Город высокой ответственности

13-14 ноября в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» прошел III форум «Умный город будущего». Представители власти, малого, среднего бизнеса инновационных технологий и руководители фондов и венчурных компаний обсудили результаты и проблемы модернизации градостроительства, транспорта и ЖКХ в современных городах. «Полит.ру» публикует отчет с сессии «Город высоких технологий». 

Участники сессии обсуждали вопросы внедрения IT-технологий в современный город, а также их разработки и применения государством и бизнесом. Модератор сессии- заместитель директора IT-кластера Сколково Екатерина Гайка – сформулировала основную тему дискуссии: как сделать мегаполис безопасным и инновационным, решить проблему пробок.

Генеральный директор компании Синезис Никита Птицын рассказал, что с 2009 года администрация Москвы потратила миллиарды рублей на установку видеонаблюдения в городе, которое используется на доли процента. 99% записанной информации, по словам Птицына, удаляется из памяти компьютеров без обработки. «Эти записи не интересны, не структурированы, для них не предусмотрено удобных элементов поиска и анализа, информация с камер видеонаблюдения плохо интегрирована с информационной системой города, ее сложно использовать для совместной работы,- перечислял он. – Для этого мы разработали облачную аналитику Kipod cluster». Это кластерный сервер видеоаналитики, предлагающий интеллектуальное видеонаблюдение на уровне крупной компании или города. Система индексирует видеопоток по типу объекта или типу поведения. Пользоваться ее данными могут как все люди, так и ограниченное количество лиц с кодом доступа, например, администрация города, директор компании, службы эксплуатации или операторы диспетчерского центра.

Работа системы не зависит от качества видеопотока на камерах – она не требует никакой переустановки оборудования, только программного обеспечения. Созданная на базе Linux, Kipod cluster равномерно распределяет нагрузку между всеми серверами города. Отличие ее работы от других систем видеонаблюдения находится в ее детекторах видео – и аудиоаналитики.

Как объяснил Никита Птицын, для безопасности в системе используется быстрый поиск данных в архиве. При угоне и порче транспорта в базе уже сформированы фотоальбомы людей или машин, передвигавшихся рядом с местом события. Во время краж или драк на камерах сохраняются сцены, которые, как предполагает компьютер, зафиксировали антисоциальное поведение. Для управления процессами предприятий пользователям доступен видеоконтроль срока сдачи и качества работ, например, уборки или вывоза мусора, проведения организационных мероприятий. Система способна зафиксировать большое скопление людей, огонь или дым в помещении, и сразу подать сигнал ответственному лицу.

«Наблюдение становится событийно ориентировано, а не стихийно, - говорит директор Синезис. – Это повысит работу диспетчеров и поможет видеосистеме интегрироваться с современными технологиями».

Kipod cluster была протестирована в Астане, ее более перспективную версию планируют установить в Инновационном городе Сколково. Однако для распознавания лиц людей и номеров машин нужны специальные камеры, которые пока не предоставляются компании от городов.

Мэр города Череповец Юрий Кузин сказал, что ему данная система кажется интересной по части безопасности: с помощью нее можно было бы быстрее фиксировать ДТП или парковку в неразрешенном месте. «Мы опираемся на данные статистических наблюдений по транспорту, с такой системой мы сможем рациональнее использовать наши ресурсы, - сказал Кузин. - Мы могли бы переключать светофоры, наблюдать и оценивать качество муниципальных услуг, оптимизируя расходы. Тем более, что небольшие компании учитывают интересы городской власти, легко адаптируются к запросам».

Мэр Череповца рассказал о применяемой администрацией концепцией комплексного подхода в городе. В Череповце существует IT-муниципалитет- все муниципальные услуги переведены в электронный вид и, по утверждению мэра, активно используются населением разных возрастов. Запущены сервисные центры (электронный гражданин, система электронного документа и др.). Пользоваться ими обучают весной, осенью и зимой людей пенсионного и предпенсионного возраста. Существует программа для электронных устройств «Народный контроль», где в любом формате (текстовом, видео, аудио или фото) можно обратить внимание на проблему города и получить обратную связь. «Общество пользуется этими платформами и не задает лишних вопросов, а если и задает, то уже совершенно конкретные», - сказал Юрий Кузин.

Помимо этого, в городе развиваются зоны wi-fi, до 2016 года их должно стать 15. В сфере IT-образования создан единый портал библиотечной литературы, за счет которого, по информации мэра города, увеличилось количество новых подписчиков на электронные каталоги. В Череповце также существует общешкольная система учета успеваемости – электронного дневника.

В сфере IT-транспорт появились информационные табло о работе общественного транспорта и электронная система «Дорожный менеджер» для регуляции транспортных потоков и контроля нарушений ПДД, но пока без аналитики. «Все эти инициативы делаются в основном при помощи муниципальных ресурсов, но иногда присутствует и государственно-частное партнерство», - заключил Кузин.

Вслед за мэром города Череповца Юрием Кузиным слово взял технический директор компании «Вокорд» Алексей  Кадейшвили, рассказавший об инновационных разработках и технологиях компании в сфере обеспечения общественной и транспортной безопасности.

В своем докладе Алексей Кадейшвили отметил главные тенденции в развитии отрасли безопасности. Так, по его словам, основой безопасного и «умного» города будущего станут интеллектуальные автоматизированные системы видеонаблюдения, которые практически полностью заменят человеческий труд.

В частности, он отметил, что уже сегодня система контроля дорожного движения компании Вокорд, работающая более чем в 30 регионах России и зарубежье, способна в автоматическом режиме распознавать номера, сверять данные о проехавших машинах с базами данных розыска ГИБДД, фиксировать нарушения ПДД, собирать статистику дорожного движения и многое другое.

«Наша система контроля дорожного движения способствует значительному снижению аварийности и других несчастных случаев, имеющих место на российских дорогах», - рассказал Алексей Кадейшвили. «Довольно часто наше решение реализуется в рамках государственно-частного партнерства. В этом случае все оборудование приобретает частный инвестор, который предоставляет центру фиксации нарушений ПДД всю необходимую информацию. В результате предприниматель получает деньги за каждое нарушение, а аварийность на дорогах снижается. Кроме того, уходят и пробки», - заключил он.

Алексей Кадейшвили также отметил важную роль так называемых интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в обеспечении дорожной безопасности современного города. Решение компании Вокорд, разработанное в рамках ИТС, осуществляет сбор статистики дорожного движения, детектирует инциденты на дороге, в том числе аварии, пробки и наличие пешеходов на проезжей части. «Данная система уже зарекомендовала себя на платной дороге М1, где ей оборудован участок протяженностью 19 км», - отметил он.

Кроме этого, в рамках выступления Алексей Кадейшвили затронул тему разработки и внедрения инновационных технологий в охранной отрасли. Среди прочего, технический директор Вокорда рассказал об уникальной 3D-системе распознавания лиц, разработанной специалистами компании.  Одним из главных достоинств системы является ее способность работать в некооперативном режиме (системе не требуется «сотрудничество» человека для того, чтобы верно его распознать). Система в режиме реального времени строит 3D-модели объектов, и была разработана для распознавания лиц в местах массового пребывания людей, в первую очередь на стадионах и в аэропортах. Благодаря уникальной технологии, система распознает людей даже при сильном макияже, фанатской раскраске, а также устойчива к другим факторам (например, бороде или очкам). Предполагается, что в скором будущем система сможет анализировать и распознавать человеческие эмоции.

Заканчивая выступление, Алексей отметил: «Самый настоящий Большой Брат – это телефон – через него о вас можно узнать все, что угодно. Наши системы не собирают и не хранят постороннюю информацию, они изучают лица и сравнивают их с портретами пропавших людей или находящихся в розыске. Но все, конечно, зависит от ответственности приобретающего систему клиента».

Четвертым выступил руководитель направления стратегических проектов департамента по работе с государственными организациями Microsoft Александр Данилин. Он заявил, что нынешнее поколение переживает период бурного развития городов, более 50% населения планеты сконцентрировано в них. Каждому человеку также необходимо электричество в доме, и, по прогнозам, к 2030 году потребности в электроэнергии вырастут еще на 55%. «Нужно либо увеличивать производства, либо экономить. Я предлагаю экономить», - сказал Данилин. Он выделил пять мегатрендов в современных инновационных технологиях: первый - облачные технологии для неограниченных вычислительных ресурсов и ресурсов хранения; второй – тренд работы с большими массивами данных; третий - тренд мобильности, использования датчиков и гаджетов; четвертый - тренд социальных сетей, данных и вычислений, информирования; пятый - тренд интернет- вещей, датчиков на человеке и датчиков в городской инфраструктуре.

Поскольку общество испытывает необходимость жить в безопасном, комфортном городе с не загрязненной окружающей средой, был разработан стандарт ISO 18091 - самооценки городов и регионов. Microsoft разработал для него инструментарий самооценки. Система позволяет анализировать загруженность города, его инфраструктуры, оценить ее и предложить варианты для экономии средств и ресурсов.

Так, на автобусах в городе Хельсинки были установлены датчики для анализа их скорости, технического состояния, торможения и местоположения. С помощью системы выявляли, возникали ли в экстренных ситуациях проблемы у водителя или виной им был транспортный поток. Это помогло сэкономить 5% горючего и на 7% повысить удовольствие населения от использования автобусов.

Умный кампус Microsoft развивался в течение 30 лет и сейчас уже напоминает отдельный город: 200 га земли, 41 тысяча сотрудников,145 зданий, $60 млн за коммунальные платежи. При помощи стандарта и системы самооценки по территории кампуса было разбросано более 500 тысяч датчиков, которые сэкономили 6-10% денег и окупились за полтора года. «К сожалению, в России примеров использования данной системы пока нет, - сказал Данилин. – Хотя ее варианты экономии наверняка значительно бы разгрузили крупные города».