россия занимает 44-е место, что выше среднего.

Хуже всего в базовом субиндексе дело обстоит с качеством дорог (124-е место), с защитой прав собственности (120-е), с правами миноритариев (118-е), а также с инфляцией (115-е). Лучше всего в этом разделе выступил государственный долг (10-е место), доступность мест у авиаперевозчиков (11-е), количество мобильных телефонов (20-е) и качество железнодорожной инфраструктуры (26-е).

Во втором субиндексе, который оценивает эффективность экономики, Россия занимает 41-ю позицию, что также лучше среднего. Тут лучший показатель — размер экономики, которая в пересчете по паритету покупательной способности занимает 6-е место в мире. Помимо размера рынка, который напрямую зависит от размера экономики, в России также все хорошо с охватом высшего образования (19-е место), со связью оплаты с производительностью труда (24-е), а также с гибкостью заработной платы (28-е).

Обеспокоенность экспертов вызывает доля импорта и экспорта в ВВП (133-е и 104-е место соответственно), стоимость сельскохозяйственной политики (122-е место), а также слишком малое количество компаний в собственности иностранцев (124-е место).

По третьему блоку, который оценивает инновации и уровень развития бизнеса, Россия занимает аж 75-е место. Нельзя сказать, чтобы показатели в этом субиндексе были очень плохи — просто в нем отсутствуют строчки, в которых Россия занимает места сильно выше среднего, как было в предыдущих двух блоках. Тут лучше всего дело обстоит с количеством патентов (43-е место) и с качеством исследовательских институтов (56-е), зато опрошенные предприниматели, судя по всему, вообще ничего не знают о производственных кластерах (118-е место).

Надо сказать, что в другом любимом россиянами рейтинге Doing Business (Ведение бизнеса) страна занимает далеко не столь почетное 92 место. Дело в том, что в нем основной вес имеют именно показатели качества государственного регулирования, которые по традиции в России далеко не на высоте — в рейтинге МЭФ это только четверть показателей. Впрочем, и в Doing Business России постепенно улучшает свои позиции: со 124 места в 2011 году она поднялась до 92 в 2014.

Самое неприятное в публикации рейтинга это то, что статистика бралась по итогам 2013 года, а опросы предпринимателей проходили в самом начале 2014 года — то есть еще до разворачивания украинского кризиса и введения секторальных санкций против России. Иными словами, рейтинг, который и так является далеко не идеальным способом отражения реальности, еще и устарел до момента публикации.

В отчете Всемирного экономического форума прямо говорится, что последствия конфликта на Украине могут оказаться очень серьезными. Инновационный и образовательный сектора экономики достаточно сильно зависят от государственного финансирования, а оно может сильно сократиться в результате санкций. Также пострадать могут поставки газа и нефти в Европу — а это не только экспорт и макроэкономическая стабильность бюджета, но и проблемы с транспортной инфраструктурой.

Вообще публикация рейтинга конкурентоспособности государств в лишний раз напоминает, что долгая и муторная работа по улучшению инвестиционного климата, по сокращению на один день какой-нибудь бюрократической процедуры, по выстраиванию макроэкономической политики, может быть в один день перечеркнута одним политическим решением — например, по присоединению Крыма.

И все бы, в целом, ничего, но по какой-то причине россияне очень любят рейтинги и в целом достаточно бессмысленные соревнования — а значит и в будущем придется следить за положением страны в том или ином докладе, о движении вверх или вниз.