Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 23:01
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Голодные решения

Wikimedia Commons

Играть в азартные игры лучше на голодный желудок. Об этом сообщается заголовок статьи, опубликованной в журнале PLOS One. В статье разбираются результаты трех экспериментов, каждый из которых подтвердил: голодные люди принимают более верные решения в ситуации неполной информации.

Синица в руках или журавль в небе? Одна конфета сейчас или две спустя некоторое время? Надо понимать, что эти вопросы затрагивают два принципиально разных класса задач. Одно дело – набраться терпения, когда «хорошее» поведение спустя некоторое время гарантирует вознаграждение, а «плохое» поведение – проблемы. Все совсем иначе, когда поведение связано с проблемами или вознаграждением неизвестным образом.

Так называемый «маршмеллоу-тест» уже стал классикой психологической науки. В нем ребенка оставляли наедине с конфетой и говорили, что, если он продержится и не съест ее за 15, скажем, минут, то ему дадут вторую. Эксперимент был проведен в конце 60-х – начале 70-х и за судьбой подопытных детей потом продолжили следить. Во время эксперимент это были дети дошкольного возраста. Оказалось, что дети, дождавшиеся второй конфеты, оказались более успешными в дальнейшем, а, когда магнитно-резонансная томография стала доступной, оказалось, что у дождавшихся и недождавшихся детей отличается активность в нескольких областях мозга: префронтальной коре, отвечающей за принятие решений и контроль импульсов, и полосатом теле, связанном с образованием зависимостей.

Оказалось, однако, что результаты теста сильно зависели от доверия детей к экспериментаторам. В одном из более поздних (2012 год) экспериментов половине детей перед экспериментом исследователи давали обещание, но не выполняли его, а второй половине – давали обещание и выполняли. Оказалось, что во второй группе дети ждали вторую конфету в четыре раза дольше. Реальная жизнь, конечно, гораздо ближе к более позднему варианту эксперимента, особенно, если жить в эпоху перемен.

Считалось (и было до какой-то степени экспериментально подтверждено), что в возбуждение (сильные эмоции или внутренний импульс) мешает человеку справляться с «маршмеллоу-тестами», преподносимыми жизнью. Голодный человек скорее съест пирожное, хотя решил сидеть на диете, сексуально возбужденный человек скорее решится на случайную связь, когда ему нужно хранить верность ради, например, сохранения брака. Все это объяснимо с эволюционной точки зрения, ведь голод для того и нужен, чтобы животное активнее преодолевало препятствия на пути к еде, но мешает в достижении долгосрочных целей. Было также показано, что между внутренними импульсами разного рода существует перекрестное опыление: голодные люди сильнее жадничают в финансовых вопросах, сексуально возбужденные люди делаются менее терпеливыми и склонными к внезапному принятию решений. Но все эти исследования проводились в условиях, когда последствия были очевидны, а особенных размышлений и, тем более, применения интуиции не требовалось.

Из проанализированных экспериментов следует, что голод повышает вероятность принятия правильного полуинтуитивного решения.

В качестве теста использовался Iowa Gambling Task. Это что-то вроде компьютерной игры. В ней перед игроком четыре стопки карт. Игрок может вытягивать карты по одной: на большинстве карт написаны денежные суммы (50 или 100 евро), а на некоторых штрафы. Игрок видит только рубашки карт. В первых двух стопках лежат карты по 100 евро, но больше штрафов, так что сумма в каждой стопке составляла -250 евро на каждые 10 карт, а во вторых двух стопках – по 50 евро, но меньше штрафов. Сумма для каждой из двух стопок составляла 250 евро на 10 карт. Всего игроку давалось 100 попыток, хотя он и не знал об этом заранее. Цель была – заработать как можно больше денег. Голодные люди справлялись с этим более успешно.

Голод повышает вероятность принятия правильного решения.

Голодным считались участники эксперимента, поужинавшие не позже 11 часов вечера и пришедшие примерно к 9 часам утра не позавтракав. На взгляд автора этого текста, конечно, так можно отделить только очень сытых людей от обычных, но никак не обычных от голодных, особенно, голодных в понимании первобытного человека, который не привык есть горячую еду три раза в день. Частично авторы признают это, и в одном из экспериментов после игры с картами оценивалась отдельно степень голода. В целом все три эксперимента подтверждают, что люди, ощущающие умеренный голод или аппетит, выигрывали в игре большие суммы денег. Оказалось также неверным интуитивное предположение, что голод усиливает желание рисковать.

Получается, что напряженное состояние (голода) улучшало способность принимать сложные решения в ситуации, когда многое неизвестно. Фактически, выходит, что такое состояние улучшает интуицию. В этом, однако, нет ничего невозможного, если представить себе интуицию как цепь умозаключений, сделанных бессознательно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.