Бюджет. Совершенно секретно

Бюджетный комитет Государственной Думы в понедельник без особых вопросов одобрил правительственный проект федерального бюджета на 2015 год и плановый период до 2017 года. Возможности для общественного обсуждения документа также почти не осталось: около четверти всех расходов оказались засекречены.

Вообще традиция засекречивания государственных расходов в России достаточно сильна. Впервые бюджет был опубликован только при Александре II, но с этой практикой было покончено большевиками и впервые страна вернулась к публичному обсуждению бюджета в парламенте только в конце 1980-х годов.

Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС) и Института экономической политики имени Егора Гайдара констатировали, что в плане на 2017 год закрыта уже четверть расходов. В докладе, который есть в распоряжении "Коммерсанта", также указано, что оборонные расходы, которые в 2015 году вырастут на треть, секретны уже на две трети, в том числе впервые засекречены все госзакупки для армии.

Согласно правилам, все правительственные законопроекты публикуются для антикоррупционной экспертизы после того, как соответствующее ведомство закончит его написание. Проект федерального бюджета также был опубликован в начале сентября, когда Минфин отправил документ на утверждение кабинет министров.

Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара заключили, что бюджет на 2015-2017 годы - документ в целом непрозрачный, так как в нем очень заметно растут расходы на силовой блок, которые в основном и являются секретными.

Если почти 10 лет назад, в 2006 году, закрытыми статьями распределялось 11,8% бюджета или 1,94% ВВП, то в 2015 году 21% всех расходов закрыт от граждан, это 4,2% ВВП. Согласно плану на 2017 год, через два года закрытыми будут уже 24,6% расходов бюджета.

Что характерно, закрытыми постепенно становятся не только оборонные статьи бюджета. С 2011 года 0,1% расходов на культуру и кинематографию являются секретными, 7,8% расходов на дошкольное образование и 5,7% от всех отчислений на статью "периодические издания и печать".

В 2015 году впервые засекреченными оказались расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов - на секретные нужды уйдет 116 миллионов рублей. В бюджете не только не указана точная стоимость содержания военнослужащих, но и закрыты все расходы на закупку товаров, услуг и работ для оборонных нужд.

Число засекреченных статей постоянно растет. За две недели, которые прошли с момента публикации проекта бюджета для антикоррупционной экспертизы и внесением документа на рассмотрение парламента, засекреченные расходы выросли на 289 млрд рублей.

Специалисты РАНХиГС и Института Гайдара считают, что значительный рост расходов на армию (почти на 30%) связан с тем, что военные хотят "любой ценой" выполнить в 2015 году как можно больше пунктов действующей государственной программы закупки вооружений на 2011-2020 годы, так как уже в 2016 году вступит в силу новая программа.

Расходы на другие "силовые" разделы растут не так значительно, например на "национальную безопасность и правоохранительную деятельность" выделяется всего на 3,7% больше, чем в текущем году.

Слишком большое число засекреченных статей не позволило экспертам, например, оценить расходы на НИОКР в ближайшие три года - для анализа оказалось недостаточно информации.

Впрочем, проблемы бюджета на ближайшие три года, уверены в РАНХиГС и Институте Гайдара, кроются не только в резком росте оборонных расходов и их засекречивании. Так, например, в разделе "Общегосударственные расходы" по статье "другое" в 2014 году должно уйти 19,4% всех средств, а в 2017 году - уже 38,8%.

Эксперты также считают, что правительство специально занижает трансферты из бюджета в Пенсионный фонд, предполагая, что это связано с планами частичной отмены выплаты базовой пенсии работающим пенсионерам.

При все при этом сами бюджетные проектировки достаточно условны: в них фактически не учтены падение курса рубля относительно главных мировых валют и снижение цен на нефть, которые произошли в последние месяцы. Однако главная цель бюджета - выход на стабильный трехпроцентный рост экономики к 2018 году - по мнению экспертов РАНХиГС и Института Гайдара практически неосуществима. В реальности можно рассчитывать на рост от 1,5% до 2% ВВП, и это без учета вероятного усиления взаимных санкций и иных внешнеполитических рисков.

В этих условиях закрытие все новых статей бюджета - это принятие государством на себя все новых рисков, особенно с учетом того, что Минфин планирует значительные средства выделять в качестве трансферта регионам. У российского правительства нет опыта жизни в режиме жесткой экономии средств и выбора между региональным и военным лобби. Между тем все указывает на то, что доходы от продажи нефти хоть и не обнулятся, как это было в конце 1990-х, но и не будут больше приносить столько, сколько давали во второй половине 2000-х - начале 2010-х.

Итогом излишнего засекречивания военных расходов может стать их "неприкосновенность", так что в случае нехватки средств правительству придется урезать все другие, в том числе социальные расходы. Что, в конечном счете, не может не сказаться на благополучии россиян.