28 марта 2024, четверг, 15:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 октября 2014, 15:02

Россия на пороге бензинового кризиса

Все последние месяцы Россия была на грани бензинового кризиса. В Сибири он практически начался - там на некоторое время прекращали работу независимые автозаправочные станции. В европейской части страны пока что обходится простым подорожанием топлива.

Если в этом году бензиновый кризис чуть было не разразился отчасти из-за естественных причин (производство топлива сильно сократилось из-за ремонтов на нефтеперерабатывающих заводов и аварии на Ачинском НПЗ), то в наступающем году, как выяснил "Коммерсантъ",  бензин может оказаться в дефиците из-за вполне рукотворных причин.

Пока что гражданам России беспокоиться не о чем: на наступившей неделе по плану заканчивается ремонт на Ангарском НПЗ в Иркутской области и Мозырском НПЗ на юге Белоруссии, а также постепенно снижается спрос на бензин, в том числе вследствие завершения сельскохозяйственных работ.

Однако несколько последних месяцев страна стояла на пороге дефицита бензина. Практически во всех регионах Сибири АЗС почувствовали нехватку топлива, а в Бурятии, Иркутской и Новосибирской областях некоторые АЗС вынуждены были даже приостановить свою работу. Проблемы, главным образом, испытали независимые АЗС, нефтяные компании старались снабжать свои собственные сети в первую очередь.

Причина нехватки бензина вполне прозаична: в регионе резко сократилось производство топлива. В июне произошла авария на Ачинском НПЗ, в результате чего он до сих пор не выпускает высокооктановый бензин на продажу. В сентябре почти одновременно начались плановые ремонтные работы на двух других НПЗ, в Омске и Ангарске. В результате выпуск Омского НПЗ, второго по величине в стране, снизился на пятую часть, а отгрузка с Ангарского НПЗ упала в несколько раз.

Причем уже в конце сентября "Газпром нефть", которой принадлежит Омский НПЗ, была вынуждена часть его продукции перебрасывать в центральные регионы России, так как ремонт начался на Московском НПЗ.

Изначально предполагалось, что дефицит бензина должен был покрываться накопленными запасами нефтекомпаний, однако оказалось, что их хватает только для бесперебойный работы собственных заправок, в результате независимые АЗС стали работать с перебоями.

Власти в лице губернаторов и Федеральной антимонопольной службы обеспокоились ситуацией и потребовали от нефтяников снабжать все бензозаправки одинаково. Те, конечно, утверждали, что выполняют все поданные в срок и по всей форме заявки, однако приостановка работы некоторых АЗС говорила об обратном.

 
Евгений Аркуша

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша уверен, что нефтяники использовали трудности для борьбы за клиента, об этом он рассказал "Коммерсанту". В Минэнерго уверены, что, наоборот, во всех проблемах виноваты именно владельцы АЗС, которые хотели получить дешевый бензин в условиях высоких оптовых цен.

В результате сложившегося конфликта в Сибири запасы бензина на большинстве АЗС не превышали одного-двух дней, поставки топлива осуществлялись практически в ручном режиме. В результате давления ФАС "Газпром нефть" была вынуждена даже приостановить на некоторое время работу сети своих заправок в Новосибирской области на несколько дней - весь бензин поставлялся другим компаниям.

Впрочем, даже теперь, когда нефтеперерабатывающие мощности в Сибири вновь вводятся в строй, ситуация с топливом далека от идеальной.

Именно из-за недостатка бензина в России так важен ремонт Мозырского НПЗ - одного из двух предприятий нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии. После аварии на Ачинском НПЗ резко вырос импорт бензина из Белоруссии, было ввезено на 870 тысяч тонн бензина больше, чем за аналогичный период прошлого года, это при том, что в России в год производится примерно 37 млн тонн высокооктанового бензина.

Между тем ежегодно спрос на бензин в России увеличивается не менее чем на 3% в год, в этом году с учетом присоединения Крыма рост будет еще выше. По плану Министерства энергетики в 2014 году производство бензина должно вырасти на 1,6%, однако с учетом аварии на Ачинском НПЗ и других не таких крупных неполадок, в 2014 году российские НПЗ производят даже меньше бензина, чем в 2013.

Таким образом даже без учета аварии на Ачинском НПЗ Россия должна была для удовлетворения своих нужд импортировать бензин из соседних стран, главным образом из Белоруссии.  В результате дисбаланса спроса и предложения вполне логично пошли вверх цены на бензин. Летом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) индексы стоимости бензинов достигли рекордных значений.

Также увеличились и средние отпускные цены. С начала года на выходе с завода АИ-92, самая популярная в стране марка топлива, подорожала на 29,4%, цена АИ-95 выросла на 25,4%. Даже с учетом сезонности рост цен достиг по крайней мере 15%. При этом стоимость бензина на автозаправках государство старается сдерживать в пределах официально заявленного уровня инфляции. Цены на заправках увеличились на 9,7% и 7,5% соответственно (2,9 и 2,5 рубля за литр). Свой вклад внесло и государство: в этом году акцизы на бензин были повышены еще на 3,2%.

С учетом того, что все проблемы произошли из-за аварии на Ачинском НПЗ, в результате которой рынок недополучил чуть менее 500 тысяч тонн высокооктанового бензина, или 3% от производства в стране, можно сказать, что рынок бензина в России очень чувствителен к любым изменениям.

Это обязательно стоит иметь в виду в 2015 году, правительство собирается именно в этот год прекратить производство в России бензина стандарта "Евро-3", который сейчас составляет около 17% от плана производства. Даже если самые оптимистичные прогнозы нефтекомпаний претворятся в жизнь, но выпуск бензина "Евро-3" все же будет запрещен, в России в 2015 году будет вновь зафиксирован спад производства бензина.

Нельзя исключать того, что соглашение о модернизации НПЗ между нефтяниками и правительством будет вновь пересмотрено в сторону увеличения сроков - так уже дважды происходило с момента его заключения в середине 2011 года.

 
Сергей Шаталов

Плюс ко всему, в 2015-2017 гг правительство проводит налоговый маневр, суть которого заключается в переносе налоговой нагрузки с экспортеров нефти на производителей. В целом для всех очевидно, что маневр приведет к увеличению стоимости бензина на внутреннем рынке - но насколько вырастут цены, предсказать пока никто не может. Так, например, заместитель министра финансов Сергей Шаталов считает, что в цена литра бензина будет ежегодно расти на 1,8 рубля только за счет маневра, не учитывая все другие факторы.

Впрочем, уже сейчас нефтяникам экспортировать бензин невыгодно - правительство ввело практически запретительные пошлины для "высокого сезона", то есть весны-осени, но и зимой экспорт растет не сильно. Это значит, что практически вся продукция отечественных НПЗ как шла, так и будет идти на внутренний рынок. Это, конечно, не означает, что подорожания не будет, но может успокоить хотя бы тем, что и заметного дефицита топлива не предвидится.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.