19 марта 2024, вторник, 09:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 сентября 2014, 17:03

Санкции: помощь для нефтянки

Нефть
Нефть
Фото: kapital.kz

Как постепенно выясняется, тема экономических санкций неисчерпаема. Не успели США, Канада, Австралия и страны ЕС ввести санкции против России, а Россия, в свою очередь, ответить контрсанкциями, как появились новые поводы расширить стоп-лист. Дополнительные запреты касаются поставки технологий и услуг для глубоководных, морских арктических и сланцевых проектов в РФ или российских водах, если они имеют "потенциал добычи нефти". Правда, в этом случае ситуация складывается таким образом, что вводить какие-то ответные меры России, скорее всего, не придется. За нее все сделает конъюнктура мирового рынка.

Дело в том, что за два последних месяца цены на нефть все время снижаются. С уровня $107-$108/барр. в июле цены провалились до $98-$99/барр. в середине сентября. И если это снижение будет продолжаться дальше и дойдет до определенного уровня (конечно, не такого низкого, как в 2008 году), то разрабатывать месторождения на шельфе или залежи сланцевой нефти станет просто невыгодным. То есть запрет на поставку в Россию оборудования для таких работ сейчас большого значения все равно не имеет, так как вряд ли кто будет начинать освоение сложных месторождений при падающих ценах.

Более того, нефтяные компании, которые вложили большие средства в приобретение оборудования и в бурение скважин на этих типах месторождений, могут понести серьезные убытки или даже разориться. А вот те компании, которые не успели (или не смогли) овладеть самыми передовыми технологиями бурения, могут остаться на плаву – как раз потому, что их балансы не обременены дорогостоящими высокотехнологичными активами, а себестоимость добываемой нефти относительно низка.

 
Нефтедобыча

Разумеется, эти соображения относятся в большей степени к российским компаниям, которые пока добывают нефть на традиционных месторождениях по традиционной технологии. Они смогут выдержать снижение цен благодаря двум обстоятельствам. Первое – себестоимость добычи у них находится в районе $20-$23/барр., что гораздо ниже себестоимости добычи шельфовой и сланцевой нефти. И второе обстоятельство – все крупные российские нефтяные компании являются вертикально-интегрированными, то есть включают в свой состав нефтепереработку. Поэтому, даже если цены на сырую нефть будут низкими, на общей рентабельности компаний это мало отразится, поскольку что низкая маржа в секторе добычи будет компенсирована более высокой маржой в секторе переработки.

Но вот компаниям, у которых значимая часть добычи приходится на сланцевую или глубоководную нефть, придется несладко. Если они занимаются только добычей, то ее объемы придется сильно снизить или вообще прекратить это занятие. Если они все же интегрированные и, кроме добычи, у них есть еще и переработка, то автоматически придется снижать и переработку или, если позволят финансовые возможности, закупать сырую нефть на рынке, у компаний с традиционными способами ее получения. Но, в любом случае, произведенные капитальные затраты в нетрадиционные технологии добычи им придется списать в убыток.

Естественно, подобного рода прогнозы будущего состояния компаний нефтяного сектора можно строить для ситуации, когда розничные цены на нефтепродукты останутся неизменными, а если они и снизятся, то несущественно. В противном случае пострадает не только маржа добывающих подразделений, но и перерабатывающих. Правда, пока ни о каком снижении розничных цен на топливо не слышно; более того, в России цены на автобензин даже выросли. А, значит, пока с маржой у вертикально-интегрированных компаний, особенно российских, должно быть все в порядке. Устранение же с рынка части конкурентов, если оно произойдет, только поможет укрепить финансовое положение ВИНК.

 
Нефтепереработка. Фото: gazprom-neft.ru

Правда, говорить о том, что происходящее сейчас снижение цен на нефть – всерьез и надолго, мы еще не можем. Текущий ценовой провал может быть вызван чисто сезонными факторами – уборочная почти завершена, а отопительный сезон еще не наступил – поэтому спрос на топливо и, соответственно, сырую нефть, снизился. Кроме того, статистика показывает замедление экономического роста в Китае, и если оно будет продолжаться дальше, спрос на нефть на мировом рынке продолжит снижаться, что погонит цены дальше вниз. Если же у Китая будет все хорошо, да еще и холода наступят, то нефтяные цены наверняка отыграют потерянные позиции.

Тем не менее, если отвлечься от сезонных колебаний, и посмотреть на текущую ситуацию с общетеоретической позиции, то можно сказать, что нынешнее состояние дел достаточно характерно для отраслей, у которых есть естественные ограничения на увеличение выпуска продукции. Когда на продукцию этих отраслей растет спрос, они не могут быстро увеличить предложение, поэтому сначала поднимают цены. После этого становится выгодным вовлекать в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы, что и приводит к увеличению выпуска. Правда, рост выпуска продукции с использованием таких ресурсов требует дополнительных инвестиционных затрат и более высоких эксплуатационных издержек, так как эти ресурсы гораздо худшего качества (поэтому их еще называют маржинальными). Когда же спрос и цены начинают падать, то в первую очередь перестают использоваться маржинальные ресурсы, потому что при понизившемся уровне цен их эксплуатация быстро становится нерентабельной. А именно это сейчас и происходит со сланцевыми и шельфовыми месторождениями.

Таким образом, если снижение цен на нефть все-таки продолжится, российским нефтяным компаниям в некотором смысле придется благодарить организаторов санкций, так как они «не позволили» им сильно углубиться в разработку маржинальных месторождений и дали возможность без больших потерь пройти непростую конъюнктурную ситуацию на мировом рынке нефти.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.