Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 09:49
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

06 декабря 2014, 15:00

Коптский храм аль-Муаллака в зеркале египетской истории. Часть 2

Wikimedia Commons

Часть 1

Новое коптское возрождение: XX век

Основной чертой «коптского возрождения» начала XX века стало появление такого феномена как коптская политическая элита, которая активно включилась в борьбу не только внутри общины, но и на всей египетской политической арене. Ее основу составляли получившее хорошее европейское образование представители крупной светской земельной аристократии, исповедовавшие либеральные и националистические ценности. Именно эти силы приняли активное участие в национальной революции в Египте 1919 года и строительстве независимого египетского государства.

Роль коптов в упомянутой революции начала XX века была весьма заметной и показательной – они участвовали в демонстрациях, организовывали стачки и забастовки. 28 февраля 1922 году Британия провозгласила независимость Египта, который стал конституционной монархией, а султан Фуад получал статус короля (1922 – 1936). Уже на состоявшихся в 1924 году парламентских выборах правящая партия «Вафд», в составе которой было много либерально настроенных коптов, одержала победу и сформировала новый правящий кабинет. На протяжении последующих парламентских выборов, в частности в 1929, 1936, 1942 годах копты получали достаточное число парламентских мест. Многие коптские историки называют это время современным коптским «золотым веком», периодом равенства коптов и мусульман, а «Вафд» – «политическим домом для коптов». «Мы – египтяне», — восклицал коптский публицист Салама Муса, — «в наших жилах течет та же кровь, что и текла по венам наших предков пять тысяч лет назад». Муркус Симаика-паша говорил своим египетским студентам: «Все мы – копты. Некоторые из нас – копты-мусульмане, другие – копты-христиане, но все мы происходим от древних египтян».

Однако начиная с середины 1930-х годов социально-экономическая и политическая ситуация в Египте резко меняется. Мировой политический и экономический кризис, появление первых радикальных исламистских движений способствовали изменению места коптов в египетской политической и государственной жизни. Безработица, рост населения, отсутствие перспектив – все это не могло не вызвать широкое недовольство ситуацией в стране всех слоев общества, и, прежде всего, самых малообеспеченных. А поскольку коптские политики были достаточно заметны, то в глазах самых отсталых и бедных слоев египетского населения виноватыми в их многочисленных бедах были именно они. Так закончилась  коптская эпоха «романа с властью». Коптам следовало искать новые способы защиты своих прав и выражения своих чаяний. Возможно, именно с этим связано изменение самой формы коптского движения – уход из политики и обращение во «внутреннюю эмиграцию», участие в общинной и церковной жизни. Явление, ставшее возможным благодаря так называемому движению «Воскресных школ».

Движение «Воскресные школы»: новое возрождение Коптской церковной жизни

Как уже отмечалось выше, первая волна реформ Коптской церкви пришлась на конец XIX – начало XX в. Общим их содержанием стала попытка перестроить Коптскую церковь по западному образцу. Реформаторам удалось внедрить систему «воскресных школ», созданных в 1918 году светским служащим патриархата Хабибом Гиргисом (1876 – 1951). Используя протестантскую модель, создатели подобных школ вкладывали в них совершенно иные цели и содержание, намереваясь предоставить коптским детям возможность обучения религии их отцов. Однако к концу 1940-х – началу 1950-х годов проекты церковной реформы больше не интересовали коптскую аристократию. Все более и более набирающее силу движение «Воскресных школ» было в руках среднего класса. В конце 1930-х годов оно набирает вес, и в 1948 году при патриархии создается специальный Высший комитет по образованию в Воскресных школах. По мнению некоторых исследователей, «Воскресные школы» и движение «Журнала Воскресных школ» вскоре стали инструментами обострения культурной идентичности юных коптов. Идеалы интеграции в единую египетскую нацию, характерные, в частности, для партии «Вафд», постепенно подменялись религиозным, культурным и социальным сепаратизмом. Таким образом, именно церковная и семейная жизнь становились важнейшими приоритетами современного коптского сознания и ментальности.

Движение «Воскресных школ» воспитало совершенно новое поколение мирян, священников и монахов, и, когда в 1959 году после затяжного кризиса патриарший престол оказывается свободным, они почувствовали в себе силы его занять. Среди кандидатов оказываются виднейшие представители движения «Воскресных школ», в том числе – будущий коптский патриарх Шенуда III.  И хотя в 1959 году по итогам выборов на пост патриарха избрали не его, а отца Мину-«Отшельника», ставшего патриархом Кириллом VI (1959 – 1971), поколение «Воскресных школ» получило доступ к реальной церковной власти.

После смерти Кирилла VI в 1971 г. патриархом стал епископ Антоний, принявший имя Шенуда III (1971 – 2012). Именно его видение церковных реформ стало главным стержнем современной нам коптской церковной и общественной жизни. За время патриаршества Шенуды III изменилось само лицо Коптской церкви. Проведенные им реформы, направленные на централизацию церковной администрации, повышение образовательного уровня священников и членов общины способствовали общему подъему церковной жизни. Покойный патриарх прикладывал много усилий для реализации проектов, посвященных восстановлению и сохранению коптского культурного наследия. Его политику иногда называли «коптским культурным национализмом», однако не вызывает сомнений следующий факт: благодаря его грамотной и взвешенной политической линии коптская община заняла достойное место в египетском государстве и обществе.

Реставрация и изучение храма аль-Муаллака: работа российских исследователей и реставраторов в Каире

Во время всех этих богатых событиями десятилетий храм аль-Муаллака находился в самом эпицентре коптской общественной и духовной жизни. Приход и настоятели храма всегда играли важную роль в жизни коптской общины, храм посещали практически все египетские правители и президенты, именно здесь происходили многие судьбоносные встречи на самом высшем уровне. Не случайно на стенах галереи при входе в храм в постоянной экспозиции присутствуют фотографии, служащие иллюстрациями современной египетской истории. Важное место занимает и воскресная школа, организованная активистами храма. Особый статус храма объясняет пристальное внимание государства к проблемам сохранения и реконструкции памятников храма, являющегося подлинным национальным достоянием.

В XX веке церковь аль-Муаллака пережила еще несколько реконструкций. В 1915 – 1919, 1927 – 1929, 1941 – 1945 и в 1951 – 1952 годах Комитет по сохранению памятников арабского искусства проводит различные работы по обновлению и реставрации церкви.

В 1980–х годах Египетская служба древностей проводила значительные реставрационные работы в храме аль-Муаллака, по окончанию которых церковь была торжественно открыта при участии президента АРЕ Хосни Мубарака.

Землетрясение 1992 года фактически свело на нет все усилия специалистов, сделав настоятельной необходимость организации нового современного, подлинно научного реставрационного проекта. В середине 1990–х годов состоялся международный проект по изучению крепости Вавилон, в котором приняли участие египетские, немецкие, американские и канадские археологи. В 2000 - 2005 год при спонсорской поддержке американского фонда «USAID» Высший совет по древностям АРЕ осуществил архитектурную реставрацию церкви аль-Муаллака в рамках проекта по отводу грунтовых вод в районе Старого Каира.

В 1999 – 2003 годах по инициативе Высшего совета по древностям АРЕ организуется международный проект по исследованию и реставрации коптских икон, в котором приняли участие Американский исследовательский центр в Каире, Нидерландский институт египтологических и арабских исследований в Каире, Институт коптологических исследований в Каире, Коптская патриархия. Впервые в проекте были задействованы и российские специалисты из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени акад. И.Э. Грабаря и Центра египтологических исследований Российской академии наук. В рамках этого проекта в 2001-2002 году российскими и египетскими реставраторами была отреставрирована коллекция икон храма аль-Муаллака.

Наконец, более масштабным проектом по спасению памятников коптской культуры стала комплексная реставрация внутреннего убранства храма аль-Муаллака, проводившаяся в 2004 – 2008 году Высшим советом по древностям АРЕ при участии Центра египтологических исследований РАН силами российских и египетских реставраторов.

Работы по реставрации и изучению церкви аль-Муаллака начались в феврале 2004 г. Проведенные исследования показали, что храм представляет собой комплекс, единый в хронологическом и смысловом плане и восходящий к эпохе краткого взлета искусства и культуры коптов – XIII веку.

Работа осуществлялась по разным направлениям – реставрация настенной живописи, темперной станковой живописи, резьба по дереву и кости, полихромной резьбы по камню, реставрация объектов из камня (каменная мозаика, мраморная резьба, капители колон) и т.д.

Неоднократные перестройки и ремонт, проведенный в 80-е гг. XX в., полностью изменили облик фасада храма, некогда покрытого красочной резьбой по камню. Там же размещено несколько орнаментальных панно, исполненных в технике «сграффито». Боковые входы обрамлены мраморными колоннами и украшены резными мраморными панно. Многие декоративные элементы храма были покрыты толстым слоем загрязнений и записей (в некоторых местах реставраторы насчитали до пяти слоев позднейших покрасок), которые были удалены в результате работ. В результате реставрации были восстановлены утраченные фрагменты резьбы, возвращена изначальная яркость красок.

С украшенного восточными орнаментами деревянного потолка нартекса реставраторы удалили многочисленные поздние записи, слой синтетического клея. Вход в сам храм ведет через покрытые изысканной резьбой по драгоценным породам дерева и инкрустированные резными вставками из слоновой кости двери, датируемые XIII веком. В результате длительной и кропотливой реставрации были сняты слои позднейших покрасок. Реставраторам удалось восстановить первоначальное колористическое решение орнаментальной композиции.

Основное пространство храма разделено на пределы двумя рядами мраморных колон, часть которых была взята при возведении церкви из построек римской крепости. По всей вероятности, первоначально колонны были покрыты росписями. До нашего времени сохранилось изображение ангела на одной из них, датируемое XIII веком и восстановленное в ходе реставрационных работ.

Мраморная кафедра, с которой священник выступает с проповедями, выполнена из белого и цветного мрамора, а также украшена уникальной мозаикой. Кафедра состоит из разновременных элементов. Так, рельефное мраморное панно, образующее ее фасад, датируется предположительно VIII - IX вв., мозаичные декоративные панно – XVIII – XIX вв. Кафедра покоится на колоннах, отличающихся друг от друга по стилю и манере исполнения. За долгие годы кафедра пришла в аварийное состояние, фрагменты мозаики, элементы резьбы были утрачены, резной орнаментальный мраморный фриз, обрамляющий кафедру по периметру, частично разрушился. В ходе реставрационных работ некоторые колонны были демонтированы, их конструкция укреплена металлическими стержнями, а затем колоны вновь установили на прежнее место. Также были восполнены утраченные части мраморного фриза, реконструированы фрагменты мозаичного панно.

Наиболее трудоемкой оказалась реставрация деревянных алтарных преград XIII – XVIII веков, покрытых утонченной резьбой и инкрустацией из черного дерева и слоновой кости. Отдельные резные костяные накладки, возможно, восходят к VIII – IX вв. В каждом из трех алтарей располагается надпрестольная сень, или киворий. Так, в алтаре святого Иоанна Предтечи находится киворий, возможно, датируемый XIII в., с живописью, выполненной в иконописной технике. На внутренней его поверхности изображен Спаситель в медальоне, который несут четыре парящих ангела. Композицию завершают изображения серафимов и херувимов.

Горнее место в алтаре Святого Иоанна Предтечи украшено каменными панно, выполненными в технике флорентийской мозаики. Эта мозаика сильно пострадала во время одного из последних землетрясений. Несмотря на то, что некоторые фрагменты были утрачены, в ходе реставрации их удалось восстановить, восполнив по аналогии с сохранившимися частями орнамента.

Древнейшая часть храма посвящена эфиопскому святому Тэклэ Хайманоту. В апсиде крещальни открыт фрагмент с изображением святителей, который может быть датирован XI в. Остальная живопись относится к XIII в. и делится на две группы. Композиции «Богоматерь с ангелами» и «24 апокалипсических старца», помещенные в большой апсиде, выполнены византийскими мастерами, а «Рождество» и «Сретение» – местными коптскими живописцами. После укрепления и раскрытия фрагментов в значительной степени утраченной монументальной живописи российским реставраторам удалось выбрать наиболее подходящий метод тонировок, не наносящий ущерба авторской живописи.

Трудоемкой оказалась работа по реставрации росписей основного пространства храма общей площадью более 500 м2, а также росписей по резной штукатурке в притворе, находившихся под многочисленными слоями записей и загрязнений.

Работа российских реставраторов была высоко оценена международными экспертами и Министерством культуры Арабской Республики Египет, выразившим заинтересованность в продолжении сотрудничества с Россией в области реставрации и сохранения культурно-исторического наследия египетской цивилизации.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.