Власти Швеции заявили о продолжении разведывательной операции в прибрежных водах в связи с информацией об «иностранной подводной активности». Об этом 20 октября сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление контр-адмирала ВМС Швеции Андерса Гренстада.
«Шведские вооруженные силы располагают данными о иностранной подводной деятельности в архипелаге Стокгольма. Это второй по величине уровень по нашей шкале оценки, и это означает, что, конечно, операции продолжатся», — заявил Гренстад. Он пояснил, что к настоящему моменту в Минобороны страны получили свидетельства о соответствующей активности неопознанного объекта в трех разных местах архипелага.
В пятницу 17 октября ВМС Швеции начали поиски неопознанного подводного объекта в шведских территориальных водах — предположительно, аварийной российской подлодки, сообщает местное издание Svenska Dagbladet. По словам журналистов, служба радиоперехвата ВМС Швеции зарегистрировала сигнал на частоте, которую российские ВМС используют в чрезвычайных ситуациях. Отмечалось, что с пятницы военные проводят разведывательную операцию в районе Стокгольмского архипелага с применением приборов оптического наблюдения и судов с высокоточными датчиками.
В Министерстве обороны РФ, в свою очередь, заявили, что задачи российских подводных лодок и надводных кораблей выполняются в акваториях Мирового океана в соответствии с планом. «Никаких нештатных и, тем более, аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет», — заявил официальный представитель российского оборонного ведомства.
19 сентября официальный представитель ВС Швеции заявил на пресс-брифинге, что проводимая шведскими военными поисковая операция пока не подтвердила наличия поврежденной подлодки РФ в водах Стокгольмского архипелага. «Из доступной на сегодня информации Вооруженные силы не могут сделать те выводы, которые имеются в СМИ о поврежденной российской подлодке. У Вооруженных сил нет какой-либо информации о коммуникации в условиях ЧП или о том, что использовалась какая-либо частота на случай бедствия», — поясняется в материалах ведомства.
Как отмечает шведское издание SvD Nyheter, на той же конференции шведские военные опубликовали фотографию объекта, разыскиваемого в акватории Стокгольмского архипелага.
Датское издание Jyllands-posten отмечает, что власти Швеции также ведут расследование деятельности российского нефтяного танкера NS Concord, который был замечен в Стокгольском архипелаге. Другое датское издание The Local пояснило, что шведские СМИ подозревают танкер в доставке снабжения поврежденной российской подлодке.
Это уже не первый случай, когда вооруженные силы РФ подозреваются в нарушении целостности границ Швеции. 18 сентября два истребителя Су-24 ВВС РФ пролетели на малой высоте вблизи шведского острова Эланд в Балтийском море. Как сообщало местное издание Expressen, российские самолеты покинули воздушное пространство Швеции, когда на перехват были направлены шведские истребители JAS Gripen.
В начале октября МИД Финляндии также обвинило Россию в нарушении границы финских территориальных вод. Как сообщило агентство Reuters, исследовательское судно финского Института окружающей среды дважды столкнулось с агрессивным поведением кораблей российского военного флота вблизи территориальных вод Швеции — в августе и сентябре 2014 года. В итоге Минобороны Финляндии объявило о старте расследования инцидента.
Аварии на подводных лодках происходят как при исполнении заданий, так и в ремонтных доках. За последний год на трех российских атомных подводных лодках К-148 «Краснодар», К-150 «Томск», К-410 «Смоленск» произошли возгорания. Данные АПЛ во время пожара находились в доках ремонтных предприятий.
В августе 2013 года в порту индийского города Мумбаи взорвалась, загорелась и затонула дизельно-электрическая подлодка Sindhurakshak проекта 877, сконструированная и отремонтированная в РФ в апреле того же года. При крушении погибли 18 человек экипажа.
В 2008 году на российской АПЛ K-152 «Нерпа» несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения, в результате чего погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, а уже в 2010 году «Нерпа» была передана в аренду Индии по контракту о лизинге до 2020 года.