Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
20 января 2017, пятница, 06:46
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

12 сентября 2014, 10:22

Программа против износа

Утилизация
Утилизация

Пока не заработавшая на госуровне, но уже запущенная рядом автопроизводителей и как будто все же принципиально принятая вторая программа утилизации автомобилей была вполне ожидаема. С одной стороны, дела у наших автопроизводителей два последних года идут не очень хорошо – из-за снижения спроса им приходится сокращать производство и персонал, или отправлять его в дополнительные отпуска. С другой стороны, российский автомобильный парк оставляет желать лучшего – слишком много автомобилей с длительными сроками эксплуатации (особенно грузовых), что приводит к частым авариям, ухудшению экологической ситуации и дополнительным эксплуатационным расходам автовладельцев. Поэтому решения о проведении утилизации все владельцы автотранспортных средств ждали с большим нетерпением.

Выпуск автомобилей, тыс. шт. /годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014 – 7 мес.

легковые

1470

597

1209

1737

1971

1916

1077

грузовые

255

91.4

153

207

210

209

109.0

автобусы

66

35.5

40.8

43.1

57.1

52.9

21.4

Из этой таблички видно, что достигнув посткризисного пика в 2012 году, российская автомобильная промышленность стала сбавлять обороты. И хотя в 2013 году снижение выпуска автомашин было далеко не таким сильным, как в 2009 году, однако сама тенденция настораживала, поэтому Правительству пришлось принять превентивные меры, чтобы небольшое снижение выпуска не превратилось в серьезный спад.

Что же касается возраста автопарка, то если взять самую массовую нашу автомашину – «Жигули» – на ее модели и модификации в возрасте от 11 до 13 лет приходится 14% парка, а в возрасте 14 лет и старше – вообще 47% парка. Общий парк «Жигулей» составляет 13,4 млн. шт., поэтому хорошо понятно, что потребность в его обновлении очень высока, замещать старые автомобили новыми можно очень долго, и пока этот процесс будет длиться, все автозаводы будут полностью загружены.

При этом, кроме двух прямых эффектов (роста выпуска в автомобильной промышленности и обновление автомобильного парка), утилизация должна привести к появлению и нескольких косвенных эффектов. Рост выпуска автомобилей, который должен, по идее, произойти после возобновления программы, повысит спрос автозаводов на материалы и комплектующие, производимые другими компаниями, что приведет к росту их выпуска и росту доходов фирм-производителей. А повышение доходов занятых по всей производственной цепочке повысит выпуск и выручку производителей потребительских товаров. В конечном итоге, общее повышение доходов как физических, так и юридических лиц, увеличит налоговые доходы бюджета, и сумма выделенных на программу утилизации средств (кстати, не очень-то и большая – всего 10 млрд. руб.), будет перекрыта с лихвой.

Тем не менее, ряд фирм, связанных с автомобильным бизнесом, прежде всего автодилеров, весь год лоббировали совсем другую программу. Они несколько раз предлагали Правительству выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемых банками на приобретение легковых автомобилей. Разница между этими двумя подходами состояла в том, что программа утилизации распространяется только на автомобили, выпущенные на заводах, находящихся на территории России, а автодилеры хотели распространения субсидий на все машины, продаваемые на российской территории. Разумеется, в число автомашин, продаваемых в России, входят не только модели, произведенные на ее территории, но и полученные по импорту. А их продажи падали даже в большей степени, чем продажи машин российской сборки.

Импорт легковых автомобилей /годы

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014 – 6 мес.

тыс. шт.

1992,8

521,3

686,6

984,0

1076,2

894,1

378,6

Из этих данных хорошо видно, что импорт автомобилей иностранного производства стал снижаться еще в прошлом году; а в этом году он мог упасть (и, скорее всего, упадет) еще сильнее из-за девальвации рубля. Разумеется, эта тенденция автодилеров не радовала, и они очень хотели ее переломить.

Но Правительство с этим предложением, как видно, не согласилось, и его можно понять. Хотя формально субсидия по кредиту выдается покупателю автомобиля, но реальную выгоду от этого получают автопроизводители, в том числе и иностранные. Но, как нетрудно догадаться, российское государство не готово оказывать финансовую помощь иностранным автомобильным концернам, бюджеты которых, кстати говоря, могут быть вполне сопоставимыми с российским государственным бюджетом. Впрочем, это еще не самая плохая новость для автодилеров. Вместо распространения субсидий на импортные автомобили, возможно их включение в очередной пакет контрсанкций.

Зарубежные концерны помощь все равно, однако, могут получит (правда, не такую большую, на которую они рассчитывали), если в результате действия этой программы смогут увеличить свои продажи – но только те из них, которые имеют локализованные производства в России.

Другим отличием второй правительственной программы утилизации могло бы стать распространение ее не только на легковые автомобили, но и на грузовики (в том числе, легкие коммерческие) и автобусы. И это не удивительно – падение производства в этом сегменте было самым глубоким, а потребность в обновлении парка общественного транспорта остается очень большой.

Так, из всего парка автобусов в 460 тыс. шт., автобусы, срок эксплуатации которых свыше 20 лет (и дальнейшее использование которых просто опасно) составляют 166 тыс. шт. (36%).  Из общего парка грузовиков в 3.6 млн. шт.  доля техники со сроком службы свыше 20 лет еще больше -54%. И, наконец, в сегменте легких коммерческих грузовиков с таким же парком в 3.6 млн. шт. доля 20-ти летних машин составляет 17%. Таким образом, для обновления грузового и общественного транспорта есть все предпосылки, и можно надеяться, что программа утилизации этому поможет. Впрочем, меры стимулирования продажи новых грузовиков и автобусов могут быть приняты отдельно – через введение предельного возраста для коммерческого транспорта.

Теперь, под конец, надо сказать несколько слов о недостатках этой программы. Первый недостаток – она рассчитана только до конца текущего года, то есть она очень короткая, и охватить большое количество автовладельцев не сможет. Во-вторых, схема ее финансирования достаточно неудобная. Как известно, каждый автовладелец, сдающий машину дилеру, получает скидку на новую машину в размере от 50 тыс. руб. (легковой автомобиль) до 350 тыс. руб. (грузовик). Но эта скидка компенсируется дилеру не сразу, а через определенный промежуток времени (скорее всего, только к концу года), а до этого он вынужден финансировать скидку или за счет собственных средств (которых у дилеров не очень много), или за счет банковских кредитов. И последний вариант, особенно с учетом текущего уровня процентных ставок, особенно для них неудобен. Поэтому многие дилеры или вообще не принимают участие в этой программе (что снижает охват участников), или разрабатывают свои программы или утилизации, или обмена старых машин на новые.

Хотелось бы пожелать, чтобы эта программа была растянута не только на весь следующий год (на это можно рассчитывать), а вообще до того момента, когда техника со сроком эксплуатации свыше 20 лет не будет полностью списана, и чтобы порядок получения скидок был значительно упрощен.

Разумеется, желательно, чтобы такая программа утилизации была дополнена некоторыми новыми условиями. Во-первых, значительным расширением количества пунктов утилизации (здесь речь идет вообще-то о создании новой подотрасли промышленности), и, во-вторых, о переходе на новый технологический уровень – например, на газовые двигатели вместо дизельных. Вот, с учетом этих обстоятельств массированная замена изношенной техники даст прекрасные результаты.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:59 Трамп попросил сотрудников уходящей администрации временно поработать с ним
20:40 McDonalds впервые за 50 лет представил новые «Биг-Маки»
20:23 На востоке Москвы мужчина открыл огонь по полицейским
20:16 В Минобороны рассказали о работающем в плазме гиперзвуковом оружии
20:05 СМИ узнали о завершении расследования смертельного ДТП с Tesla
20:00 В ходе поисков Ту-154 найден американский самолет времен войны
19:50 Facebook вернул RT возможность публиковать мультимедиа
19:47 В Харьковской области кончились деньги на возведение забора с Россией
19:34 Шувалов рассказал о стерильности в российской экономике
19:32 ИГ возобновило массовые казни в амфитеатре Пальмиры
19:16 Блогеру Соколовскому добавили еще одну статью
19:16 CNN рассказал о возвращении власти к команде Обамы в случае убийства Трампа
18:56 В Бразилии сгорела исполнительница «Ламбады»
18:49 BBC признал утечку серии «Шерлока» непреднамеренной
18:40 Украина провела военную инспекцию в Ростовской области
18:36 В Управделами президента РФ подтвердили строительство нового корпуса ЦКБ в Москве
18:24 Глава МОК вывел вопрос участия России в Играх из области политики
18:17 В Еврокомиссии рассказали о готовности Украины покупать российский газ‍
18:04 В Германии разрешили покупать марихуану по рецепту
17:59 Минздрав попросил не допустить продажу лекарств в супермаркетах
17:43 Эксперты правительства отклонили петицию об отмене «закона Яровой»
17:26 СМИ анонсировали строительство больницы для Путина за 2,9 млрд рублей
17:25 Саблерогие ориксы снова живут в Сахаре
17:13 ЕЦБ сохранил базовую процентную ставку на нулевом уровне‍
17:08 Банки опровергли обращение к ЦБ по поводу карты «Мир»
17:03 Роскомнадзор пригрозил ответить на ограничения работы RT
16:54 Депутат попросил СКР проверить закупку новогодних украшений в Москве
16:45 США при Обаме 35 раз расширяли санкции против России
16:36 Минкомсвязи оценило затраты хранения данных по «закону Яровой»
16:21 Трамп предложил проводить в столице военные парады
16:06 При обрушении новосибирского конного клуба погибли женщина и ребенок
15:56 Видеоигра помогла объяснить танцы скворцов
15:56 Минкомсвязи предложило урезать объем хранения данных по «пакету Яровой» в 10 раз
15:51 Горбачева вызвали в суд Вильнюса по делу о событиях 1991 года
15:39 СК завершил следствие по делу «хабаровских живодерок»
15:20 «АвтоВАЗ» запланировал за год увеличить экспорт в полтора раза
15:18 Полиция Испании объяснила задержание российского программиста
15:05 В Москве объявлено экстренное предупреждение из-за ухудшения погоды
14:59 В Новосибирской области обрушился конный клуб
14:47 Глава избиркома Мытищ отправился в отставку
14:36 Песков опроверг стремление России разрушать другие страны «целиком»
14:31 В Петербурге представили эмблему города-организатора Евро-2020
14:07 Еще один вид акул оказался способен к партеногенезу
14:01 Медведев анонсировал перевод экономики России в устойчивый рост
13:48 Песков подтвердил намерение России отстаивать свои интересы по «делу ЮКОСа»
13:40 Шувалов рассказал о подготовке плана по стабилизации рубля
13:29 Правительство запретило вывоз шкур из России
13:22 ФАС высказалась против обязательного перевода бюджетников на карту «Мир»
12:56 Избранный вице-президент США раскритиковал помилование Мэннинг
12:49 «Зенит-Арене» для готовности к ЧМ-2018 потребовалось еще 2 млрд рублей
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.