В воскресенье 16 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре продолжился Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. В течение семи выходных можно будет услышать лекции представителей самых разных областей знания.
Организаторами цикла являются информационно-аналитический канал «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.
Вторую лекцию в этот день прочитал социолог Александр Филиппов.
Выступление Александра Фридриховича Филиппова было посвящено философии и социологии действия. Философия действия – давняя область философского знания, существующая со времен Аристотеля. Она известна также под названием, которое кажется странным для непосвященных, «практическая философия» (от греческого слова πράξις, означающего «действие»). Действия человека как предмет анализа от философии унаследовала и социология, которая возникла в начале XIX века, противопоставляя себя философии. Одновременно с позитивистской социологией Огюста Конта возникли и другие исследовательские проекты, которые стремились объяснять происходящие в обществе процессы. Среди них наиболее известны политическая экономия и социализм как способ исследования и совокупность воззрений на природу человека и прогресс.
Лектор познакомил слушателей с классификаций действий, созданной классиком социологии Максом Вебером. Она основана на степени рациональности поведения. Вебер выделял целерациональные действия (наиболее рациональные), ценностно-рациональные, которые основаны на вере в ценность самого действия вне зависимости от его результата, традиционные и аффективные. При дальнейшем развитии социологии А. Ф. Филиппов отметил ее склонность изучать действия человека, совершаемые им под действием внешних факторов, которых он может и не осознавать. Социология, в целом признавая рациональность человека, предпочитает рассматривать его как конформиста, воспроизводящего привычные стандарты, не замечая их. С одной стороны, это во многих отношениях очень полезно. Но из внимания социологии деятельности по этой причине выпадает значительная часть действий человека, поэтому в современных условиях социология, если не обратит внимания и на эту сферу, может проиграть конкурентную борьбу другим «проектам», занимающимся описанием процессов в социуме.
Очерк истории социологических идей А. Ф. Филиппов сопроводил и рассказами о некоторых событиях, происходивших в ходе развития науки. Например, известно, что два исследователя, которых по праву считают одними из создателей современной социологии: француз Эмиль Дюркгейм и немец Макс Вебер – никогда не ссылались на работы друг друга. В одном из трудов Дюркгейма есть ссылка на M. Weber, но относится она не к книгам немецкого социолога, к сочинению его жены, Марианны Вебер, опубликовавшей ряд книг по проблеме женщин.
Читатели могут ознакомиться со стенограммами двух лекций, прочитанных Александром Филипповым ранее в рамках публичных лекций «Полит.ру»: «Где живет политика?» и «Дискурсы о государстве».