«Нюрбургринг» — наш
Российский миллиардер Виктор Харитонин, основатель и совладелец «Фармстандарта», одной из крупнейших в стране фармацевтических компаний, приобрел автомобильную трассу «Нюрбургринг» в Германии, на которой, помимо прочего, проводятся проводятся гонки Формулы-1.
Знаменитая трасса, расположенная рядом с небольшим поселком Нюрбург в земле Рейнланд-Пфальц, была продана в марте за 77 миллионов евро. Покупателями выступили две компании: две трети акций должны были принадлежать Capricorn Nürburgring Besitz GmbH (CNBG), которая занимается поставкой комплектующих для гоночных автомобилей, треть акций доставалась фирме GetSpeed, которая также оказывает связанные с гонками услуги.

Первый транш в размере 5 миллионов евро был уплачен компаньонами вовремя, но уже со вторым начались проблемы. Глава CNBG Робертино Вильд в качестве обеспечения будущего платежа предлагал свою коллекцию произведений искусства, но выяснилась, что она уже была заложена, так что с деловой репутацией этого предпринимателя было покончено.
Сотрудники «Нюрбургринг» были даже готовы к новому аукциону по продаже их гоночной трассы, но спасение пришло, откуда не ждали, из России. Виктор Харитонин выкупил долю компании CNBG, так что вносить изменения в договор о купле-продаже гоночной трассы не придется — это очень хорошая новость для персонала трассы, который в случае иного развития ситуации, скорее всего, сократился бы.

Виктор Харитонин родился в 1972 году в казахстанском городе Петропавловске, закончил Новосибирский государственный университет. Харитонин является одним из основателей крупнейшей российской фармацевтической компании «Фармстандарт», ему прнадлежат 38% акций. «Фармстандарт» был создан на базе заводов, которые он совместно с Романом Абрамовичем и другими совладельцами «Сибнефти» выкупил у ICN Pharmaceuticals в 2003. В 2008 году Харитонин выкупил доли партнеров, журнал Forbes оценивал в 2014 году его состояние в миллиард долларов. В 2009 выкупил автомобили, для дальнейшей реализации. Ту же участь постигли мотоциклы и скутеры.
«Нюрбургринг» — действительно легендарная трасса. Она была построена в 1927 году на достаточно большом отдалении от крупных городов, Кельн находится в 70 км, Майнц — примерно в 100 км. Соответственно, автомобильная трасса благодаря постоянному наплыву туристов почти сразу стала «градообразующим предприятием» для Нюрбурга и окрестных поселков.
Первоначальная длинна трассы — более 22 километров — постепенно сократилась до нынешних 5148 метров, зато появилось множество опасных поворотов, которые так нравятся поклонникам автомобильных гонок.
Трасса также знаменита тем, что на ней погибли более двух десятков пилотов, она долго считалась самой опасной в мире. Частые аварии привели даже к бойкоту пилотов в 1970-м году, который был объявлен из-за гибели Пирса Кариджа, тогда трассу пришлось закрыть. Но небольшая реконструкция помогла не сильно, вдобавок очень неудачно стали располагаться трибуны: зрители большую часть гонки вообще не видели. Кардинально ситуация поменялась только в 1976 году, после аварии Ники Лауда, в которой он выжил лишь чудом, в итоге автодром лишился лицензии.
Требовалась постройка фактически абсолютно новой трассы на старом месте, но денег на это постоянно не хватало, стройка началась только в 1981 году.
Первая гонка на новой трассе прошла в 1984 году. На месте старой трассы появился совершенно новый трек GP-Strecke: короткий, безопасный, хорошо просматриваемый как зрителями, так и видеокамерами. Но вместо гран-при Германии было проведено гран-при Европы — конкуренция за проведение соревнований Формулы-1 усилилась.
Новой трассой пилоты были довольны, зато болельщики — не очень. Говорили о том, что «Северная петля», так «Нюрбургринг» называли за то, что осталась лишь небольшая часть от старой длинной трассы 1920-х годов, раньше обладала атмосферой непредсказуемости и духом борьбы. Некоторые даже считали, что новый трек незаслуженно носит знаменитое название. Ведь теперь, когда пилоты прекратили биться в страшных авариях, этот дух, конечно, исчез.

На трассе «Нюрбургринг» после второго открытия проходило множество гонок и даже рок-фестивали. Интерес к «Северной петле» вернулся во время феноменальной карьеры немецкого гонщика Михаэля Шумахера, это была его любимая трасса. Но соревнования Формулы-1 все равно теперь проводятся поочередно то на трассе «Хокенхаймринг», то на «Нюрбургринге».
В последние годы «Нюрбургринг» — стабильно убыточное предприятие. Не зря гонки Формулы-1 постепенно перекочевывают в развивающиеся страны, где их проведения финансируются правительствами. Гоночная трасса — очень сложная система, требующая постоянного ухода и огромного высококвалифицированного персонала. Далеко не всегда она может выйти хотя бы в ноль.
Именно убыточность «Нюрбургринга» вызывает вопросы о цели его приобретения Виктором Харитонином. С одной стороны, предприниматель может иметь в голове бизнес-план по преобразованию знаменитой трассы в нечто доходное. С другой стороны, это может быть имиджевая покупка — тут примером для Харитонина мог стать его давний партнер Роман Абрамович, который купил глубоко убыточный лондонский футбольный клуб «Челси», вероятнее всего, для зарабатывания очков в британском обществе.
Обсудите в соцсетях
