28 марта 2024, четверг, 15:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Коптский храм аль-Муаллака в зеркале египетской истории

Храм Богоматери «аль-Муаллака» в Каире
Храм Богоматери «аль-Муаллака» в Каире
Wikimedia Commons

Ранее мы сообщали о завершении реставрации коптской церкви Богородицы в старом Каире, известной под названием аль-Муаллака. Подробной истории этого храма на фоне истории коптской христианской церкви посвящен рассказ научного сотрудника Центра египтологических исследований РАН Елены Геннадьевны Толмачевой.

 
Елена Толмачева

В сознании большинства наших современников, как специалистов в области египетской истории и культуры, так и просто людей, интересующихся этой древнейшей цивилизацией, столица Египта - Каир ассоциируется, прежде всего, с культурой древнеегипетской - знаменитыми пирамидами в Гизе, всемирно известным Национальным музеем. На память многим приходят также и исламские памятники Каира: овеянная преданиями и легендами цитадель султана Салах ад-Дина, почитаемые средневековые мечети, величественная мечеть Мухаммада Али. Между тем, существует и совершенно иной Каир – Каир христианский, коптский, где древние традиции и история прихотливо переплелись с ритмами современного беспокойного столетия.

Вавилон на Ниле

Сердцем коптского Каира можно без преувеличения назвать крепость Вавилон, расположенную на восточном берегу Нила, на юге современной столицы Египта, в районе часто называемом Старым Каиром. Название этой римской крепости - «Вавилон», прежде всего, наводит на мысль об определенных параллелях со знаменитым Вавилоном Месопотамии, одной из величайших столиц древности, имя которой уже тысячелетия является нарицательным. Объяснений странного, на первый взгляд, названия несколько. Согласно одной из популярных гипотез, опирающейся на свидетельства античных (в частности, Страбона) и средневековых авторов, на этом месте некогда находилась древняя крепость, возможно, основанная выходцами из Вавилона на Евфрате. Римляне построили на ее месте новую, которая, после становления христианства в качестве официальной религии, стала центром христианского Египта. Пережив арабское завоевание и подвергнувшись значительной перестройке в Средние века, крепость Вавилон сохранилась и по сей день.

 
Крепость Вавилон. Фото: Сергей Иванов

Ряд авторов традиционно отождествляют «персидскую крепость» и римский Вавилон. Однако согласно иной трактовке, которая представляется нам более убедительной, Вавилон, упомянутый у Страбона и других античных авторов, находился несколько в ином месте. Даже если и так, сама версия существования персидской крепости, в окрестностях современного Каира, не представляется столь уж неправдоподобной. По мнению французского исследователя Ж. Йойота присутствие халдейского контингента в Египте после персидского завоевания, вавилонские культы и распространение арамейского языка находят широкое подтверждение в папирусах того времени.

Все вышесказанное вовсе не означает, что место, на котором в римское время была построена крепость Вавилон в Старом Каире, было не заселено в более ранний период. Археологи, ведущие работы в крепости, полагают, что там некогда находилось древнеегипетское поселение или храм. Точно не известно, какое именно древнеегипетское поселение или храм находились в этом месте. Чаще всего в литературе упоминаются два названия – Пер-Хапи (Pr-Hapi) и Хер-аха (Xr-axA). Древнеегипетское название одного из этих мест - Pr-Hapi («Дом Нила»), по мнению большинства египтологов, лежит у истоков общепринятого объяснения происхождения самого наименования крепости Вавилон. С древнейших времен Пер-Хапи был тесно связан с одной из культовых столиц Египта – Гелиополем (библейский Он, древнеегипетский Иуну), являясь, по всей вероятности, его южным портом, местом, где, согласно мифологическим представлениям древних египтян находился источник Нила Нижнего Египта. Таким образом, прослеживается следующая этимология: Pi(er)-Hapi-n-On («Дом Хапи в Оне») → P-Hapu-l-aon → Babylon (βαβυλων).

Начиная с глубокой древности место в апексе Дельты, где расположился современный Каир и его предместья, обладало огромным стратегическим и политическим значением. Именно здесь были основаны два города, которые играли огромную роль на протяжении всей древнеегипетской истории, являясь важнейшими политическими и религиозными центрами – Мемфис на юге и Гелиополь на севере. Географическое преимущество, расположение этих городов там, где дельта Нила разветвлялась на многочисленные рукава, связывающие долину с побережьем Средиземного моря и его островами, где сходились торговые пути, ведшие из Леванта и побережья Красного моря к оазисам и странам центральной Африки, всегда являлось определяющим фактором градостроительства в этом регионе. Закономерным было и основание менее крупных поселений, таких как Пер-Хапи и Хер-аха вблизи столичных центров, а также строительство многочисленных храмовых комплексов. Для греков же, говоривших на языке, сильно отличавшемся от египетского, смысл многих названий был неясен, что рождало в их сознании более близкие и знакомые аналогии. Благодаря такой смысловой и, возможно, фонетической ассоциации и появилось название Вавилон.

Первая римская крепость на этом месте была построена императором Траяном. Он же приказал восстановить древний канал, некогда соединявший Нил и Красное море. Именно при Траяне, по всей вероятности в связи со строительством крепости Вавилон, было изменено русло канала. Если раньше он начинался в восточной Дельте, то теперь было решено соединить недавно возведенную крепость с морем.

Свой современный вид Вавилон приобрел при императоре Диоклетиане (245 – 313 гг. н.э.), когда были построены все основные крепостные и фортификационные сооружения, в большинстве своем сохранившиеся и по сей день. Именно над южными воротами крепости Вавилон, между двумя подковообразными башнями, в эпоху раннего средневековья, по-видимому, еще до завоевания Египта арабами был возведен коптский храм Богоматери «аль-Муаллака» («подвешенная), о котором и пойдет речь в нашей статье.

Копты — египетские христиане

Храм Богоматери «аль-Муаллака», безусловно, принадлежит к числу наиболее почитаемых и древних коптских храмов. В его истории как в зеркале нашли отражение драматические страницы истории Коптской церкви, символом которой этот храм по праву является.

Напомним: коптская церковь относится к числу нехалкидонских церквей. Слово «копт» («кибт», араб.) является арабской транскрипцией греческого слова Αἰγύπτιος «египтянин» – так арабские завоеватели называли местное население, бывшее, преимущественно, к тому времени христианским. В современном Египте копты представляют религиозное меньшинство. В научной литературе специалисты приводят разные данные о количестве и процентном составе современного коптского населения в Египте. Называют цифры 3,3 млн (это – официальные данные по переписи 1986 года), 4 млн, 7–8 млн, 11 млн… Представители коптской диаспоры за рубежом говорят даже о 12–15%!

Географически копты распространены по всему Египту, хотя есть районы, где в процентном отношении по факту их проживает сравнительно больше. Достаточно многочисленна и зарубежная диаспора — около 2,5 млн коптов обитают в США, Канаде, Австралии, Франции и Германии.

В социально-экономическом отношении коптское население весьма неоднородно. Его состав вполне соотносится с общим социальным срезом египетского общества. Есть среди коптов и представители богатейших аристократических семей, таких, например, как клан Бутросидов, наиболее известный современный представитель которого – Бутрос Бутрос-Гали – занимал пост Генерального секретаря ООН (1992 – 1996 гг.).

Копты – одна из крупнейших христианских общин на Ближнем Востоке. Являясь гражданами египетского государства, они, безусловно, считают себя египтянами, однако главным фактором, определяющим коптскую идентичность, естественно, является религиозный.

В результате целенаправленной политики религиозной и культурной ассимиляции за средневековый период египетской истории количество христианского населения стремительно уменьшилось; коптский язык был полностью вытеснен арабским, частично сохраняясь только в богослужении. В это время копты были лишены права занимать многие государственные должности, платили специальную подушную подать (джизью) и носили особую отличительную одежду. В целом в исламском праве сложилось отношение к христианам как к зимми – «людям договора», т.е. немусульманам, которые получали покровительство и защиту исламского государства, освобождались от службы в армии в обмен на уплату налогов и ряд др. повинностей и ограничений. Основной сложностью ситуации коптского меньшинства был тот факт, что ислам всегда был в Египте государственной религией. Рядовые подданные-мусульмане не доверяли христианам, поскольку те отказывались принять столь очевидные для самих «правоверных» преимущества и духовные блага ислама. Именно с этим как раз и связана дискриминационная, по мнению коптов, политика государства, препятствующая последним занимать высшие должности в министерстве внутренних дел, образования и в армии.

Следует, однако, подчеркнуть: на протяжении новейшей египетской истории отношение государства к коптам неоднократно менялось. Тем не менее, практически все исследователи современной коптской идеологии отмечают как одну из определяющих коптский менталитет дилемму «мы – они», ставшую еще одним маркером культурно-религиозной идентичности.

Отметим и еще одну черту, в достаточной степени присущую коптской современной ментальности, — представление о собственном, уникальном пути развития египетского христианства, повлиявшее на становление и развитие таких основных постулатов современной идеологии коптов как представления о богоизбранности земли Египетской и связанный с ними цикл преданий о пребывании в Египте Святого Семейства.  Концепции «золотого века» — периода, последовавшего за признанием христианства государственной религией в 324 г. и закончившегося мусульманским завоеванием в 641 г., связанного с деятельностью столпов мирового христианского богословия, рождением монашества, подвижническим подвигом египетских отцов-пустынников. Также весьма популярна в современном народном коптском сознании идеология мученичества, связанная с римскими и средневековыми гонениями на христиан. Кстати, коптское летоисчисление ведется от так называемой «эры мучеников», то есть с 284 г. – года восшествия на престол императора Диоклетиана.

История храма Богоматери «аль-Муаллака»: факты, легенды, предания

Арабское название церкви – «аль-Муаллака» - подвешенная, объясняется особенностями конструкции этого храма, который, как уже отмечалось, был построен над южными воротами крепости Вавилон, между двумя подковообразными башнями. В коптской традиции история храма Богоматери тесно связана с евангельскими событиями – бегством Святого Семейства в Египет от преследований царя Ирода.

Коптские предания связывают небольшой внутренний дворик, расположенный перед входом в храм аль-Муаллака, примечательный растущими на нем несколькими финиковыми пальмами, с пребыванием в этом месте Святого Семейства. По словам европейского путешественника XVI века Аффагарта, во время прибытия Святого Семейства в Вавилон эти пальмы чудесным образом склонились, предлагая свои плоды. Заметим, что это этнографическое свидетельство вполне соответствует современному положению дел: тот, кто хоть раз присутствовал в коптском храме на празднование Входа Господня в Иерусалим, надолго запомнит красочное шествие прихожан с пальмовыми ветвями и крестами, искусно сплетенными из пальмовых листьев.

Существует несколько версий относительно даты основания храма Богоматери аль-Муаллака. Ученые сходятся во мнениях, что древнейшей частью храма является так называемая Малая церковь, построенная над одной из башен южных ворот крепости, в которой в настоящее время расположен придел св. Тэклэ Хайманота. А. Батлер относит ее основание к III – IV векам. По мнению М. Симаики-паши, церковь была построена в конце IV – начале V века. Первое же письменное упоминание о церкви аль-Муаллака относится к правлению патриарха Иосифа (831-849) и связано с плачевными для храма событиями. В результате конфликта между тогдашним правителем Египта и патриархом Иосифом, который отказался посвящать в епископы некоего Теодора, креатуру правителя, последний повелел разрушить все окрестные церкви.

Следует заметить, что практически все предположения о дате основания первой церкви в форте были сделаны до тщательного археологического и архитектурного изучения крепости Вавилон. Последние исследования П. Гроссмана, Ш. Ле Кесна и П. Шихана не оставляют сомнений в том, что все постройки крепости в том виде, в котором они дошли до нас, были воздвигнуты в эпоху Диоклетиана и в большинстве своем относятся к единой стадии строительства. Лишь некоторые из них могли быть сооружены двумя десятилетиями позднее. В любом случае «Малая церковь» не могла быть построена ранее IV века.

К правлению коптского патриарха Авраама (975 – 978) относятся предания о чуде явления Богородицы в храме аль-Муаллака, гласящие, что по наущению одного из своих придворных фатимидский халиф аль-Муизз ли-дин Аллах (952 – 975) потребовал от патриарха Авраама наглядного подтверждения слов Христа: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20). В противном случае халиф угрожал разрушить все христианские храмы в Египте. После трехдневного поста и молитвы в храме Богородицы аль-Муаллака патриарху явилась сама Богородица и указала на Симеона-водоноса («Башмачника»), отличавшегося праведностью и любовью к богу. Патриарх позвал за св. Симеоном, который смиренно отказался: «Прости меня, отец мой, ибо грешен я». Однако патриарх уверил его, что тот в силах сотворить это чудо, ибо на него указала сама Богородица. Тогда св. Симеон попросил служить литургию у горы Мукаттам, а сам молился и постился несколько дней и ночей. Наконец в присутствии халифа и его двора патриарх совершил литургию у подножия горы. По молитвам св. Симеона началось землетрясение, и гора сдвинулась со своего места. Когда это свершилось, гласит легенда, халиф признал силу и праведность христианской веры и даровал патриарху восстановление многих церквей, в том числе и самого храма аль-Муаллака.

Правление халифа аль-Азиза (975 – 996), время победных завоеваний, расцвета искусств, архитектурного обновления облика Каира и терпимости к религиозным меньшинствам, сменяется полной противоположенностью – суровым периодом под властью халифа аль-Хакима, когда,по некоторым сообщениям, церковь была превращена на непродолжительное время в мечеть (июль 1012). По всему Египту христианские храмы были подвергнуты разорению, которое не могло не затронуть и церковь аль-Муаллака.

Несмотря на эти трагические события именно в этот период патриаршая кафедра из Александрии была перенесена в Вавилон (Миср) в храм аль-Муаллака. Таким образом, было заложено начало долгой традиции – с XI по XIV века резиденция коптских патриархов находилась в Старом Каире - в храме Богоматери аль-Муаллака или же в другом значимом коптском храме – св. Меркурия Абу Сефейна.

В эпоху мамлюкского владычества, государственная политика по отношению к коптам была неровной и отражала в целом политическую ситуацию в стране, когда периоды военного режима сменялись временем экономического и культурного процветания, развития искусств и наук. Периоды относительного благоприятствования для коптского населения сменялись различными дискриминационными мерами. Однако настоящая катастрофа наступила в правление патриарха Иоанна VIII (1300 - 1320) - в марте 1301 года целый ряд египетских храмов были уничтожены, а другие, в их числе церковь Богоматери аль-Муаллака и церковь св. Сергия, были закрыты. Лишь через 603 дня, после прибытия в Египет специального посольства от императора Византии, в храме аль-Муаллака вновь возобновились службы. По мнению некоторых исследователей, вместе с посольством от византийского двора в Египет прибыли греческие художники, стараниями которых в 1301 – 1302 годах церковь аль-Муаллака была полностью обновлена.

Начиная с середины XVII века в экономической, политической и религиозной жизни государства происходят значительные изменения. Экономический подъем сопровождается серьезной социальной и политической трансформацией. Произошедшие перемены отразились на положении Коптской церкви и всего христианского населения Египта в целом. Сочетание экономического процветания появившейся светской коптской элиты с общим духом толерантности и изменившимся отношением властей повлекло за собой возможность для состоятельных коптов вкладывать деньги в строительство новых храмов и реконструкцию древних. Все эти новые события и явления не могли не отразиться на судьбе церкви Богоматери аль-Муаллака, одного из главных и наиболее почитаемых столичных коптских храмов. В правление патриарха Иоанна XVI (1676 – 1718) в церкви аль-Муаллака проводятся обширные восстановительные работы, которые согласно рукописи 1704 – 1705 годов сопровождались различными чудесами. Скорее всего, именно в результате этой реставрации в храме появилась целая коллекция икон конца XVII века, написанных на бумаге, наклеенной на доску, в технике, сходной с техникой книжной миниатюры, ставшей одним из источников «нового стиля» коптской иконописи XVIII века, нашедшего наиболее яркое воплощение в иконах работы знаменитых коптских мастеров Ибрахима ан-Насиха и Йуханны аль-Армани.

Значительная реконструкция интерьера храма была проведена в 1775 – 1779 годах. Йуханне аль-Армани было заказано большое количество икон, в том числе для иконостасов главной церкви. Всего для храма аль-Муаллака знаменитый коптский иконописец армянского происхождения Йуханна аль-Армани написал около 65 икон.

XIX – XX века открывают новую страницу и в истории Коптской церкви. И в связи с этим нельзя не упомянуть о судьбоносных для всего Египта реформах Мухаммада Али (1805 – 1849).  Начатая им политика модернизации и его разносторонняя реформаторская деятельность фактически привели к становлению современной египетской нации. В эпоху его правления к власти допустили много коптских чиновников. Эту политическую линию по сближению двух меньшинств продолжили и его преемники. Так, в правление Саид-паши (1854 – 1863) фактически упразднили упомянутый ранее дискриминационный для христиан статус «зимми»: отменили уплату подушной пошлины («джизьи»), коптам разрешили служить в армии, занимать государственные должности и т.д.

Все эти изменения не могли не отразиться на положении Коптской церкви. Первые признаки перемен начались еще в правление коптского патриарха Петра VII (1809–1852), и связаны они были с деятельностью протестантских миссий в Египте. Патриарх поддержал попытки миссионеров организовать школы для обучения коптских священников. Известно, что следующий коптский патриарх, с именем которого исследователи связывают само понятие «коптского возрождения» – Кирилл IV (1854–1861) в 1840 году обучался в школе, организованной англиканской  миссией. В его краткое правление ввели теологическое обучение священников и диаконов, создали несколько учебных заведений для коптских девушек и юношей. После смерти Кирилла IV к власти приходит Деметрий II (1862 –  1870), попытавшийся приостановить реформы, начатые его предшественником. Он справедливо оценил последствия роста общего уровня образованности молодого поколения коптов, обучением которых занимались теперь протестантские миссионеры. Начался массовый переход молодых коптов в протестантизм и католичество. Деятельность Деметрия II встретила поддержку хедива Исмаила (1863 – 1879), которого также не устраивал переход части его подданных в иную религию, чуждую египетским традициям. Исмаил попытался ослабить влияние миссионерских школ, открыв доступ в государственные школы для детей из немусульманских семей. Однако коптская элита, уже достаточно впитавшая основные постулаты западной культурной модели, мыслила по-светски и быстро оказалась в оппозиции официальной церкви. Среди коптов произошел фактический раскол, когда светские реформы, связанные с образованием (организация коптских школ), наукой и культурой (создание Муркусом Симаикой-пашой Коптского музея в 1908 году), проводили миряне, а церковь на долгое время устранилась из общего реформаторского процесса.

Одним из вопросов, вставшим перед новыми коптскими реформаторами стала охрана коптских древностей. При поддержке патриарха Кирилла V (1874 – 1927), общественности и ученых Муркус Симаика-паша приступает к созданию Коптского музея. В 1902 году он получает разрешение использовать одну из комнат при церкви аль-Муаллака для хранения коллекции древностей, поступающих по инвентаризации из церквей в Патриархат. Одновременно, Симаика-паша с группой единомышленников начинает разрабатывать архитектурный проект создания специального здания музея. Место для будущего музея было избрано не случайно. Ему предназначалось стоять между двумя башнями римского форта Вавилон, рядом с церковью аль-Муаллака и греческим православным храмом св. Георгия.

Первый зал выставки всемирно известного собрания Музея коптского искусства был открыт 14 марта 1910 года. Первоначально здание музея располагалось на землях, принадлежащих коптской патриархии, также немало способствовавшей становлению коллекции и передавшей в дар музею изделия из дерева, мраморные колоны, мозаичные панно и прочие памятники искусства и культуры христианского Египта. Среди экспонатов музея на выставке были представлены и шедевры 5 – 13 веков, поступившие из церкви аль-Муаллака. В дар музею была передана также и часть богатейшей библиотеки коптских рукописей (самые ранние относятся к 11 веку ) храма аль-Муаллака. Другая часть библиотеки хранится в настоящее время в Коптском патриархате.

Продолжение следует.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.