Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
28 июня 2017, среда, 17:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 ноября 2014, 08:58

Технологические причины дефицита бензина

Бензин. Автозаправка
Бензин. Автозаправка
Фото: biznes.pl

Возникающие время от времени на российском топливном рынке «бензиновые кризисы» только на первый взгляд вызваны техническими или организационными трудностями – авариями или ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах, сезонными колебаниями спроса или нежеланием крупных производителей топлива продавать его независимым сетям бензоколонок. Как представляется, основной причиной этих микрокризисов является все-таки гораздо более серьезная вещь – нарастающее неравновесие между спросом на топливо и его предложением – и в первую очередь, на бензин.

Начнем с того, что на российском рынке бензинов присутствует, как минимум, четыре группы потребителей, спрос которых постоянно нарастал и нарастает. Первая группа – это владельцы легковых автотранспортных средств. Вторая группа – это гражданская авиация, а именно – самолеты и вертолеты, использующие поршневые двигатели. Третья группа – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин – ценнейшее сырье. И, в-четвертых, это внешние потребители, то есть потребители бензина, находящиеся в других странах.

Поскольку спрос на внутреннем рынке постоянно растет, а предложение, к сожалению, запаздывает, то в отношении последней группы потребителей российским правительством в свое время были приняты достаточно жесткие меры, чтобы отсечь ее от внутреннего рынка. Для этого в 2011 году была установлена фактически запретительная пошлина на экспорт бензина, которая свела его до минимума. Однако нашему бензиновому рынку это помогло не очень сильно.

Начнем с того, что потребителей бензинов – в первую очередь, автомобильных, - в России становится все больше и больше. Так, если в 2000 году общий парк легковых автомобилей (во владении физических и юридических лиц) составлял 20 млн. шт., то в 2013 году он уже равнялся 41 млн. штук, то есть вырос два раза. Соответственно, на душу населения в 2000 году приходилось 130,5 автомашин, а в 2013 году – уже 273 машины.

При этом количество потребителей другого топлива, которое могло бы быть альтернативой бензину – дизельного – росло, к сожалению, не так интенсивно. Парк грузовых автомобилей (включая пикапы и фургоны) вырос за тот же период только на 37%: с 4,4 млн. шт. до 6 млн. шт. А вот парк автобусов, которые как раз и могут заместить легковые авто, и снять избыток спроса на бензин, даже уменьшился – со 109 тыс. шт. до 70 тыс. шт.

Таким образом, возможность замещения спроса на бензин спросом на дизельное топливо в России пока не реализуется, хотя в европейских странах, кроме автобусов и грузовиков, на дизельном топливе работают и легковые автомобили, что несколько смягчает ситуацию на топливном рынке.

Вторая группа потребителей бензина (авиационного), находится сейчас в достаточно тяжелом состоянии, и поэтому сильной конкуренции автовладельцам не составляет. Однако в ближайшем будущем она может значительно нарастить обороты благодаря расширению местных линий и увеличению частоты полетов работающих на них поршневых самолетов и вертолетов. И тогда конкуренция за бензин станет еще сильнее.

И, наконец, третья группа внутренних потребителей – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин (только не автомобильный, а прямогонный) является сырьем, из которого производится масса полезных веществ и, в первую очередь, пластмассы. Тем не менее, нефтехимики тоже являются конкурентами автомобилистов, так как прямогонный бензин является основным компонентом автомобильного бензина. И чем больше прямогонного бензина отправится «на химию», тем меньше будет произведено автомобильного бензина.

Таким образом, эти три группы потребителей сильно (если не сказать, ожесточенно) конкурируют друг с другом за достаточно ограниченные ресурсы.

Однако постоянно возникающий дефицит бензина – явление, связанное не только с избытком спроса, но и с недостатком предложения. Корни этого дефицита находятся, если так можно выразиться, в самой глубине нефтепереработки. Дело в том, что сырая нефть состоит из разных фракций, которые выделяются из нее в ходе первичной обработки (ректификации) на НПЗ. И бензиновая фракция, которая нас больше всего интересует, после ректификации нефти составляет, в лучшем случае, 20% исходного сырья. Этого выхода продукта, разумеется, совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка, поэтому в переработку для получения бензина поступают т.н. нефтяные остатки, вроде газойля или мазута, удельный вес которых составляет 55% от исходного сырья. В результате достаточно сложных и дорогих процессов удается поднять долю бензина в общем товарном выпуске НПЗ до 50%.

Этого объема производства могло бы хватить для покрытия потребностей рынка. Однако надо отметить, что такая большая доля выхода бензинов имеет в место где угодно, но только не в странах СНГ (в том числе и в России), где НПЗ до сих пор работают по старой советской схеме, по которой больше половины выхода представляли собой тяжелые нефтяные остатки. Правда, сейчас эти НПЗ проводят масштабную реконструкцию с целью увеличения выхода бензинов и повышения их качества, но пока структура выпуска нефтепродуктов остается прежней.

Структура выпуска нефтепродуктов на российских НПЗ

Продукты выхода, в %% от сырой нефти, поступившей на переработку на НПЗ

2013 год

2010 год

Пропан и бутан сжиженные

5%

4%

Бензин прямогонный

5%

5%

Бензин автомобильный

14%

14%

Керосин авиационный

4%

4%

Дизельное топливо

26%

28%

Мазут топочный

28%

28%

Масла нефтяные смазочные

1%

1%

Нефтяной кокс

1%

1%

прочие

16%

14%

итого

100%

100%

 

Как хорошо видно из этой таблицы, структура выпуска на НПЗ несколько последних лет не меняется, и остается такой же архаичной, как и 10-15-20 лет тому назад. Можно надеяться, что после проведения реконструкции структура выпуска изменится в лучшую сторону. Но пока она не закончена, предложение бензина растет гораздо меньшими темпами, чем автомобильный парк, так как при существующих технологиях выпуск бензина можно увеличить только за счет увеличения добычи и поставок нефти. А здесь наши возможности далеко не беспредельны.

Таким образом, из-за технологической стагнации, дело упирается в увеличение поставок сырой нефти на НПЗ. Поскольку за аналогичный период, с 2000 года по 2013 год, они выросли на 60%, то выпуск автобензина смог возрасти только на 44% - с 27 млн. тонн до 39 млн. тонн, а с учетом производства газового бензина (6 млн.т. в год) – до 45 млн.т. Но парк автомобилей, повторяясь, вырос в два раза. Соответственно, если в 2000 году на каждую автомашину приходилось 135 кг (175 литров) топлива, то в 2013 году – только 110 кг (143 литра). В этом уменьшении обеспеченности автомобильным топливом и кроется разгадка периодически возникающих бензиновых кризисов.

Поэтому, пока не завершится реконструкция НПЗ, рассчитывать на прекращение кризисов в снабжении бензинов не приходится. Единственной возможностью их избежать является снижение общего километража поездок всех автовладельцев. Но ведь люди покупали себе машины не для того, чтобы они большую часть времени стояли за гаражными воротами.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:03 Умер автор книг о медвежонке Паддингтоне
16:52 ФАС завела дело против российской «дочки» LG
16:39 Заксобрание Петербурга отменило референдум по Исаакию
16:22 Павел Дуров согласился зарегистрировать Telegram в России
16:20 Минобороны РФ объявило о планах построить два вертолетоносца и авианосец
15:56 Посетивший Сирию глава ПАСЕ исключен из фракции
15:47 Контрразведчики СБУ подорвались на мине в Донецкой области
15:27 Роскомнадзор сообщил о попытках интернет-пользователей зарегистрировать Telegram
14:59 Членов СПЧ отказались пускать в колонии из-за жалобы Путину на ФСИН
14:48 В Кремле прокомментировали скандал с доской Сталину и увольнение Резника
14:33 Совет Федерации одобрил закон о реновации жилья в Москве
14:17 Сенаторы задумались о способах блокировки в России иностранных СМИ
14:10 Реконструирован облик жителя средневекового Дублина
13:57 Кафедра ВШЭ отказалась сотрудничать с МГЮА из-за мемориальной доски Сталину
13:43 Совет ЕС продлил санкции в отношении России
13:40 «Почта России» выявила мошенничество на сотни миллионов рублей
13:10 Каждый седьмой россиянин оказался за чертой бедности
12:55 Минобороны опровергло пленение российского военного в Луганской области
12:51 В Думу внесен законопроект об отмене внутрироссийского роуминга
12:38 В Кремле решили ограничить конкуренцию на губернаторских выборах
12:16 Правительство не нашло конфликта интересов в назначениях сына Рогозина
12:15 Птицы используют сигаретные окурки для защиты гнезд от паразитов
11:58 Депутат предложил сажать неверных мужей под домашний арест
11:57 США начали расследование массовое заражение компьютерным вирусом Petya
11:34 Кехман ушел в декрет с поста директора Новосибирского оперного театра
11:24 Митрохина задержали у здания Совфеда после встречи с Матвиенко
11:14 На реставрацию Исаакиевского собора потратят 105 млн рублей музейных средств
11:04 Связанный с болезнью Паркинсона белок способен активировать иммунные клетки
10:59 Курилы посетила первая в истории бизнес-миссия из Японии
10:47 Порошенко объяснил коррупцию на Украине пережитками советского прошлого
10:31 В Совфеде предложили ввести звание почетного гражданина России
10:29 СМИ узнали о намерении «Газпрома» уйти с турецкого рынка
10:20 Каждый третий опрошенный ВЦИОМ верит в войну РФ с США или Украиной
09:57 На Украине заявили о взятом в плен под Луганском российском военном
09:37 США отказались предъявлять доказательства подготовки Асадом новой химатаки
09:28 Повстанцы с вертолета обстреляли Верховный суд Венесуэлы
09:12 Госдеп обвинил КНДР в создании трудовых лагерей в России и Китае
27.06 20:59 Число пользователей Facebook перевалило за 2 млрд человек
27.06 20:54 Участники группировки Тесака получили от 3 до 10 лет колонии
27.06 20:43 При сходе с рельсов поезда метро в Нью-Йорке пострадали более 30 человек
27.06 20:28 Путин заявил о праве россиян проводить протестные акции
27.06 20:19 Приговор Сергею Полонскому будет оглашен 12 июля
27.06 20:03 От членов диссертационного совета МГУ потребуют давать клятву
27.06 19:50 Руководство МГЮА отказалось «вступать в полемику» с Резником
27.06 19:48 Google оспорит штраф ЕС за нарушение антимонопольного законодательства
27.06 19:30 Националист Тесак получил 9 лет строгого режима за «Оккупай-Наркофиляй»
27.06 19:22 СМИ узнали о возможной покупке Forbes владельцем российской версии журнала Inc
27.06 19:13 Из-за вирусной атаки Чернобыльская АЭС перешла на ручной мониторинг радиации
27.06 19:06 В Госдуму внесли соглашение об Объединенной группировке войск России и Армении
27.06 18:54 Несколько российских банков пострадали от атаки вируса Petya
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.