29 марта 2024, пятница, 11:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Члены СПЧ об итогах встречи с президентом

Владимир Путин на встрече с членами СПЧ
Владимир Путин на встрече с членами СПЧ
Фото: kremlin.ru

14 октября президент России Владимир Путин провел ежегодную встречу с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека. 

Вместо запланированных двух часов встреча длилась почти три. Как отметил глава СПЧ Михаил Федотов, состоявшаяся беседа правозащитников с президентом получилась очень живой и все ее участники остались довольны. По словам самих участников встречи, президент был настроен вполне позитивно. При этом, как заметил Федотов, президент не был готов к такому большому количеству выступающих.

В своей вступительной речи Путин заявил, что СПЧ за десять лет своего существования «стал важнейшим правозащитным институтом России». Президент также пообещал увеличить расходы на институты гражданского общества, напомнив, что в 2013 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 2,7 миллиарда рублей, а в будущем году планируется уже 4,7 миллиарда рублей.

Как и ожидалось, основная повестка встречи касалась Украины. Украинской теме президент посвятил половину своего вступительного слова, отметив, что на территории соседней страны происходит едва ли не геноцид, при этом международные правозащитные организации «лицемерно отворачиваются» от этих преступлений.

 

По словам Путина, события на Украине «обнажили полномасштабный кризис и международного права, базовых норм Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него».

На встрече были затронуты и другие важные темы. Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов поднял вопрос о борьбе с коррупцией. Он предложил президенту сажать расхитителей бюджетных средств на 20 лет без возможности условно-досрочного освобождения и амнистии, если коррупционер не возместит причиненного ущерба.

На это президент заявил, что не против рассмотрения вопроса об отмене амнистии для коррупционеров и ужесточения наказания за хищение бюджетных средств. «Если думаете, что это так важно сделать, то давайте так сделаем», – сказал Путин, упомянув при этом, что отмена амнистии является избыточной мерой. «Мне кажется, что это совсем уж жесткач», – отметил президент.

 

 
Николай Сванидзе

Член СПЧ журналист Николай Сванидзе призвал Владимира Путина начать диалог с крымско-татарской общиной Крыма. По мнению Сванидзе, ситуация с крымскими татарами сейчас тяжелая, «их попросту угнетают, в результате получается не диалог центральной власти с крымско-татарским народом, а его имитация». В ответ президент пообещал немедленно с этим разобраться, отметив, что власти продолжат поддерживать крымских татар и оказывать им всю необходимую помощь.

В целом, отмечает «Коммерсант», Путину явно понравился Совет в его нынешнем виде: «люди в нем работящие, настроенные на конструктив, поздравляют его с днем рождения и аплодируют ему».

«Между тем еще некоторое время тому назад эти люди были другими. Горячими, что ли. И вот остыли, - пишет корреспондент издания Андрей Колесников. - Скорее всего, поняли, что из СПЧ надо или уходить, или оставаться, чтобы что-то сделать, потому что на каждой такой встрече чувствуется чудовищный административный ресурс, который вдруг появляется у них в руках и в глазах на пару часов благодаря прямому контакту с президентом».

По итогам встречи с президентом СПЧ по традиции подготовит список поручений Владимира Путина. При этом, по словам Михаила Федотова, поручения, данные президентом в прошлом году, «в значительной части не выполнены».

 
Михаил Федотов

«Встреча с президентом это не новогодняя елка, поэтому каких-то проникновенных ожиданий у меня не было, - признался "Полит.ру" член СПЧ журналист Николай Сванидзе. Я ожидал, что мне представится возможность высказаться о проблеме крымских татар. В результате мне это удалось, президент меня услышал и прокомментировал то, что я сказал. Говорить о каких-то ожиданиях – завышенных или заниженных – и о том, насколько они оправдались, в данном случае не совсем правильно. Если говорить о вопросе крымский татар, то я думаю, что эта проблема далека от разрешения и вряд ли одна встреча с президентом этому поспособствует.

П

 
Станислав Кучер

утин с интересом слушал о проблемах Крыма, о тех же крымских татарах. Все, что было связано с украинско-крымской тематикой, ему, несомненно, было интересно. Также президента заинтересовала тема ужесточения наказаний за преступления, связанные с коррупцией. Возможно ему понравился вопрос Станислава Кучера о том, что в государстве все на нем замыкается и все решения принимает лично он. Отвечая на него, Путин дал понять, что его в данной ситуации все устраивает. Вообще Путин живо интересовался теми вопросами, которые были связано с Западом, «происками Запада», всем, что касалось международной политики. При этом на встрече не поднимался вопрос, связанный с российскими военными на Украине. Поднимать эту тему не входило в мои планы, так как у меня был свой вопрос, однако остальные члены СПЧ могли бы ее поднять, однако по каким-то причинам этого не сделали. Вот эту тему, на мой взгляд, Путин бы вряд ли воспринял».

Сванидзе убежден, что другого варианта повлиять на ситуацию, кроме как «оказать влияние на главу государства, на котором замыкаются все рычаги управления», сейчас нет. «Это очень плохая система, но какая есть. И если ты хочешь что-то сделать, то нужно убедить первое лицо, поэтому, так или иначе, эти встречи целесообразны», - уверен журналист.

 
Сергей Кривенко

«Несмотря на то, что встреча продолжалась три часа, нам все равно не удалось озвучить все накопившиеся вопросы, - рассказал член СПЧ Сергей Кривенко. Встреча с президентом является одной из возможностей СПЧ донести до президента те проблемы, которыми Совет занимается в течение всего года. Обращение к президенту это все-таки некая возможность продвинуть или получить одобрение на то или иное действие. Поднимался, например, вопрос о лесных пожарах — о том, что чиновники скрывают информацию, не сообщает об опасности. Мы донесли эту информацию до президента, а сможет ли она воплотиться в рекомендации, улучшение отчетности или изменение системы - время покажет. После каждой такой проблемы следуют поручения президента. От встреч с президентом никто, насколько я понимаю, не ожидает молниеносного решения проблем, он же не волшебник. В первую очередь, это информирование президента о проблемах и ожидание его поручения чиновникам, чтобы это все было рассмотрено и перешло на конкретную плоскость.

Основной инструмент президента - давать поручения чиновникам и обязывать их эти поручения выполнять. Здесь, конечно, много трудностей. После прошлого заседания в сентябре был разработан законопроект об общественном контроле, который давал гражданам и общественным организациям возможность наблюдать за работой публичных органов власти. Однако после прохождения через администрацию президента, через другие ведомства он был полностью выхолощен и сейчас среди субъектов этого контроля остались только общественные советы и Общественная палата., то есть граждан и НКО от этого отстранили. С одной стороны, закон принят и в нем даже есть хорошие положения об ответственности чиновников, а с другой - он принят в довольно ущербном виде. Президент поручит, а вот, как это поручение выполнят чиновники и выполнят ли вообще, неизвестно.

Что касается смысла встреч СПЧ с президентом, то большинство правозащитников любят вспоминать сказку о лягушке, которая барахтается в сметане — когда совершенно непонятно, какое движение лапки станет решающим и когда сметана, наконец, станет маслом. Конечно, мы делаем, что можем, а получается ли у нас — это уже второстепенный момент. Если ничего не делать, то вряд ли вообще что-то получится. Тот формат встреч президентам с правозащитниками, какой существует сейчас, на мой взгляд, не очень удобен. В очень редких случаях удается организовать диалог, высказать свое мнение в ответ на слова президента, так как формат встречи этого не допускает. Такой формат помогает озвучить огромное количество проблем, но не углубиться в каждую из них более досконально».

 
Анита Соболева

«Мои ожидания от этой встречи оправдались, потому что я знала, чего от нее ожидать. Мероприятие выполнило именно ту роль, которою и должно выполнять: мы встретились с президентом, донесли до него, все что хотели, - рассказала  "Полит.ру" председатель постоянной комиссии по социальным правам СПЧ Анита Соболева. - Площадка для переговоров нужна в любом случае — у нас ведь не так много возможностей напрямую говорить с президентом. Сейчас для нас любая площадка — это благо. На сегодняшний день общение государства с гражданским обществом скорее представляет собой одностороннее общение. Государство принимает какие-то решения, а мы обязаны их выполнять. При этом дискуссии ни по законопроектам, ни по каким-то концепциям развития, затрагивающим наши интересы как членов общества, не проводится. Поэтому такие встречи нужно максимально использовать. Как правило, если президенту поступает конкретное предложение, то она скорее всего будет выполнено. Например, предложил Бобров давайте снизим коммунальные расходы тем, кто принимает беженцев — здесь понятен механизм и понятна просьба. Тем конкретнее просьба, тем больше шансов, что она будет услышана».  

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.