Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 23:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

30 сентября 2014, 13:50

Доброе утро для школьника

Занятия в школе должны начинаться позже, подросткам надо давать больше спать. На этом настаивает группа английских и американских ученых, опубликовавших обзорную статью в журнале Learning, Media and Technology.

Дефицит сна, на самом деле, совсем не безобидная вещь. Последние исследования показывают, что дефицит сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, метаболическим расстройствам, диабету, гипертонии, появлению тревожности, развитию депрессии и ожирения. В одном исследовании людей поделили на две группы: спавших меньше шести часов в день и больше восьми. Оказалось, что у этих двух групп есть достоверные различия в уровне активности 711 генов.

При этом почти во всех культурах существует стереотип, что вставать по утрам рано – просто замечательно, снабженный зачастую рифмованными аргументами средней обоснованности («Кто рано встает, тому бог подает», «Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealth and wise»). Стереотип порождает заметное давление общества. И, если взрослый человек может в каких-то пределах сам себе выбирать распорядок дня, то подростки лишены этой возможности – они должны каждое утро ходить в школу. Например, в некоторых упомянутых в работе школах в штате Кентукки занятия начинаются в 7:15.

В раннем школьном возрасте это не представляет особенных проблем, он начинаются, когда школьник становится подростком. Не только у человека, но и у других млекопитающих отмечено, что по мере взросления время засыпания и время пробуждения сдвигается в сторону более позднего, а средняя продолжительность сна еще не успевает сократиться и составляет около 9 часов – как и для более младших детей. Это приводит к тому, что подросток каждый учебный день не досыпает 2-3 часа, и для него встать в 7 – это то же самое, что для пятидесятилетнего учителя встать в 4:30. При этом подростков упрекают в том, что они добровольно выбирают ложиться спать позже ради каких-то своих развлечений, а утром не могут встать просто, потому что лентяи.

Но все не так просто. В англоязычной литературе есть термин - wake maintenance zone (WMZ). Это период, который наступает примерно за три часа до того, как у человека начнет вырабатываться мелатонин и он начнет хотеть спать. Этот период характеризуется повышенной бодростью и когнитивными функциями, даже если человек перед этим сильно устал. То есть уснуть на час раньше, чем он привык ложиться спать, действительно трудно. Это подтверждают и эксперименты. Некоторые школы в порядке эксперимента сдвигали время начала занятий на более позднее. Было показано, что подростки в таких школах вставать стали позже, а вот ложиться позже из-за этого не стали, то есть продолжительность их сна в среднем увеличилась.

Еще один любопытный эксперимент касается вождения автомобиля американскими школьниками (в некоторых случаях в США можно получить водительские права в 14 лет, а 16 – 17 лет водит машину большинство). Среди подростков есть заметный статистический пик, которого нет у всех остальных – они чаще становятся участниками автомобильных аварий в утренние часы. Оказалось, что сдвиг начала занятий в школе на более позднее время снизил число аварий в районе, прилегающем к школе, в то время как во всем городе число аварий за время исследования (довольно продолжительное) выросло.

Естественно, авторы рассмотрели вопрос о влиянии времени начала занятий на успеваемость. Из-за изменений в движении транспорта в Северной Каролине удалось найти похожие школы с началом занятий в разное время. Оказалось, что в школе с более поздним началом занятий дети лучше справлялись с заданиями по математике и чтению в 8 и 10 классах. Похожее исследование удалось провести в Академии ВВС США. Там у студентов индивидуальные расписания, и занятия могут начинаться в разное время от 7:00 до 7:50. Студенты, занятия которых начинались позже, демонстрировали лучшие результаты не только на первом уроке, но и в течение всего дня.

Отдельно хочется отметить, что наибольшей разница в успеваемости оказалась среди хуже успевающих учеников.

Авторы статьи призывают чиновников от образования не следовать слепо стереотипам, а постараться построить учебный процесс под особенности подросткового организма.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.