Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 августа 2017, пятница, 19:33
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 ноября 2014, 08:58

Технологические причины дефицита бензина

Бензин. Автозаправка
Бензин. Автозаправка
Фото: biznes.pl

Возникающие время от времени на российском топливном рынке «бензиновые кризисы» только на первый взгляд вызваны техническими или организационными трудностями – авариями или ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах, сезонными колебаниями спроса или нежеланием крупных производителей топлива продавать его независимым сетям бензоколонок. Как представляется, основной причиной этих микрокризисов является все-таки гораздо более серьезная вещь – нарастающее неравновесие между спросом на топливо и его предложением – и в первую очередь, на бензин.

Начнем с того, что на российском рынке бензинов присутствует, как минимум, четыре группы потребителей, спрос которых постоянно нарастал и нарастает. Первая группа – это владельцы легковых автотранспортных средств. Вторая группа – это гражданская авиация, а именно – самолеты и вертолеты, использующие поршневые двигатели. Третья группа – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин – ценнейшее сырье. И, в-четвертых, это внешние потребители, то есть потребители бензина, находящиеся в других странах.

Поскольку спрос на внутреннем рынке постоянно растет, а предложение, к сожалению, запаздывает, то в отношении последней группы потребителей российским правительством в свое время были приняты достаточно жесткие меры, чтобы отсечь ее от внутреннего рынка. Для этого в 2011 году была установлена фактически запретительная пошлина на экспорт бензина, которая свела его до минимума. Однако нашему бензиновому рынку это помогло не очень сильно.

Начнем с того, что потребителей бензинов – в первую очередь, автомобильных, - в России становится все больше и больше. Так, если в 2000 году общий парк легковых автомобилей (во владении физических и юридических лиц) составлял 20 млн. шт., то в 2013 году он уже равнялся 41 млн. штук, то есть вырос два раза. Соответственно, на душу населения в 2000 году приходилось 130,5 автомашин, а в 2013 году – уже 273 машины.

При этом количество потребителей другого топлива, которое могло бы быть альтернативой бензину – дизельного – росло, к сожалению, не так интенсивно. Парк грузовых автомобилей (включая пикапы и фургоны) вырос за тот же период только на 37%: с 4,4 млн. шт. до 6 млн. шт. А вот парк автобусов, которые как раз и могут заместить легковые авто, и снять избыток спроса на бензин, даже уменьшился – со 109 тыс. шт. до 70 тыс. шт.

Таким образом, возможность замещения спроса на бензин спросом на дизельное топливо в России пока не реализуется, хотя в европейских странах, кроме автобусов и грузовиков, на дизельном топливе работают и легковые автомобили, что несколько смягчает ситуацию на топливном рынке.

Вторая группа потребителей бензина (авиационного), находится сейчас в достаточно тяжелом состоянии, и поэтому сильной конкуренции автовладельцам не составляет. Однако в ближайшем будущем она может значительно нарастить обороты благодаря расширению местных линий и увеличению частоты полетов работающих на них поршневых самолетов и вертолетов. И тогда конкуренция за бензин станет еще сильнее.

И, наконец, третья группа внутренних потребителей – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин (только не автомобильный, а прямогонный) является сырьем, из которого производится масса полезных веществ и, в первую очередь, пластмассы. Тем не менее, нефтехимики тоже являются конкурентами автомобилистов, так как прямогонный бензин является основным компонентом автомобильного бензина. И чем больше прямогонного бензина отправится «на химию», тем меньше будет произведено автомобильного бензина.

Таким образом, эти три группы потребителей сильно (если не сказать, ожесточенно) конкурируют друг с другом за достаточно ограниченные ресурсы.

Однако постоянно возникающий дефицит бензина – явление, связанное не только с избытком спроса, но и с недостатком предложения. Корни этого дефицита находятся, если так можно выразиться, в самой глубине нефтепереработки. Дело в том, что сырая нефть состоит из разных фракций, которые выделяются из нее в ходе первичной обработки (ректификации) на НПЗ. И бензиновая фракция, которая нас больше всего интересует, после ректификации нефти составляет, в лучшем случае, 20% исходного сырья. Этого выхода продукта, разумеется, совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка, поэтому в переработку для получения бензина поступают т.н. нефтяные остатки, вроде газойля или мазута, удельный вес которых составляет 55% от исходного сырья. В результате достаточно сложных и дорогих процессов удается поднять долю бензина в общем товарном выпуске НПЗ до 50%.

Этого объема производства могло бы хватить для покрытия потребностей рынка. Однако надо отметить, что такая большая доля выхода бензинов имеет в место где угодно, но только не в странах СНГ (в том числе и в России), где НПЗ до сих пор работают по старой советской схеме, по которой больше половины выхода представляли собой тяжелые нефтяные остатки. Правда, сейчас эти НПЗ проводят масштабную реконструкцию с целью увеличения выхода бензинов и повышения их качества, но пока структура выпуска нефтепродуктов остается прежней.

Структура выпуска нефтепродуктов на российских НПЗ

Продукты выхода, в %% от сырой нефти, поступившей на переработку на НПЗ

2013 год

2010 год

Пропан и бутан сжиженные

5%

4%

Бензин прямогонный

5%

5%

Бензин автомобильный

14%

14%

Керосин авиационный

4%

4%

Дизельное топливо

26%

28%

Мазут топочный

28%

28%

Масла нефтяные смазочные

1%

1%

Нефтяной кокс

1%

1%

прочие

16%

14%

итого

100%

100%

 

Как хорошо видно из этой таблицы, структура выпуска на НПЗ несколько последних лет не меняется, и остается такой же архаичной, как и 10-15-20 лет тому назад. Можно надеяться, что после проведения реконструкции структура выпуска изменится в лучшую сторону. Но пока она не закончена, предложение бензина растет гораздо меньшими темпами, чем автомобильный парк, так как при существующих технологиях выпуск бензина можно увеличить только за счет увеличения добычи и поставок нефти. А здесь наши возможности далеко не беспредельны.

Таким образом, из-за технологической стагнации, дело упирается в увеличение поставок сырой нефти на НПЗ. Поскольку за аналогичный период, с 2000 года по 2013 год, они выросли на 60%, то выпуск автобензина смог возрасти только на 44% - с 27 млн. тонн до 39 млн. тонн, а с учетом производства газового бензина (6 млн.т. в год) – до 45 млн.т. Но парк автомобилей, повторяясь, вырос в два раза. Соответственно, если в 2000 году на каждую автомашину приходилось 135 кг (175 литров) топлива, то в 2013 году – только 110 кг (143 литра). В этом уменьшении обеспеченности автомобильным топливом и кроется разгадка периодически возникающих бензиновых кризисов.

Поэтому, пока не завершится реконструкция НПЗ, рассчитывать на прекращение кризисов в снабжении бензинов не приходится. Единственной возможностью их избежать является снижение общего километража поездок всех автовладельцев. Но ведь люди покупали себе машины не для того, чтобы они большую часть времени стояли за гаражными воротами.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

19:11 «Медуза» сообщила о строительстве домов для реновации знакомыми вице-мэра Хуснуллина
18:37 Украина строит газопровод в обход ДНР
18:04 Навальный отправил каналу Life видео своего отдыха в Руане за 50 тысяч рублей
17:32 В финском городе Турку неизвестный напал с ножом на прохожих
17:26 Андрей Малахов проведет конкурс «Новая волна»
17:13 Источник сообщил о лечении певца Осина от алкогольной зависимости
17:10 Путин и Медведев прибыли с рабочей поездкой в Крым
17:03 Лимузин Ельцина выставлен на продажу
16:45 Власти Германии выступили против намерения Lufthansa получить Air Berlin
16:24 Disney хочет снять отдельный фильм про Оби-Вана Кеноби
16:08 Новый полимер помешает моллюскам прикрепляться к субстрату
16:00 Россиянину в Швеции грозит до 6 лет заключения за дачу взятки
15:19 «Мегафон» отказался от суда с ФАС
15:06 Задержан четвертый подозреваемый в терактах в Испании
14:37 Минобороны показало пуск ракеты «Калибр» в Баренцевом море
14:20 Китай ограничит «нерациональные» зарубежные инвестиции своих компаний
14:14 В янтаре нашли цветы возрастом 99 миллионов лет
13:49 СМИ сообщили о пропаже в Москве певца Евгения Осина
13:31 Большинство россиян отказались от идеи проведения шикарных свадеб
13:00 Мать пропавшего в Грозном певца Бакаева подала заявление в МВД Чечни
12:32 СМИ рассказали о работе ФСБ над международным стандартом блокчейна
12:30 Умер один из пострадавших при теракте в Камбрильсе
12:25 Бактерия заставляет умирающих мух увеличить выработку феромонов в 30 раз
11:58 Нацгвардейцы повредили руку кандидату в мундепы за парковку у мэрии Москвы
11:49 Источники на Первом канале опровергли закрытие популярных программ
11:26 СМИ сообщили о возможном подорожании импортных лекарств
11:25 СМИ сообщили о подготовке еще одного теракта в Испании
10:53 Жителей чеченского поселка могли избить в полиции после обращения к генпрокурору
10:42 Квачков пробудет в колонии на 1,5 года больше из-за видеообращения
10:20 Задержан третий подозреваемый в теракте в Барселоне
10:12 Мэр Сиэтла потребовал демонтировать памятник Ленину в городе
09:56 Предполагаемый исполнитель теракта в Барселоне заявил о краже у него документов
09:46 Экипаж «Фицджеральда» уволен после аварии и гибели моряков
09:40 Порошенко сменил своего постоянного представителя в Крыму
09:35 СМИ сообщили о появлении в России полимерных денег
09:20 Среди пострадавших при теракте в Барселоне оказалась россиянка
17.08 21:07 СМИ сообщили о задержании подозреваемых в теракте в Барселоне
17.08 21:03 Фургон для теракта в Барселоне арендовал мусульманин
17.08 20:50 Полиция нашла второй фургон террористов после атаки в Барселоне
17.08 20:49 Курс доллар упал ниже 59 рублей впервые с 21 июля
17.08 20:34 Рост инвестиций в России за полгода составил почти 5%
17.08 20:31 Появился снимок предполагаемого террориста из Барселоны
17.08 20:09 СМИ сообщили о гибели 13 человек во время теракта в Барселоне
17.08 19:57 Полиция ищет двух человек в связи с терактом в Барселоне
17.08 19:42 В СБУ рассказали о подготовке Москвой убийств «ярких» украинских политиков
17.08 19:17 Появились первые кадры с места теракта в Барселоне
17.08 19:14 Полиция назвала терактом наезд фургона на людей в Барселоне
17.08 19:06 Самолет с отказавшими тормозами врезался в ограждение во Внуково
17.08 19:01 Вооруженные люди ворвались в ресторан в Барселоне
17.08 18:38 Средняя зарплата в России в июле выросла до 39 355 рублей
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.