Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 апреля 2018, вторник, 12:01
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 ноября 2014, 11:00

Нефтяные сборы

Нефть
Нефть

Решение о так называемом «налоговом маневре» в нефтяной отрасли России было принято на уровне Государственной Думы. Совет Федерации может рассмотреть документ в среду. Обсуждение вопроса велось достаточно давно и непросто – слишком много интересов задевает реформа сложившейся системы налогообложения важнейшей отрасли российской экономики. Чем же была вызвана необходимость этого «маневра», и как он затрагивает интересы предприятий отрасли?

В настоящий момент российская нефтяная промышленность облагается двумя группами налогов – специфическими и общими. Специфические – это налоги, которые устанавливаются на нефть как на уникальный продукт, от объемов добычи которого зависит практически вся российская экономика, в том числе и государственный бюджет, и который обладает очень высокой стоимостью на внешнем рынке (гораздо более высокой, чем себестоимость ее внутренней добычи, очистки и транспортировки).

Общими налогами нефтяная промышленность облагается на тех же основаниях, как и любая другая отрасль добывающей и обрабатывающей промышленности в России, и поэтому платит их стандартный набор – на прибыль, подоходный, на имущество, и производит социальные страховые взносы за своих работников.

Поскольку нефтяная промышленность, наряду с газовой, является донором по отношению ко всей остальной российской экономике, то ее специфическое налогообложение, в отличие от общего, решает не только фискальную задачу исполнения бюджета, но и несколько дополнительных задач. Во-первых, это выравнивания условий добычи нефти на месторождениях разного качества путем изъятия природной ренты. Во-вторых, это изъятие ренты, которая устанавливается в масштабе мировой экономики как разница между внешними и внутренними ценами на нефть. В-третьих, это регулирование структуры выпуска нефтепродуктов на НПЗ. В-четвертых, это регулирование цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В-пятых, это финансирование развития сети автомобильных дорог и – косвенно – поддержание и увеличение спроса на нефтепродукты. И, в-шестых, это инструмент управления межбюджетными отношениями между странами-членами Таможенного союза.

Разумеется, поступления от специфических налогов, выполняющих эти задачи, направляются в доход государства как собственника всех природных ресурсов, находящихся на территории России.

Для решения каждой из вышеприведенных задач используется свой налог. Так, для выравнивания условий добычи используется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его базовая ставка устанавливается в абсолютном выражении на единицу (тонну) подготовленной нефти и корректируется на финансовый показатель – цену сырой нефти на мировом рынке с учетом изменения курса рубля к доллару, а также на производственный показатель – степень исчерпанности данного месторождения и величину его запасов. В 2013 году базовая ставка составляла 470 руб./тонна, а с учетом корректировок, которые производятся каждый месяц, общая ставка налога, например, в 2013 году колебалась в интервале между 4854 руб./тонна в апреле и 5742 руб./тонна в августе. В 2014 году базовая ставка составляет 493 руб./т., а после корректировок – в интервале между 6277 руб./т. в марте и 5768 в сентябре.

Кроме того, существуют разного рода скидки со ставок этого налога, которые позволяют нефтедобывающим предприятиям продолжить эксплуатацию старых, почти полностью исчерпанных месторождений или, наоборот, начать эксплуатацию новых месторождений в труднодоступных регионах страны.

Формально этот налог поступает в «общий котел» и используется для финансирования любых расходов государственного бюджета. Тем не менее, его можно использовать и целевым образом – для финансирования геологоразведочных работ. Тогда будет соблюдаться принцип, по которому плательщики этого налога получают в обмен на него новые месторождения и могут продолжать хозяйственную деятельность.

Экспортные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты выполняют сразу несколько задач. Так, с их помощью в доход государственного бюджета поступает разница между ценами мирового и внутреннего рынка. Кроме того, ставки экспортных пошлин на нефтепродукты регулируют предложение топлива на внутреннем рынке. И, наконец, изменяя ставки пошлин на сырую нефть, государство увеличивает/уменьшает загрузку НПЗ, а устанавливая дифференцированные ставки пошлин по видам топлива (светлые нефтепродукты/темные нефтепродукты) государство стимулирует или дестимулирует их экспорт и – косвенно – структуру выпуска продукции на НПЗ.

В настоящее время экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты устанавливаются по формуле «60-66-90». Цифра «60» означает ставку пошлины на нефть, которая рассчитывается как 60% от разницы между текущей ценой нефти на мировом рынке и пороговой цены в $182,5. Соответственно, по ставке 66% от пошлины на нефть облагаются все нефтепродукты, кроме бензина; а по ставке 90% от пошлины на нефть облагается бензин.

Эта формула после долгих споров была принята в конце 2011 года, от нее ждали, в первую очередь, облагораживания структуры выпуска нефтепродуктов - то есть уменьшения доли выпуска темных продуктов и увеличения доли светлых. Предыдущая система экспортных пошлин, где ставки на темные нефтепродукты были ниже, чем на светлые, стимулирует, как тогда считалось, производство и экспорт темных (мазут и газойль), а не светлых (бензин и керосин) нефтепродуктов, что существенно снижает эффективность работы российских НПЗ. Поэтому от прежней системы обложения решили отказаться, однако и новая система («60-66-90»), если судить по дискуссиям о «налоговом маневре», надежд не оправдала.

И это не удивительно, потому что ставка обложения бензина в размере 90% от ставки пошлины на сырую нефть, является фактически запретительной и уничтожает все стимулы для увеличения его экспорта. Однако государство было вынуждено пойти на эту меру, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка, на котором уже давно существует дефицит бензина. Но при этом ему, само собой, пришлось отказаться от идеи стимулировать экспорт светлых нефтепродуктов.

Еще одна задача, которую должен решить налоговый маневр – строительство новых и реконструкция старых автодорог, поскольку автомобильный парк в России постоянно растет. Так, в далеком 1990-м году на 1000 граждан России приходилось 58,5 автомашины, в 2000-м году – уже 130,5 автомашин, в 2011 году – 242 машины, а на начало 2014 года в абсолютном объеме парк составлял 37 млн. шт.

Основной источник финансирования развития дорожной сети – это акцизы на нефтепродукты, так как при их использовании четко соблюдается принцип – «кто пользуется, тот и платит». Поскольку автодорогами пользуются только автовладельцы, то логично, что они и финансируют их развитие, уплачивая акциз при каждой покупке топлива для своей машины.

При этом, чем выше средняя ставка акцизов, тем больше поступления в дорожные фонды, из которых финансируются дороги. Но, с другой стороны, чем выше ставки, тем меньше спрос на бензин и дизельное топливо, и тем меньше машин выезжает каждый день на эти дороги, снижая нагрузку и уменьшая потребность в их ремонте и новом строительстве. То есть в данном случае ставка акциза одновременно регулирует спрос и предложение и на транспортные услуги, и на автомобильное топливо.

Правительство, балансирующее между необходимостью наполнять дорожные фонды и, в тоже время, удерживать цены на автомобильное топливо от резкого роста и заодно – улучшить структуру его выпуска, устанавливает следующие ставки акцизов на автомобильное топливо (вторая половина 2013 года):

рублей за тонну

3 класс

4 класс

5 класс

годы

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Автомобильный бензин

9750

10725

8560

9916

5143

6450

Дизельное топливо

5860

6446

5100

5427

4500

4767

 

Наконец, существование Таможенного союза, в границах которого товары в итоге должны передвигаться вроде бы беспошлинно, требует достаточно тонких налоговых решений, особенно в отношении обложения нефти и нефтепродуктов. И вот здесь ситуация становится гораздо более запутанной.

Так, если в отношениях с Казахстаном больших сложностей нет – он полностью покрывает потребность в сырье своих НПЗ собственной добычей нефти, а их продукцией - потребность внутреннего рынка в нефтепродуктах, то вот в отношении Белоруссии (где есть НПЗ, но нет своей нефти) и в отношении Армении (где нет ни нефти, ни НПЗ), проблем возникает предостаточно.

Белоруссия хотела бы получать сырую нефть для загрузки двух своих НПЗ по внутренним российским ценам и без уплаты таможенных пошлин. Однако российский бюджет пока не может делать таких щедрых подарков даже союзникам, поэтому в отношениях стран-членов Союза пошлины все-таки используются - ими облагаются или сырая нефть, или нефтепродукты, поступающие в третьи страны. Соответственно, эти пошлины вносятся белорусской стороной в российский бюджет. Кроме того, белорусские НПЗ обязаны поставлять часть своей продукции в Россию для покрытия временного дефицита топлива.

Для бюджета Армении пошлины на ввозимые нефтепродукты являются одной из важнейших доходных статей, поэтому терять их совершенно не хочется. Но вступление в Таможенный союз как раз для того и происходит, чтобы торговля между странами-членами была беспошлинной и, таким образом, достижение дальней цели – создание общего рынка, осложняется наличием ближней цели – необходимостью наполнения доходной части государственного бюджета Республики.

Уже из приведенного перечня задач, которые решает специфическое налогообложение нефтяной отрасли, хорошо видно, насколько оно запутано и как много требуется времени для согласования интересов всех заинтересованных сторон, если его потребуется изменить. Поэтому неудивительно, что обсуждение вопроса о налоговом маневре в нефтяной отрасли длится уже несколько лет.

Достаточно только указать на один момент, серьезно тормозящий внедрение новой налоговой схемы. Так, по одной из версий, пошлину на экспорт мазута хотели довести до 100% от нефтяной вместо действующей ставки в 66%. Была даже запланирована дата ее введения – 2015 год. При этом предполагалось, что такой рост пошлины вынудит переработчиков повысить долю светлых нефтепродуктов в общем объеме выпускаемой продукции, что поможет лучше насыщать внутренний рынок, а на внешнем рынке продавать больше дорогих продуктов. Но переработчики, как это часто бывает, не успели уложиться в срок и смонтировать установки, на которых мазут перегоняется в более ценные продукты. Поэтому введение новой, повышенной пошлины на мазут серьезно ударило бы по их финансам; и это соображение вынудило Правительство отложить повышение ставки экспортной пошлины. И, соответственно, осуществление «налогового маневра».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:56 В «Современнике» началось прощание с Ниной Дорошиной
11:45 Посол США в Москве заявил о желании Трампа контактировать с Путиным
11:29 ЦБ снизил объем приобретаемой валюты
11:24 Биржевой курс евро опускался ниже 75 рублей
11:21 В Египте нашли бюст императора Марка Аврелия
11:12 Российским судам могут запретить ходить по рекам Украины
11:01 Финляндия закроет программу безусловного дохода
10:51 В ЕР пообещали уголовное наказание поддерживающим санкции США россиянам
10:40 Четверть опрошенных россиян сочли важным сохранение доступа к Telegram
10:34 Президент Армении объяснил беспорядки в стране
10:17 Выдачей дорожных знаков «Инвалид» займется Минтруд
10:15 В Совфеде скорректировали закон об ответе на санкции США
09:53 Акции «Русала» резко пошли вверх после условий США по снятию санкций
09:49 СМИ назвали выпускников тренинга для будущих губернаторов
09:35 Стоимость барреля Brent превысила 75 долларов впервые с 2014 года
09:30 СМИ обвинили Пентагон во лжи о российской ПВО
09:20 Роскомнадзор решил расширить основания для блокировки из-за Telegram
09:12 Постпредство РФ при ОЗХО получило ответ Британии по делу Скрипаля
09:07 ГИБДД предложила изменить экзамен на права
08:48 СМИ узнали о плане Путина увеличить соцрасходы на 10 трлн рублей
08:31 В Солсбери начали зачистку остатков «Новичка»
08:15 G7 пригрозила России ужесточением санкций
07:56 При наезде на пешеходов в Торонто погибли десять человек
23.04 22:19 СМИ сообщают о пяти жертвах наезда в Торонто
23.04 21:53 Еврокомиссия проверит Apple на честную конкуренцию
23.04 21:42 Жертвами наезда минивэна в Торонто стали два человека
23.04 21:22 Лидер армянской оппозиции гарантировал назначение «премьера от народа»
23.04 20:59 В Торонто микроавтобус протаранил толпу прохожих
23.04 20:42 Бывший басист «Сектора Газа» умер в Воронеже
23.04 20:06 G7 решила создать спецгруппу для слежки за Россией
23.04 19:31 Президент Армении принял отставку правительства после ухода Саргсяна
23.04 18:56 Путин разрешил приставам блокировать сайты с «порочащими» данными
23.04 18:42 Экс-премьер Армении Карапетян назначен и.о. премьера
23.04 17:51 США вынуждают РФ работать над окололунной станцией по их стандартам
23.04 17:40 Римские войска в Британии не жалели краски на наглядную агитацию противника
23.04 17:22 Николас Кейдж решил завязать с игрой в кино
23.04 16:52 Вован и Лексус рассказали о разговоре с главой ОЗХО
23.04 16:17 Автостраховщики обвинили Роскомнадзор в непрофессионализме
23.04 15:54 Минфин США пообещал снять санкции с «Русала» без Дерипаски
23.04 15:23 Жена принца Уильяма родила сына
23.04 15:15 Премьер Армении Саргсян подал в отставку
23.04 15:00 Увеличенная селезенка помогает представителям народа баджо задерживать дыхание под водой
23.04 14:53 Роскомнадзор объяснил ограничение доступа к странице Google.ru
23.04 14:36 Медведев подписал план повышения энергоэффективности в России
23.04 14:19 Лидер протеста против Саргсяна вышел на свободу
23.04 14:04 Песков отказался комментировать передачу С-300 в дар Сирии
23.04 13:23 Участнику парижских терактов дали 20 лет тюрьмы в Бельгии
23.04 12:53 Кудрин отверг возможность скорого восстановления курса рубля
23.04 12:45 Генетики обещают победить вирусную болезнь свиней
23.04 12:40 Российские пользователи пожаловались на проблемы с работой YouTube
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.