19 марта 2024, вторник, 11:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 сентября 2014, 16:57

С прицелом на 2016

Тренд
Тренд

Фонд «Петербургская политика» опубликовал доклад «Политическая локализация как фактор электорального успеха», в котором проанализированы основные тенденции, проявившиеся в ходе региональных избирательных кампаний 2012-2014 годов.

Эксперты фонда ожидают, что новый состав Государственной Думы, который будет избран в 2016 году, во многом определит политический облик страны на целое десятилетие, а значит особенно важно наблюдать за тем, с чем к этим выборам подходят в российских регионах. Именно исходя из хода этих, казалось бы, не слишком важных кампаний, формируются «экспертные и административные ожидания от предстоящих в 2016 году выборов нового состава Государственной Думы».

Особенность выборов 2016 года — возрождение голосования по одномандатным округам, половина состава Думы будет формироваться именно таким способом. В последний раз по этим правилам федеральный парламент избирался более десяти лет назад, в 2003 году. А это значит, что сейчас особое внимание стоит уделять технологиям, которые применяются политическими силами в подобного рода кампаниях, хоть и на региональном уровне.

Эксперты фонда утверждают, что уже сегодня можно в общих чертах предсказать принципы работы при формировании и продвижении партийных списков и распределение голосов «в данном соревновательном сегменте», хоть и стоит учитывать известную степень неопределенности.

С выборами по мажоритарным округам все иначе — пока что администрации всех уровней только начинают понимать, как работают электоральные механизмы при таком типе голосования, с 2003 года прошло слишком много времени, чтобы навыки ведения или курирования кампаний сохранились.

Есть основания полагать, говорится в докладе, что до сих пор федеральная власть не сформировала принципиальных подходов для работы с выборами по одномандатным округам, а значит обкатка схем будет происходить на региональных кампаниях — именно с их помощью станет понятно, как можно будет использовать все возможные рычаги наиболее эффективно.

Пока напрашивается две стратегии. Первая — сформировать пул политиков федерального масштаба, которые смогли бы выиграть выборы практически при любом раскладе. Вторая — понять, кто может стать (или уже сейчас является) лидером общественного мнения на местах, и делать ставки на них.

Но выбирать стоит именно вторую стратегию, уверены в фонде «Петербургская политика». Дело в том, что российская политическая система нуждается в обратной связи, а федеральные парламентские выборы — чуть ли не единственный сохранившийся институт влияния граждан на власть в общероссийском формате.

Одномандатные округа с точки зрения взаимодействия власти с ее избирателями хороши тем, что конкретный кандидат вынужден искать пути взаимодействия не с абстрактными избирателями, а с жителями конкретного региона или района, а значит у него будет стимул не традиционно абстрактно сегментировать электорат по половозрастному или имущественному признаку, а заниматься тем, что в «Петербургской политике» назвали «политической локализацией». Иными словами, работать над огромным массивом данных, в число которых водит не только базовая демография и география округа, но и, например, образовательный уровень и культурный код избирателя, его оценка социально-экономической перспективы развития территории, склонность людей к переменам и т.д.

При этом «Единой России» в 2013 году удалось провести в региональные парламенты заметно меньше одномандатников, чем в 2012. Если сразу после реформы избирательного права всем партиям, кроме ЕР, удалось победить в 4,9% округов, то в 2013 году победа за другими партиями осталась в 10,4% округов. При этом растет и доля победителей-самовыдиженцев. В 2012 они выиграл в 3,8% случаев, в 2013 — в 5,47%. Если эта тенденция продолжится, то кандидатам от ЕР будет несладко на парламентских выборах 2016 года.

Основные выводы аналитического доклада нельзя назвать неожиданными, но они, в любом случае, достаточно интересны.

Администраторы избирательного процесса, безусловно, будут заинтересованы в сохранении преемственности власти, но на практике это будет означать обновление «представительских элит», и вполне вероятно, что значительное.

Дело в том, что ставку на выборах в одномандатных округах предпочтительнее делать на локальных лидеров общественного мнения, которые сейчас не всегда даже являются союзниками партии власти — предстоит вести долгие и порой сложные коалиционные переговоры.

Эксперты уверены, что в обществе, со своей стороны, сформировался устойчивый запрос на «эффективного представителя-управленца, обладающего значимым опытом социального проектирования на территории». Более того, общество будет в меру своих сил сопротивляться внедрению на локальную территорию человека извне, своего рода назначенцу федеральных властей.

Это, в свою очередь, означает, что федеральным властям необходимо будет тесно работать с региональными элитами, которые имеют представление о том, кто может побеждать на выборах и влиять на этот процесс.

Вопреки сложившемуся мнению, утверждается в докладе, федеральные СМИ в ходе кампании 2016 года не будут играть определяющей роли. «Их место займут муниципальные носители передачи информации, а также решения в области электронных технологий и социальных сетей», — говорится в документе.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.