Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
3 декабря 2016, суббота, 20:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

18 ноября 2014, 11:00

Нефтяные сборы

Нефть
Нефть

Решение о так называемом «налоговом маневре» в нефтяной отрасли России было принято на уровне Государственной Думы. Совет Федерации может рассмотреть документ в среду. Обсуждение вопроса велось достаточно давно и непросто – слишком много интересов задевает реформа сложившейся системы налогообложения важнейшей отрасли российской экономики. Чем же была вызвана необходимость этого «маневра», и как он затрагивает интересы предприятий отрасли?

В настоящий момент российская нефтяная промышленность облагается двумя группами налогов – специфическими и общими. Специфические – это налоги, которые устанавливаются на нефть как на уникальный продукт, от объемов добычи которого зависит практически вся российская экономика, в том числе и государственный бюджет, и который обладает очень высокой стоимостью на внешнем рынке (гораздо более высокой, чем себестоимость ее внутренней добычи, очистки и транспортировки).

Общими налогами нефтяная промышленность облагается на тех же основаниях, как и любая другая отрасль добывающей и обрабатывающей промышленности в России, и поэтому платит их стандартный набор – на прибыль, подоходный, на имущество, и производит социальные страховые взносы за своих работников.

Поскольку нефтяная промышленность, наряду с газовой, является донором по отношению ко всей остальной российской экономике, то ее специфическое налогообложение, в отличие от общего, решает не только фискальную задачу исполнения бюджета, но и несколько дополнительных задач. Во-первых, это выравнивания условий добычи нефти на месторождениях разного качества путем изъятия природной ренты. Во-вторых, это изъятие ренты, которая устанавливается в масштабе мировой экономики как разница между внешними и внутренними ценами на нефть. В-третьих, это регулирование структуры выпуска нефтепродуктов на НПЗ. В-четвертых, это регулирование цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В-пятых, это финансирование развития сети автомобильных дорог и – косвенно – поддержание и увеличение спроса на нефтепродукты. И, в-шестых, это инструмент управления межбюджетными отношениями между странами-членами Таможенного союза.

Разумеется, поступления от специфических налогов, выполняющих эти задачи, направляются в доход государства как собственника всех природных ресурсов, находящихся на территории России.

Для решения каждой из вышеприведенных задач используется свой налог. Так, для выравнивания условий добычи используется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его базовая ставка устанавливается в абсолютном выражении на единицу (тонну) подготовленной нефти и корректируется на финансовый показатель – цену сырой нефти на мировом рынке с учетом изменения курса рубля к доллару, а также на производственный показатель – степень исчерпанности данного месторождения и величину его запасов. В 2013 году базовая ставка составляла 470 руб./тонна, а с учетом корректировок, которые производятся каждый месяц, общая ставка налога, например, в 2013 году колебалась в интервале между 4854 руб./тонна в апреле и 5742 руб./тонна в августе. В 2014 году базовая ставка составляет 493 руб./т., а после корректировок – в интервале между 6277 руб./т. в марте и 5768 в сентябре.

Кроме того, существуют разного рода скидки со ставок этого налога, которые позволяют нефтедобывающим предприятиям продолжить эксплуатацию старых, почти полностью исчерпанных месторождений или, наоборот, начать эксплуатацию новых месторождений в труднодоступных регионах страны.

Формально этот налог поступает в «общий котел» и используется для финансирования любых расходов государственного бюджета. Тем не менее, его можно использовать и целевым образом – для финансирования геологоразведочных работ. Тогда будет соблюдаться принцип, по которому плательщики этого налога получают в обмен на него новые месторождения и могут продолжать хозяйственную деятельность.

Экспортные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты выполняют сразу несколько задач. Так, с их помощью в доход государственного бюджета поступает разница между ценами мирового и внутреннего рынка. Кроме того, ставки экспортных пошлин на нефтепродукты регулируют предложение топлива на внутреннем рынке. И, наконец, изменяя ставки пошлин на сырую нефть, государство увеличивает/уменьшает загрузку НПЗ, а устанавливая дифференцированные ставки пошлин по видам топлива (светлые нефтепродукты/темные нефтепродукты) государство стимулирует или дестимулирует их экспорт и – косвенно – структуру выпуска продукции на НПЗ.

В настоящее время экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты устанавливаются по формуле «60-66-90». Цифра «60» означает ставку пошлины на нефть, которая рассчитывается как 60% от разницы между текущей ценой нефти на мировом рынке и пороговой цены в $182,5. Соответственно, по ставке 66% от пошлины на нефть облагаются все нефтепродукты, кроме бензина; а по ставке 90% от пошлины на нефть облагается бензин.

Эта формула после долгих споров была принята в конце 2011 года, от нее ждали, в первую очередь, облагораживания структуры выпуска нефтепродуктов - то есть уменьшения доли выпуска темных продуктов и увеличения доли светлых. Предыдущая система экспортных пошлин, где ставки на темные нефтепродукты были ниже, чем на светлые, стимулирует, как тогда считалось, производство и экспорт темных (мазут и газойль), а не светлых (бензин и керосин) нефтепродуктов, что существенно снижает эффективность работы российских НПЗ. Поэтому от прежней системы обложения решили отказаться, однако и новая система («60-66-90»), если судить по дискуссиям о «налоговом маневре», надежд не оправдала.

И это не удивительно, потому что ставка обложения бензина в размере 90% от ставки пошлины на сырую нефть, является фактически запретительной и уничтожает все стимулы для увеличения его экспорта. Однако государство было вынуждено пойти на эту меру, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка, на котором уже давно существует дефицит бензина. Но при этом ему, само собой, пришлось отказаться от идеи стимулировать экспорт светлых нефтепродуктов.

Еще одна задача, которую должен решить налоговый маневр – строительство новых и реконструкция старых автодорог, поскольку автомобильный парк в России постоянно растет. Так, в далеком 1990-м году на 1000 граждан России приходилось 58,5 автомашины, в 2000-м году – уже 130,5 автомашин, в 2011 году – 242 машины, а на начало 2014 года в абсолютном объеме парк составлял 37 млн. шт.

Основной источник финансирования развития дорожной сети – это акцизы на нефтепродукты, так как при их использовании четко соблюдается принцип – «кто пользуется, тот и платит». Поскольку автодорогами пользуются только автовладельцы, то логично, что они и финансируют их развитие, уплачивая акциз при каждой покупке топлива для своей машины.

При этом, чем выше средняя ставка акцизов, тем больше поступления в дорожные фонды, из которых финансируются дороги. Но, с другой стороны, чем выше ставки, тем меньше спрос на бензин и дизельное топливо, и тем меньше машин выезжает каждый день на эти дороги, снижая нагрузку и уменьшая потребность в их ремонте и новом строительстве. То есть в данном случае ставка акциза одновременно регулирует спрос и предложение и на транспортные услуги, и на автомобильное топливо.

Правительство, балансирующее между необходимостью наполнять дорожные фонды и, в тоже время, удерживать цены на автомобильное топливо от резкого роста и заодно – улучшить структуру его выпуска, устанавливает следующие ставки акцизов на автомобильное топливо (вторая половина 2013 года):

рублей за тонну

3 класс

4 класс

5 класс

годы

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Автомобильный бензин

9750

10725

8560

9916

5143

6450

Дизельное топливо

5860

6446

5100

5427

4500

4767

 

Наконец, существование Таможенного союза, в границах которого товары в итоге должны передвигаться вроде бы беспошлинно, требует достаточно тонких налоговых решений, особенно в отношении обложения нефти и нефтепродуктов. И вот здесь ситуация становится гораздо более запутанной.

Так, если в отношениях с Казахстаном больших сложностей нет – он полностью покрывает потребность в сырье своих НПЗ собственной добычей нефти, а их продукцией - потребность внутреннего рынка в нефтепродуктах, то вот в отношении Белоруссии (где есть НПЗ, но нет своей нефти) и в отношении Армении (где нет ни нефти, ни НПЗ), проблем возникает предостаточно.

Белоруссия хотела бы получать сырую нефть для загрузки двух своих НПЗ по внутренним российским ценам и без уплаты таможенных пошлин. Однако российский бюджет пока не может делать таких щедрых подарков даже союзникам, поэтому в отношениях стран-членов Союза пошлины все-таки используются - ими облагаются или сырая нефть, или нефтепродукты, поступающие в третьи страны. Соответственно, эти пошлины вносятся белорусской стороной в российский бюджет. Кроме того, белорусские НПЗ обязаны поставлять часть своей продукции в Россию для покрытия временного дефицита топлива.

Для бюджета Армении пошлины на ввозимые нефтепродукты являются одной из важнейших доходных статей, поэтому терять их совершенно не хочется. Но вступление в Таможенный союз как раз для того и происходит, чтобы торговля между странами-членами была беспошлинной и, таким образом, достижение дальней цели – создание общего рынка, осложняется наличием ближней цели – необходимостью наполнения доходной части государственного бюджета Республики.

Уже из приведенного перечня задач, которые решает специфическое налогообложение нефтяной отрасли, хорошо видно, насколько оно запутано и как много требуется времени для согласования интересов всех заинтересованных сторон, если его потребуется изменить. Поэтому неудивительно, что обсуждение вопроса о налоговом маневре в нефтяной отрасли длится уже несколько лет.

Достаточно только указать на один момент, серьезно тормозящий внедрение новой налоговой схемы. Так, по одной из версий, пошлину на экспорт мазута хотели довести до 100% от нефтяной вместо действующей ставки в 66%. Была даже запланирована дата ее введения – 2015 год. При этом предполагалось, что такой рост пошлины вынудит переработчиков повысить долю светлых нефтепродуктов в общем объеме выпускаемой продукции, что поможет лучше насыщать внутренний рынок, а на внешнем рынке продавать больше дорогих продуктов. Но переработчики, как это часто бывает, не успели уложиться в срок и смонтировать установки, на которых мазут перегоняется в более ценные продукты. Поэтому введение новой, повышенной пошлины на мазут серьезно ударило бы по их финансам; и это соображение вынудило Правительство отложить повышение ставки экспортной пошлины. И, соответственно, осуществление «налогового маневра».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
02.12 21:04 Путин поблагодарил Вербицкую за исправление ошибок в произношении
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.