Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 06:59
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Пальма, сахарный тростник и клейкий рис: алкоголь в филиппинской религии и культуре

Муниципалитет Ламут, пров. Ифугао, Филиппины, лето 2012
Муниципалитет Ламут, пров. Ифугао, Филиппины, лето 2012
М. Станюкович
 
М.В. Станюкович. Фото Синтии Сайас. 2010, Кагоcима, Япония.

Одним из любопытных аспектов быта любого народа является изготовление и употребление спиртных напитков. Культурные традиции, история взаимодействия общества с окружающим миром находят отражение в отношении к алкоголю. Для всех, кому интересен образ жизни народов Южных морей, мы публикуем статью Марии Владимировны Станюкович о роли алкогольных напитков на Филиппинах. 

Мария Владимировна – филиппинистка, полевой антрополог и теоретик, заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезии петербургской Кунсткамеры - Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Работала приглашенным профессором-исследователем в Японии (2010-2011) и в Великобритании (2013). В круг ее научных интересов входит изучение живого устного эпоса, ритуала и шаманства, этнолингвистика, этноботаника, этнографическое музееведение. До перестройки, не имея возможности полевой работы на Филиппинах, она ездила в экспедиции в Узбекистан, Дагестан, в Казахстан и на Кубу, где наряду со своими основными темами занималась изучением материальной культуры, в том числе антропологией питания. С 1994 года ведет интенсивную полевую работу на Филиппинах1.

Алкоголь на Филиппинах, как и везде, изначально играл важную роль в повседневной жизни и в обрядовой практике. Разнообразие незнакомых горячительных напитков на островах привлекло внимание испанских и португальских мореплавателей, появившихся у берегов архипелага в XVI  веке. Хронист первого кругосветного плавания Пигафетта, описавший открытие островов Магелланом (1521), чиновники испанской короны Мигель де Лаорка (1582), Антонио де Морга (1609) и другие описывали местные напитки и отмечали высокую культуру пития. Они особенно подчеркивали способность «индейцев» выполнять тонкие операции после обильных возлияний – взвешивать золото и серебро, производить коммерческие расчеты. Ценными источниками сведений по производству алкогольных напитков и их роли в культуре являются словари филиппинских языков, созданные испанскими миссионерами (все равнинное население страны было обращено в католицизм почти сразу после испанского завоевания).

Современные Филиппины – американизированная страна, населенная близкими родственниками индонезийцев и малайцев, однако христиане здесь составляют более 90% населения, а обучение в школах ведется по-английски. У каждого филиппинца есть тетка или племянник, постоянно живущий или работающий по контракту в США, Канаде, в Европе, на Ближнем Востоке, в Австралии или в Сингапуре. Это касается не только равнинных народов, но и большинства национальных меньшинств. К этой категории относят 110 этнических групп, насчитывающих 11 миллионов человек: негрито, первопоселенцы архипелага, горные народы, политеисты и шаманисты, христианизация которых началась сравнительно недавно, и моро – народы юга, исповедующие ислам, пришедший сюда в XV веке, незадолго до испанской колонизации. Выпивают все. По статистике Филиппины занимают второе место по употреблению алкоголя в Юго-Восточной Азии; возглавляет список Индонезия, крупнейшая мусульманская страна мира. 

Рис. 1. Пожилая женщина из горной деревни на острове Негрос в своем углу без света, отгороженном занавеской. Здешние негрито не кочуют, строят дома и занимаются земледелием, как и их соседи-бисайя. В этой чашке кофе, но проблема пьянства у негрито существует, чему способствует непривычный образ жизни, дискриминация со стороны остального населения и легкодоступность крепкого коммерческого спиртного. Фото М.В. Станюкович, о. Негрос, 2006.

Рис. 2. Филиппинские моро (мусульмане) возвращаются из хаджа в Мекку. Манильский аэропорт. Фото М.В. Станюкович, 2006.

Наиболее общее слово для обозначения алкоголя на Филиппинах – alak. Это тагальский вариант малайско-арабского arak – возможно, самого распространенного в мире термина для спиртных напитков. Им обозначают различные виды алкоголя в островной Юго-Восточной Азии, в арабских странах, на Балканах (ракия) и вплоть до Южной Сибири, где арака – алкогольный напиток из перебродивших молочных продуктов. На Филиппинах насчитываются сотни растений, из которых делают спиртное. В состав одного напитка входит множество ингредиентов: например, рисовое вино иногда подслащают соком сахарного тростника. Можно выделить три основных вида алкогольных напитков – из пальмового сока, сахарного тростника и клейкого риса.

Пальмовый сок

Туба - сок кокосовой пальмы (Cocos nusifer), пальмы нипа (Nipa fruticans), сахарной пальмы (Arenga pinnata) и пальмы бури (Corypha utan Lam). Сок собирают, отрезая кончик «бутона» молодого соцветия, предварительно плотно перевязывав его, чтобы предотвратить развитие цветов. Срез, из которого сок капает в бамбуковый контейнер, ежедневно подновляют острым ножом или серпом. Свежая сладкая туба вскоре начинает бродить, естественным путем превращаясь в легкий алкогольный напиток.

Чтобы получить крепкое питье, в тубу добавляют закваску, способствующую брожению, и помещают в плотно закрытую емкость. Для получения очень крепкого напитка, ламбаног, используется возгонка с помощью тепловой обработки. Так как кокосовая пальма является главным источником тубы, весь алкоголь из пальмового сока (coconut palm wine) часто ошибочно описывают как напиток из кокосового ореха. Этому заблуждению способствует повсеместное использование в тропиках зеленых кокосовых орехов как источника жидкости для питья (правильное название – ‘кокосовая вода’), а также широко используемое в южной кухне «кокосовое молоко», которое готовят из мякоти спелого ореха.

Ареал распространения тубы и ламбанога на Филиппинах включает юг Лусона, Висайские острова и Минданао. Напитки из пальмового сока имеют особый статус: в ряде мусульманских культур на них не распространяется запрет на алкоголь. Пальмовое вино делают в соседней мусульманской Индонезии, где оно известно под названием туак, и за ее пределами – в Индии, откуда пришел термин тодди, и в Африке. Контрабанда тунгога (кора мангровых, добавляемая в истолченном виде в тубу для ферментации) из Сабаха (Малайзия), на Филиппинах находится в руках мусульманских торговцев.

Сахарный тростник

Сок сахарного тростника, как и пальмовый, потребляется как в легком, слабо или сильно ферментированном виде, так и в крепком, полученном дистилляцией. Все три варианта носят название баси. Основной ареал его распространения – равнины Северного Лусона, производители – илоканцы. Запрет частного производства баси испанским колониальным правительством вызвал массовое вооруженное сопротивление, которое вошло в историю под названием «Ромовое восстание» (1807).

Рис. 3. Баси готовили и хранили в больших кувшинах или калебасах с ротанговой оплеткой. Современные бутылки с ромом используют оплетку как декоративный элемент. Коллекция МАЭ РАН. Фото М.В. Станюкович, 2006.

Tapuy, или baya - рисовое вино

В горах Лусона напиток tapuy, или baya делают из клейкого риса – даякот, или дикет. Клейкие сорта риса – очень тяжелая пища, его повседневно не едят почти нигде (исключение – несколько малых групп в Индокитае). На Филиппинах, где вареный рис составляет основу рациона, клейкий рис собственно для еды практически не используется. Горцы выращивают его для приготовления алкоголя, равнинные народы – специально для сластей (наиболее известен бибингка, сладкий кекс из клейкого риса). Разнообразные сорта клейкого риса народной селекции, выведенные горскими крестьянками (белый, красный, коротко- и длинноплодный даякот) высаживаются специально для вина.

Рис. 4. Образец одного из сортов клейкого риса, собранный автором в Асипуло, Ифугао. Фото М.В. Станюкович, лето 2012.

Правильно было бы называть недистиллированные напитки на основе риса пивом, так как они производятся из зерновых, однако термин «рисовое вино» давно устоялся для Филиппин, как и для Японии (сакэ).

Клейкий рис варят до полуготовности, посыпают закваской, на некоторое время оставляют в широкой плоской корзине, устланной банановыми листьями, а затем закладывают в кувшин для брожения.

Традиционно напитки из риса делали и хранили в глиняных или фарфоровых кувшинах (в том числе китайских династии Мин и Сун), их наливали в тайские селадоновые низкие чаши или их реплики из дерева, традиция изготовления которых на Филиппинах насчитывает уже несколько веков. Такие чаши дуйунг, сделанные в XIX в., есть в коллекциях МАЭ РАН. 

Рис. 5. Кувшины с рисовым вином, запечатанные для брожения, на кухне бонтокского дома. Фото М.В. Станюкович, дер. Гинаанг, Горная провинция, зима 2008.

Рис. 6. Пустые кувшины для рисового вина, хранящиеся в кладовке. Амдунтуг, Асипуло, пров. Ифугао. Фото М.В. Станюкович, зима 2012.

Рис. 7. Подготовка к исполнению сказания алим в обряде хонга. Кувшин для рисового вина закрыт банановым листом, но в чашу дуйонг вина уже плеснули; на веятельном подносе, куда позже положат рис и части жертвенных животных, пока лежат только листья и орехи бетеля. Амдунтуг, Асипуло, пров. Ифугао. Фото М.В. Станюкович, зима 2013.

Пили напитки на рисовой основе из отдельных чаш, сделанных из скорлупы кокосового ореха или из колена бамбука.

Рис. 8. Наша команда. Стоит мой двоюродный брат Рубен, лучший молодой знаток эпоса и традиционной культуры яттука в целом; рядом с ним моя языковая помощница Джози, моя ифугаоская мама Эстер и я. Сидящий мужчина – учитель Габриэль из отдаленной деревни, где говорят на языке калануйя. На переднем плане – дуйунг, деревянная низкая чаша. Лиди, Амдунтуг, Асипуло, пров. Ифугао. Фото пастора Кларенса, лето 2012. 

Заметим, кстати, что на Филиппинах археологи обнаружили значительно больше изделий китайского фарфора и тайской керамики, чем в Китае и в Таиланде.

Традиционный филиппинский ритуал сегодня лучше всего сохранился именно у горцев разных островов архипелага – ифугао, бонтоков, калинга, палаванов, субанунов и др. Это шаманское действо, в ходе которого ритуальный специалист вступает в общение с духами и божествами с целью заставить их выполнить нечто необходимое сообществу, от лица которого он выступает: устранить причину болезни, предотвратить стихийное бедствие (землетрясение, тайфун, извержение вулкана и т.д.) или смягчить его последствия, даровать плодородие полям, людям и животным. Алкоголь – необходимая составляющая взаимодействия мира людей и духов.

Исполнение ритуальных эпических сказаний чаще происходит ночью. Я еще застала время, когда на похоронах их пели несколько ночей подряд; сказители пьют вино и жуют бетель. Записывая сказания, я иногда выпиваю вместе с ними. Байя пьется легко, как медовуха, и так же коварна. Алкоголь практически не чувствуется. Вино согревает (ночи в горах холодные) и придает силы, но если не рассчитать, что случается даже со сказителями, неожиданно наступает опьянение.

Алкогольные напитки входят в минимальный комплекс материальных объектов, необходимых для проведения ритуала. Этот комплекс состоит из компонентов бетельной жвачки (орех арековой пальмы, лист перечной лозы, известь, пережженная из панцирей моллюсков, и листья табака), тканей (традиционной одежды, которая либо надевается на изображение божества или духа, либо просто выкладываются на ритуальное плетеное блюдо или циновку), сакральных украшений из золота и драгоценных камней (прежде всего агата), кувшинов и чаша для вина и жертвенных животных – курицы, свиньи и карабао (водяного буйвола). Все эти элементы взаимодействуют во время ритуала. 

Рис. 9. Жрецы во время обряда колот – пострижения волос. Между ними - плетеная корзинка с бетелем, чаша дуйунг с рисовым вином, две бутылки из-под джина Сан Мигель, тоже с рисовым вином, и скорлупки кокосового ореха, используемые для питья. Фото М.В. Станюкович, Саламаги, Ламут, провинция Ифугао, декабрь 2012. 

Рис. 10. Сказительницы Аппин и Кармен пьют рисовое вино, без которого эпос не поется. Обряд богва - перезахоронение костей (в данном случае – моей ифугаоской бабушки, они лежат в белом свертке в левом углу фотографии). Исполнялся для исцеления моего младшего брата Джепджепа, работающего в манильской полиции. Фото М.В. Станюкович, Пал-ийон, Дуит, Кианган, пров. Ифугао, февраль 2012. 

Рис. 11. Если покойник умер своей смертью в почтенном возрасте, на его проводах нет трагической атмосферы. Во время ночных бдений в перерывах между исполнением похоронного сказания присутствующие поют шуточные песенки, подтанцовывают на месте, смеются и пьют рисовое вино. Фото М.В.Станюкович, Какахха, Асипуло, пров. Ифугао, 1995. 

Рис. 12. Один из жрецов, исполняющих сказание алим во время обряда хонга, делится рисовым вином из кувшина с «простым» участниками обряда. В руке у него бамбуковый стакан – та-уг, верх второго виден в горле кувшина. Фото М.В. Станюкович, Асипуло, пров. Ифугао, декабрь 2013. 

Рис. 13. Тот же кувшин, вид сверху. Второй та-уг стоит на плотной массе ферментированного риса; в центре в нее утоплена плетенка, отцеживающая жидкость, отсюда ее стаканом и черпают. Фото М.В. Станюкович, Асипуло, пров. Ифугао, декабрь 2013. 

Рис. 14. Во время того же обряда. Родственники и соседи, которым рисового вина не досталось, пьют джин Сан Мигель. Бутылка, кружка и бамбуковые стаканы стоят прямо на полиэтиленовой пленке, которой накрыт готовящийся в казане рис (холодно). Фото М.В. Станюкович, Асипуло, пров. Ифугао, декабрь 2013. 

Многие ритуальные функции, которыми алкоголь наделен в других районах мира, на Филиппинах «делегированы» жеванию бетеля. Именно бетель символизирует кровь (исключение – церковное вино, кровь Христова) и именно бетель является посредником между разными группами людей в обряде, между людьми и божествами небесного и подземного миров. 

Рис. 15. Целительный обряд для только что крещеного младенца. Жрец Апо Луис тянет за веревки душу жертвенной свиньи. На плетеном подносе перед ним листья бетеля и орехи ареки, одежда; рядом бутылка с рисовым вином байя и лимонадом. Фото М.В. Станюкович, январь 2011, Туплак, Кианган, Ифугао. 

Традиционные напитки давно проигрывают конкуренцию иностранным. Это началось еще в испанские времена, когда сюда стали завозить, а потом и производить на месте agwardyente (водку), bino (вино), ginebra (джин), tinto (порто), serbesa (пиво).  

Рис. 16. Реклама на перевале по пути из г. Багио в Бонток. Казацкую водку с двуглавым орлом на этикетке (а также ром, джин, бренди и виски) производит почтенная филиппинская корпорация Тандуай, которой уже больше века. У них даже есть собственная баскетбольная команда «Казак блю спиритс». Фото М.В. Станюкович, Горная провинция, зима 2008. 

Чужеземный алкоголь первоначально не имел никакого ритуального значения. Однако с течением времени он проникает в обрядовую сферу даже в самых труднодоступных районах, где традиционная жизнь сохранилась лучше всего. Домашние вина требуют длительного времени приготовления; в некоторых случаях этот процесс является частью ритуала. В других, когда обрядовая ситуация наступает спонтанно, и нет времени к ней подготовиться, покупка нетрадиционного алкоголя становится частью новой традиции. Джин «Сан Мигель» фабричного производства уже заменил ифугаоское рисовое вино «байя» в похоронном ритуале.

«В рассуждении пьянства» главную опасность представляет переход от традиционных форм алкоголя к коммерческим – не только потому, что первые обычно не такие крепкие. Очевидно, что изготовление и потребление домашнего вина является частью традиционной культуры, обставлено этикетными правилами, и его ценность не сводится к выпиванию. От тех немногих пьяных, которых я встречала за годы полевой работы на Филиппинах, пахло отнюдь не пальмовым и не рисовым вином.

1 В работе использованы материалы и фотографии автора, снятые во время экспедиций на Филиппины при финансовой помощи Wenner-Gren (1994-1995), SIL Asia (2006), Ateneo de Manila University (2011), МАЭ РАН (2008-2014), Фонда Президиума РАН по корпусной лингвистике (гранты № 2, 2013 и № 2, 2014) и Фонда фундаментальных лингвистических исследований (грант А-15-2013, «Сказание пострижения волос – неизвестный жанр ритуального фольклора тували и яттука ифугао, Филиппины (полевое исследование)»).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.