Летать не может

Правительство готово поддержать субсидиями и госгарантиями российские авиакомпании, которые оказались в сложной экономической ситуации. Как рассказал «Ведомостям» вице-премьер Аркадий Дворкович, вариантов поддержки пока два: речь идет о госгарантиях по кредитам и субсидировании внутрироссийских маршрутов.

По словам Дворковича, уже две авиакомпании заявили о том, что испытывают проблемы, - это «Ютэйр» и «Трансаэро».

Напомним, накануне СМИ сообщили о том, что «Трансаэро» обратилась за помощью к государству и кредиторам, утверждая, что из-за долгов может приостановить полеты еще до Нового года. Об этом рассказали ТАСС два источника, знакомых с ситуацией.

«Гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова в первой половине декабря проинформировала госорганы о том, что существует риск приостановки полетов уже до конца года, так как компании нечем платить контрагентам», - сообщил агентству  источник, знакомый с ситуацией

В письме, в частности, сообщается, что к концу ноября у «Трансаэро» образовалась просроченная задолженность перед поставщиками авиатоплива. Компания должна 2,5 млрд рублей «Роснефти» и почти 2 млрд рублей «Газпром Аэро». Кроме того, у «Трансаэро» также есть задолженность перед аэропортом Внуково.

По словам источника, Плешакова проинформировала правительство, что компания приостановит полеты, если не будет введен мораторий на рост цен на керосин и если банки не предоставят перевозчику необходимые новые кредитные линии в достаточном объеме.

«Предполагалось, что "Трансаэро" получит на оперативные расходы кредит от Сбербанка более 8 млрд рублей, но банк смог одобрить существенно меньшую сумму. Сейчас ведется экстренный поиск других вариантов закрытия кассового разрыва - может быть привлечен Газпромбанк и ВТБ», - рассказал другой источник агентства.

Еще в конце лета «Трансаэро» обращалась за поддержкой к государству, попросив о госгарантиях по кредитам, но позднее отозвала заявку, разрешив ситуацию собственными силами.

Впрочем, еще вчера гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова на своей странице в Facebook опровергла сообщения СМИ. «Ни о какой приостановке полетов авиакомпании до или после нового года не может быть и речи», - написала она.

Плешакова  назвала подобные сведения ангажированной кампанией и обвинила журналистов в «дестабилизации ситуации в авиатранспортной отрасли». В то же время гендиректор «Трансаэро» обратила внимание на то, что получение господдержки широко использовалось в период с 2008-го по 2009 год и в настоящее время, если говорить о некоторых крупнейших банках и компаниях. 

Как пояснил Дворкович, «Трансаэро» получит госгарантии по кредитам уже в начале этой недели. Что касается «Ютэйр», то, по словам вице-премьера, у перевозчика «есть еще сильный акционер, который уверен, что готов участвовать в стабилизации деятельности компании». Напомним, что 61% перевозчика контролирует «Сургутнефтегаз».

Вторым действенным методом поддержки авиаперевозчиков, о котором заявил Дворкович, является субсидирование внутрироссийских маршрутов. «Мы готовы подумать о расширении линейки субсидируемых маршрутов, чтобы сделать полеты по этим направлениям безубыточными для компаний. Цена этой меры с точки зрения бюджета очень небольшая – это сотни миллионов рублей, максимум один-два миллиарда, и такие средства можно изыскать, зато в итоге плюс и для пассажиров, и для компаний», - пояснил вице-премьер.

Причем Дворкович отметил, что поработать надо и самим авиакомпаниям: они должны рационализировать парк, маршруты и снижать издержки, чтобы выйти на операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев.

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, сейчас госгарантии уже не будут эффективным инструментом поддержки. Как заявил начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, действующая ключевая ставка Центробанка (17%) несовместима с уровнем рентабельности авиабизнеса. 

«Для авиакомпаний были бы актуальны кредиты под 8%, которые они могли получить некоторое время назад при условии наличия госгарантий», — отметил Пантелеев. При этом перевозчики демпингуют на отдельных маршрутах, пытаясь продать как можно больше билетов. По словам эксперта, перевезти пассажира с убытком в 5-10% будет дешевле, чем взять кредит под 25%.

Пантелеев полагает, что расширение перечня субсидируемых маршрутов также может оказаться недостаточно эффективным в условиях падения спроса на авиаперевозки. «Сейчас население вкладывает средства в крупные покупки, после праздников спрос снизится, и люди будут летать меньше», — полагает он. По мнению эксперта, если банки не реструктурируют долги авиакомпаний, то некоторые перевозчики все же обанкротятся.

Так, кредиторы уже завалили исками авиакомпанию «Ютэйр».  Как стало известно 22 декабря, требования Альфа-банка к авиакомпании превысили 3,3 млрд рублей. К настоящему времени кредитная организация подала девять исков к авиаперевозчику. Всего в различные арбитражные суды поступило более 30 исковых заявлений к авиакомпании - от аэропортов, банков и других партнеров.

Группа «Ютэйр» входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок. В 2013 году группа перевезла 10,4 млн пассажиров и 171,5 тысяч тонн грузов. Более 60% акций «Ютэйр» принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз», остальные - дочерним структурам и миноритариям.

«Трансаэро» - это вторая по объему перевозок авиакомпания в России. За первые 10 месяцев 2014 года авиакомпания перевезла более 11,5 млн пассажиров. Гендиректору Ольге Плешаковой принадлежит 18,39% акций компании, Александру Плешакову — 18,23%; еще 11,06% акций находится в дочерней структуре «Трансаэро-финансы» и 6,48% — в аффилированной офшорной Start-Up Investments Ltd. Остальные 45,84% акций — за прочими держателями, в том числе под номинальным держанием.

По подсчетам экспертов, совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года вырастет более чем в 6 раз, достигнув около 30 млрд рублей. «Значительное ухудшение ситуации связано, во-первых, с изменением структуры авиаперевозок и, во-вторых, с девальвацией рубля», - пояснил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. По его словам, 95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах.

По экспертным оценкам, в зависимости от мер, которые будут принимать авиакомпании и государство, в 2015 году падение пассажиропотока может составить от 3 до 10%. Тасун добавил, что это еще оптимистичный прогноз, так как пессимистичный предусматривает падение на 15-20%.