Адрес: https://polit.ru/article/2014/12/15/gshtc/


15 декабря 2014, 09:34

ГКО как ресурс

Некоторое время назад Министерство финансов России выступило с заявлением, что в 2015 году оно может выпустить в обращение т.н. ГКО, то есть государственные краткосрочные обязательства. Этот вид ценных бумаг стал хорошо известен во время кризиса 1998 года, когда государство объявило по ним дефолт и в принудительном порядке конвертировало в другие ценные бумаги. ГКО были действительно краткосрочными – со сроками обращения от 1-го до 6-ти месяцев. Государству пришлось обменять их на облигации с более длительными сроками обращения – до трех лет, так как погасить все их выпуски в условиях кризиса оно физически не могло. После этого ГКО исчезли из обращения и о них уже мало кто вспоминал.

С учетом истории вопроса «второе пришествие» этого вида ценных бумаг вызвало некоторое недоумение – неужели дела с исполнением бюджета настолько плохи, что для их поправления приходится использовать скомпрометированный финансовый инструмент? В самом деле, хотя текущее исполнение бюджета, благодаря девальвации, вроде бы больших проблем не вызывает, тем не менее, аукционы по размещению долгосрочных облигаций государственных займов (ОФЗ) уже несколько месяцев подряд срываются, государственный бюджет, тем самым, не может рефинансировать государственный долг и вынужден погашать сделанные ранее займы за счет текущих доходов.

Пока этих доходов из-за той же девальвации достаточно, но вот в следующем финансовом году в ходе исполнении бюджета его расходы наверняка вырастут из-за необходимости компенсировать рост цен на товары и услуги, приобретаемые бюджетными организациями, и из-за индексации бюджетных трансфертов. Тогда дополнительных доходов, которые сейчас идут на погашение внутреннего долга, для продолжения этой деятельности (а она должна сильно увеличиться) может и не хватить.

Поэтому логичным было бы предположить, что столкнувшись с падением спроса на один - долгосрочный – вид финансового инструмента, Министерство финансов задумалось о другом виде – краткосрочном, который сейчас более приемлем для рынка. Тем самым, предполагается решить задачу с рефинансированием государственного долга хотя бы в краткосрочной перспективе.

Хотя подобного рода соображения достаточно очевидны, позиция Минфина в том виде, как она озвучивается, выглядит не так просто, как это кажется на первый взгляд. Как можно понять из заявления Министерства, ГКО выпускаются не для того, чтобы рефинансировать госдолг, и не для того, чтобы покрыть возможный дефицит бюджета, а для управления ликвидностью Государственного казначейства.

Обычно под «управлением ликвидностью» понимается размещение на краткосрочном долговом рынке избыточных денежных средств, которые пока некуда вложить и, наоборот, заимствование на этом рынке денежных средств для покрытия срочных платежей. Необходимость в покрытии предстоящих платежей возникает, как правило, при т.н. кассовых разрывах – когда время поступления средств не совпадает со временем платежей. В этом случае, чтобы не задерживать платежи, плательщик занимает на рынке необходимую сумму, а через несколько дней, когда средства поступают, гасит долг.

Поскольку российский бюджет все 90-е годы постоянно страдал от подобного рода кассовых разрывов, выпуск ГКО был вполне обоснован. Но так как проблемы российского бюджета в то время одними кассовыми разрывами не ограничивались – бюджет был хронически дефицитным, – ГКО фактически стали использоваться для его финансирования.

Первое время после начала проведения операций с ГКО они получили широкое распространение, так как этот инструмент оказался удобен для управления ликвидностью коммерческих банков. Эти обязательства можно было легко продать или купить, причем без существенных потерь на курсе, или получить кредит под их залог. Но после того, как Минфин в 1998 году не смог ГКО обслуживать, их использование и для финансирования дефицита бюджета, и для управления ликвидностью банков полностью прекратилось.

Но теперь ситуация изменилась в принципе. Дефицит бюджета (причем, только вторичный) совсем небольшой, его финансирование производится путем продажи облигаций долгосрочных займов. Кассовых разрывов при его исполнении практически не бывает. А если они вдруг возникнут, то для их покрытия может использоваться специально созданный для этого Резервный фонд, размер которого на начало декабря текущего года составил 4,4 трлн. руб. Поэтому, на первый взгляд, никакой необходимости в выпуске ГКО не существует.

Тем не менее, Минфин все же собирается реанимировать выпуски ГКО, хотя, конечно, пока в очень скромных размерах. Необходимость восстановить их оборот вызывается, по словам Министерства, желанием избежать накапливания крупных денежных сумм на счетах в государственном Казначействе. Сейчас, перед проведением крупных выплат, остатки на этих счетах иногда могут доходить до 600 млрд. руб. С точки зрения эффективного использования средств это далеко не самый лучший вариант.

Поэтому, по мнению Минфина, поступающие доходы лучше не накапливать на счете Казначейства, который ведется в Центральном банке (Центробанк Минфину процентов не платит), а использовать каким-нибудь другим образом. Зато в момент наступления пиковых платежей требуемую к выплате сумму лучше занять на денежном рынке, выпустив ГКО, и уже потом постепенно погашать их из новых доходов. Тогда действительно больших денежных остатков на счете Казначейства накапливаться не будет и использование бюджетных средств станет более оптимальным, чем сейчас.

Несмотря на подобного рода объяснения и их правдоподобность, понятно, что оптимизировать бюджетный процесс Минфину приходится не от хорошей жизни. Бюджет 2015 года наверняка будет исполняться большим напряжением, поэтому финансовому ведомству придется использовать все возможные ресурсы, что бы график платежей по его расходной части не был сорван. И предполагаемая эмиссия ГКО – это один из таких ресурсов.