Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 17:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Драки и пощечины в византийском театре

Мозаика 3 века нашей эры с театральной сценой
Мозаика 3 века нашей эры с театральной сценой
Wikimedia Commons

Поздеантичный папирус VI века н.э., опубликованный в 2014 году, содержит сценарий театрального представления, в котором персонажи бьют друг друга. Британский филолог и папиролог Питер Парсонс представил исследование этого текста для семинара Архива постановок греческой и римской драмы. В одном томе с этим папирусом были также опубликованы другие отрывки, связанные с театральными и спортивными зрелищами, например, папирус с правилами соревнований по борьбе (II в. н.э.) и список песен исполнителя Эпагата, возможно, программа его концерта (II в. н.э.).

Папирус представляет собой страницу книги-кодекса, на которой с двух сторон написан сценарий театральной пьесы. Из текста можно восстановить действие сценки. Женщина приготовила еду, а другой персонаж ругается, что еда невкусная, и бьет ее за это: «Ты идешь на рынок, возвращаешься, говоришь мне: "У нас есть что-нибудь поесть?", я подаю тебе еду, ты пробуешь ее, ты говоришь мне: "... шлюха, почему ты так плохо сварила еду?" Ты бьешь меня два раза». Эта сцена повторяется в тексте несколько раз с различными вариациями.

Скорее всего, представление, записанное на папирусе, это комическая сценка в жанре мима, который был распространен в Римской империи. Мимы могли иметь мифологические или бытовые сюжеты, сопровождались музыкой, танцами, акробатическими трюками, фарсом,  непристойностями и ругательствами. В 2009 году вышла книга Р. Уэбб «Демоны и танцоры: представления в поздней античности» о пантомимах, мимах и других театральных жанрах, популярных в Восточной Римской империи в период II-VI вв. Мим считался низким жанром массовой культуры, поэтому его не ценили и, как следствие, не переписывали и не издавали в книгах, как другие произведения античной литературы. Плутарх (I-II в. н.э.) писал в «Застольных беседах» о мимах как о непристойных и вредных представлениях:

«Есть разновидности мимов, называемые одни "сюжетами", другие "шутками"; ни те ни другие, по-моему, для симпосия не подходят, "сюжеты" вследствие их длины и сложности, затрудняющей их постановку, а "шутки" так полны пустословия и скоморошества, что слушать их не позволят даже молодым рабам, подающим обувь, их господа, сколько-нибудь разборчивые. А ведь многие даже в присутствии своих жен и молодых сыновей любуются такими речами и действиями, которые приводят в смятение восприимчивые души хуже всякого пьянства».

В сценарии на папирусе расписаны роли и слова актеров, а также даются сценические указания, кто в какой момент должен появиться на сцене и что делать. Роли обозначены греческими буквами альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. В сценарии также встречаются собственные имена, возможно, персонажей пьесы: Невсрок (Ἄκαιρος), Размазня (Μαλακος), Неабба. Интересно, что текст сценария записан от первого лица: автор одновременно является режиссером представления, который дает указания другим актерам, и сам играет в пьесе одну из ролей.

Папирус дает новый материал для изучения театральной и зрелищной культуры поздней античности. Поскольку папирус был найден в Оксиринхе, крупном египетском городе, текст дает представление о том, какие развлечения существовали в провинциальных городских центрах Византийской империи в VI в. Сценарий мима подтверждает сведения о театральной культуре Византии, известные из других источников, например, из сочинений святых отцов церкви. Парсонс приводит в докладе параллельные места, которые иллюстрируют сходство с их описаниями аналогичных представлений.

Иоанн Златоуст (IV в.) много раз в своих проповедях призывает верующих отказаться от посещения театров и зрелищ, так как они вредны для христианской жизни. Одна из причин – драки и побои, которые можно увидеть в театре:

«И в самом деле, люди не могут дождаться дня, сгорая от нетерпения, и еще ночью захватывают места тьмы, чтобы непристойными зрелищами усладить взоры, или посмотреть на схватки борцов с дикими зверями. И сидя там, нередко зрители – люди выражают больше расположения к зверям, чем к подобным себе людям. Неужели тебе не жалко того несчастного, который из-за куска хлеба добровольно отдает себя на съедение зверям и в угоду ненасытимой страсти насыщает собой утробы зверей. Но у него желудок ненасытен, у тебя же ненасытны глаза. Иной выходит шутом, на позор себе самому производит ужимки, за деньги отдает свою голову на посмешище, стыдится, если его не бьют публично, и готовит щеки для ударов, для чего волосы сбривает бритвой, чтобы ни один волос не мешал получать побои».

Также в начале Толкования на Евангелие от Иоанна Иоанн Златоуст сопоставляет слушание Евангелия с посещением кулачных боев, театральных представлений, музыкальных концертов и публичных выступлений ораторов и предостерегает христиан от наслаждения этими зрелищами:

«Ты стоял здесь, слушая Иоанна и чрез него внимая учению Духа, и после этого идешь слушать блудных женщин, произносящих речи постыдные, а еще постыднейшие дела представляющих на зрелище, также изнеженных юношей, которые взаимно друг друга бьют и бьются. …  Всё там – смех, всё – стыд; там – ругательство, насмешки, выходки; всё – разврат, всё – пагуба».

Питер Парсонс обнаружил в тексте сценария слово из греческого языка византийской эпохи, так называемого среднегреческого, которое не употреблялось в классической древнегреческой литературе. Это слово κόσσος ‘удар’, ‘пощечина’, которое встречается в христианской святоотеческой литературе. Например, в «Житии преподобного Досифея» (VI в.) рассказывается, как авва Дорофей для смирения своего ученика Досифея попросил игумена монастыря бить Досифея каждый раз, когда тот задавал какой-нибудь вопрос о Священном Писании:

«...авва Дорофей предупредил игумена: - Если придет к тебе, отче, Досифей и станет спрашивать о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар.

Когда Досифей пришел к игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания, игумен начал наносить ему удары, говоря:

- Зачем ты не молчишь, если ничего не понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты больше заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием Писаний».

В папирусе с мимом слово “удар” написано сокращенно, что оставляет простор для различных интерпретаций этого слова.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.