Контроль за передвижением

Мы продолжаем публикацию цикла статей замечательного корееведа, аssociated professor университета Кукмин (Сеул) Андрея Ланькова о том, как жила Северная Корея при Ким Ир Сене, когда она была самым огосударствленным обществом в мировой истории.

29 ноября в 14:00 по Москве в рамках Фестиваля Публичных лекций #ЗНАТЬ состоится лекция ученого в режиме видеоконференции на тему «Южнокорейская модернизация и демография».

См. также:

По большому счету, почти все государственно-социалистические режимы с некоторым подозрением относились к тому, что вверенное население может передвигаться по вверенной территории без особого контроля и не ставя власти в известность. Однако мало где контроль над населением был доведен до такой степени как в Корее 1965-1994 годов, то есть в Корее времён «развитого кимирсенизма».

С 1967-68 гг. свободное передвижение внутри страны было запрещено. В соответствии с этим запретом, рядовой гражданин КНДР имел право свободно передвигаться только внутри административных границ того города или уезда, в котором он был прописан. Для выезда за пределы этого города или уезда ему следовало сначала отправиться во Второй отдел местного Народного комитета (то есть городской или уездной местной администрации) и оформить там заявку на получение «разрешения на поездку». Второй отдел, хотя и считался частью местной администрации, подчинялся МВД. В большинстве случаев заявка эта рассматривалась на протяжении нескольких дней. К заявке следовало приложить ряд документов, которые бы подтверждали как необходимость в данной поездке, так и то, что руководство гражданина по месту работы против такой поездки не возражает.

Только при наличии соответствующим образом оформленного «разрешения на поездку» можно было приобрести билеты на поезда или автобусы (впрочем, междугородние автобусные перевозки в те времена особого развития не имели, так что почти все поездки на средние или дальние расстояния осуществлялись на поездах). Кроме этого, разрешение время от времени проверялось полицейскими патрулями. Наконец, «разрешение на поездку» (вместе с удостоверением личности) следовало предъявить при регистрации в гостинице, а также в том случае, если путешественник останавливался на ночлег у своих друзей или родственников. В таком случае «разрешение» предъявлялось руководителю той «народной группы», к которой данные друзья или родственники были приписаны.

Для поездок в особо важные районы простого «разрешения на поездку» было уже недостаточно. Требовалось получение «разрешения с подтверждённым номером», которое выдавалось не местными властями, а центральным аппаратом МВД в Пхеньяне. Получение такого разрешения сопровождалось отправкой запроса в Пхеньян и занимало обычно не несколько дней, а несколько недель – в том, конечно, случае, если разрешение вообще давали (случалось это далеко не всегда).

«Разрешение с подтверждённым номером» требовалось, когда провинциал собирался ехать в Пхеньян – при том,что для жителей «революционной столицы» никаких особых разрешений для выезда из их города не требовалось – им хватало и стандартных разрешений на поездку. Кроме того,«разрешения с подтвержденным номером» требовались для поездок в приграничные районы, а также в те города и уезды, на территории которых располагались важные стратегические объекты.

Эти «разрешения с подтвержденным номером» внешне отличались от обычных «разрешений на поездку» тем, что на них была нанесена диагональная полоса. У разрешений для въезда в Пхеньян эта полоса была красного цвета, а у разрешений на поездку в приграничные районы – синего.

Получение«разрешения с подтвержденным номером» было делом непростым, поэтому не следует удивляться тому, что большинство жителей северокорейской провинции побывали за свою жизнь в Пхеньяне всего лишь несколько раз. В основном это были организованные поездки, которые либо проводились как школьная экскурсия, либо же использовались в качестве поощрения передовиков производства. Как уже говорилось, жители Пхеньяна могли ездить в сельскую местность с куда меньшими формальностями, однако большинство из них не слишком часто пользовались этой привилегией, попросту не понимая, что же им, пхеньянцам, в этой сельской местности делать.

Существовало одно любопытное правило, которое впоследствии оказало немалое влияние на экономическую географию Северной Кореи. Если человек отправлялся в уезд или город, который имел непосредственную границу с его родным уездом или городом, то разрешение на поездку требовалось ему только в том случае, если он оставался там на ночь. Если же гражданин возвращался к месту прописки поздним вечеров, то съездить в соседний уезд он мог и без разрешения.

Разрешения полагались не только частным лицам, но и транспортным средствам. Любое транспортное средство, которое пересекало границы того города или уезда, в котором оно было зарегистрировано, снабжалось разрешением на подобные поездки. У водителей этого транспортного средства, само собой, тоже должно было быть разрешение, но предназначенное для человека, а не для автомобиля.

Нарушение всех этих правил каралось довольно сурово. Тяжесть наказания зависела от того, насколько продолжительной и длительной была нелегальная поездка. Неразрешенная поездка в соседний уезд могла почти что сойти с рук. В этом случае о нарушении всё рано сообщалось по месту работы, и нарушителя, как правило, ждали некоторые неприятности. Частые нарушения или же поездки на большой срок могли привести и к административному аресту.

Как и многие инструкции времен Ким Ир Сена, эти инструкции продолжают формально существовать и сейчас, однако на практике они более или менее игнорируются. Впрочем, и сегодня въехать в Пхеньян провинциалу бывает весьма затруднительно, а вот поездки внутри страны для подавляющего большинства особой проблемы более не составляют – были бы деньги (и иные практические возможности). Как сказала автору этих строк одна преуспевающая жительница КНДР, большая любительница ездить по стране для удовольствия: «Доллары – вот моё разрешение на поездку».

Лекция состоится в МУЗЕЕ МОСКВЫ по адресу: Зубовский бульвар, 2. На территории МУЗЕЯ работают буфеты, открыты выставки. Вход свободный, количество мест ограничено. Предварительная регистрация на сайте «Полит.ру»  и в аккаунтах в социальных сетях: FacebookTwitterLiveJournalВКонтакте.