Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 января 2017, понедельник, 13:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

06 ноября 2014, 08:58

Технологические причины дефицита бензина

Бензин. Автозаправка
Бензин. Автозаправка
Фото: biznes.pl

Возникающие время от времени на российском топливном рынке «бензиновые кризисы» только на первый взгляд вызваны техническими или организационными трудностями – авариями или ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах, сезонными колебаниями спроса или нежеланием крупных производителей топлива продавать его независимым сетям бензоколонок. Как представляется, основной причиной этих микрокризисов является все-таки гораздо более серьезная вещь – нарастающее неравновесие между спросом на топливо и его предложением – и в первую очередь, на бензин.

Начнем с того, что на российском рынке бензинов присутствует, как минимум, четыре группы потребителей, спрос которых постоянно нарастал и нарастает. Первая группа – это владельцы легковых автотранспортных средств. Вторая группа – это гражданская авиация, а именно – самолеты и вертолеты, использующие поршневые двигатели. Третья группа – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин – ценнейшее сырье. И, в-четвертых, это внешние потребители, то есть потребители бензина, находящиеся в других странах.

Поскольку спрос на внутреннем рынке постоянно растет, а предложение, к сожалению, запаздывает, то в отношении последней группы потребителей российским правительством в свое время были приняты достаточно жесткие меры, чтобы отсечь ее от внутреннего рынка. Для этого в 2011 году была установлена фактически запретительная пошлина на экспорт бензина, которая свела его до минимума. Однако нашему бензиновому рынку это помогло не очень сильно.

Начнем с того, что потребителей бензинов – в первую очередь, автомобильных, - в России становится все больше и больше. Так, если в 2000 году общий парк легковых автомобилей (во владении физических и юридических лиц) составлял 20 млн. шт., то в 2013 году он уже равнялся 41 млн. штук, то есть вырос два раза. Соответственно, на душу населения в 2000 году приходилось 130,5 автомашин, а в 2013 году – уже 273 машины.

При этом количество потребителей другого топлива, которое могло бы быть альтернативой бензину – дизельного – росло, к сожалению, не так интенсивно. Парк грузовых автомобилей (включая пикапы и фургоны) вырос за тот же период только на 37%: с 4,4 млн. шт. до 6 млн. шт. А вот парк автобусов, которые как раз и могут заместить легковые авто, и снять избыток спроса на бензин, даже уменьшился – со 109 тыс. шт. до 70 тыс. шт.

Таким образом, возможность замещения спроса на бензин спросом на дизельное топливо в России пока не реализуется, хотя в европейских странах, кроме автобусов и грузовиков, на дизельном топливе работают и легковые автомобили, что несколько смягчает ситуацию на топливном рынке.

Вторая группа потребителей бензина (авиационного), находится сейчас в достаточно тяжелом состоянии, и поэтому сильной конкуренции автовладельцам не составляет. Однако в ближайшем будущем она может значительно нарастить обороты благодаря расширению местных линий и увеличению частоты полетов работающих на них поршневых самолетов и вертолетов. И тогда конкуренция за бензин станет еще сильнее.

И, наконец, третья группа внутренних потребителей – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин (только не автомобильный, а прямогонный) является сырьем, из которого производится масса полезных веществ и, в первую очередь, пластмассы. Тем не менее, нефтехимики тоже являются конкурентами автомобилистов, так как прямогонный бензин является основным компонентом автомобильного бензина. И чем больше прямогонного бензина отправится «на химию», тем меньше будет произведено автомобильного бензина.

Таким образом, эти три группы потребителей сильно (если не сказать, ожесточенно) конкурируют друг с другом за достаточно ограниченные ресурсы.

Однако постоянно возникающий дефицит бензина – явление, связанное не только с избытком спроса, но и с недостатком предложения. Корни этого дефицита находятся, если так можно выразиться, в самой глубине нефтепереработки. Дело в том, что сырая нефть состоит из разных фракций, которые выделяются из нее в ходе первичной обработки (ректификации) на НПЗ. И бензиновая фракция, которая нас больше всего интересует, после ректификации нефти составляет, в лучшем случае, 20% исходного сырья. Этого выхода продукта, разумеется, совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка, поэтому в переработку для получения бензина поступают т.н. нефтяные остатки, вроде газойля или мазута, удельный вес которых составляет 55% от исходного сырья. В результате достаточно сложных и дорогих процессов удается поднять долю бензина в общем товарном выпуске НПЗ до 50%.

Этого объема производства могло бы хватить для покрытия потребностей рынка. Однако надо отметить, что такая большая доля выхода бензинов имеет в место где угодно, но только не в странах СНГ (в том числе и в России), где НПЗ до сих пор работают по старой советской схеме, по которой больше половины выхода представляли собой тяжелые нефтяные остатки. Правда, сейчас эти НПЗ проводят масштабную реконструкцию с целью увеличения выхода бензинов и повышения их качества, но пока структура выпуска нефтепродуктов остается прежней.

Структура выпуска нефтепродуктов на российских НПЗ

Продукты выхода, в %% от сырой нефти, поступившей на переработку на НПЗ

2013 год

2010 год

Пропан и бутан сжиженные

5%

4%

Бензин прямогонный

5%

5%

Бензин автомобильный

14%

14%

Керосин авиационный

4%

4%

Дизельное топливо

26%

28%

Мазут топочный

28%

28%

Масла нефтяные смазочные

1%

1%

Нефтяной кокс

1%

1%

прочие

16%

14%

итого

100%

100%

 

Как хорошо видно из этой таблицы, структура выпуска на НПЗ несколько последних лет не меняется, и остается такой же архаичной, как и 10-15-20 лет тому назад. Можно надеяться, что после проведения реконструкции структура выпуска изменится в лучшую сторону. Но пока она не закончена, предложение бензина растет гораздо меньшими темпами, чем автомобильный парк, так как при существующих технологиях выпуск бензина можно увеличить только за счет увеличения добычи и поставок нефти. А здесь наши возможности далеко не беспредельны.

Таким образом, из-за технологической стагнации, дело упирается в увеличение поставок сырой нефти на НПЗ. Поскольку за аналогичный период, с 2000 года по 2013 год, они выросли на 60%, то выпуск автобензина смог возрасти только на 44% - с 27 млн. тонн до 39 млн. тонн, а с учетом производства газового бензина (6 млн.т. в год) – до 45 млн.т. Но парк автомобилей, повторяясь, вырос в два раза. Соответственно, если в 2000 году на каждую автомашину приходилось 135 кг (175 литров) топлива, то в 2013 году – только 110 кг (143 литра). В этом уменьшении обеспеченности автомобильным топливом и кроется разгадка периодически возникающих бензиновых кризисов.

Поэтому, пока не завершится реконструкция НПЗ, рассчитывать на прекращение кризисов в снабжении бензинов не приходится. Единственной возможностью их избежать является снижение общего километража поездок всех автовладельцев. Но ведь люди покупали себе машины не для того, чтобы они большую часть времени стояли за гаражными воротами.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13:39 Бывший премьер Италии призвал отметить санкции против РФ из-за высказываний Трампа
13:29 ПРО Москвы засекла десять пусков ракет за год
13:26 В Кремле не увидели выборов на повестке дня
13:16 Крымская епархия РПЦ попросила передать ей объекты «Херсонеса Таврического»
13:06 Акционеры «Мегафона» одобрили приобретение Mail.ru Group
12:51 Власти Москвы запретили митинг против побоев в семье
12:41 В Красноярске таксист отказался пропустить скорую
12:31 Шувалов предложил создать аналог шоу «Голос» для молодых предпринимателей
12:19 Дочь Клинтон высказалась в поддержку младшего сына Трампа
12:10 Близкие к заммэра компании оказались главными поставщиками лекарств в Москве
11:57 Новый вид наездника поможет в борьбе с вредителями сосен
11:48 В РПЦ назвали безвкусицей эмодзи с патриархом Кириллом
11:42 В России начнутся разработки летающего автомобиля
11:18 В «АиФ» назначен новый главред
11:17 Кабмин отказался поддержать штрафы для ВИЧ-инфицированных
11:01 Минкомсвязи предложило продавать SIM-карты через интернет
11:01 В Астане стартовали переговоры по Сирии
10:47 Российский бегун рассказал ARD о подготовке спортсменов отстраненным тренером
10:46 Незадолго до смерти «ледяной человек» Эци ел мясо горного козла
10:26 СК возбудил дело против россиян из-за участии в «Правом секторе»
10:17 Часть налогов компаний может зависнуть в банках из-за Минфина
10:10 Экс-сотрудник АП возглавит район Подмосковья
09:59 На Колыме бензин начали продавать по талонам
09:50 ЦБ отозвал лицензии у трех региональных банков
09:44 Мизулина выйдет из «Справедливой России»
09:33 Спецслужбы США провели расследование связей советника Трампа с Россией
09:33 Премьер Японии высказал недовольство из-за военного укрепления РФ на Курилах
09:25 Минобороны сравнило строительство своих объектов с послевоенным
09:16 В Совфеде отреагировали на слова кандидата в президенты Франции о санкциях
09:13 Samsung назвал аккумулятор причиной возгорания Galaxy Note 7
09:05 Мадонна назвала свое заявление о Трампе метафорой
00:00 Мемория. Борис Березовский
22.01 20:49 Австралия откажется от проверки паспортов в аэропортах
22.01 20:28 Россия заявила о непростом обсуждении Сирии в Астане
22.01 19:57 Ткачев встретился с главой немецкого минсельхоза
22.01 19:27 Сирийская оппозиция обвинила Иран и Дамаск во влиянии на РФ
22.01 18:59 Минтруд высказался за ограничение дорогих покупок за наличные
22.01 18:35 СМИ сообщили о способности РФ победить армию Великобритании за день
22.01 18:03 У певицы Пелагеи родился первенец
22.01 17:46 В Москве у МКАД экстренно сел вертолет
22.01 17:37 Трамп отреагировал на акции протеста против него
22.01 16:43 Представители властей Сирии прибыли в Астану
22.01 16:26 В Москве резко похолодает
22.01 15:57 Избран новый генсовет ЕР
22.01 15:26 Премьер Великобритании отказалась отвечать на вопрос о провальном испытании ракеты
22.01 15:04 Саакашвили обиделся на СМИ за его неудачное фото с инаугурации Трампа
22.01 14:36 Медведев переназначен лидером «Единой России»
22.01 14:14 Медведев призвал россиян не думать о преждевременной отмене санкций
22.01 13:34 СМИ рассказали о неудачном покушении на украинского депутата Геращенко
22.01 13:02 Источник сообщил о предложении ЕР переизбрать Медведева главой партии
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.