Новогодний подарок инвестициями

Фонд национального благосостояния был одним из главных ньюсмейкеров 2014 года. Немалые средства, которые накопило федеральное правительства, оказались крайне привлекательны для крупных компаний в условиях стагнации и надвигающейся рецессии. В итоге все с интересом наблюдали за тем, как различные интересанты старались убедить чиновников в том, что деньги нужны именно им и именно сейчас.

Фонд национального благосостояния был сформирован 1 февраля 2008 года в результате разделения Стабилизационного фонда на две части: помимо собственно ФНБ, был создан Резервный фонд. Идея создания двух суверенных фондов достаточно проста, она применяется и в других странах, которые за счет экспорта природных ресурсов во время благоприятной конъюнктуры получают сверхдоходы.

В данный момент в двух суверенных фондах находятся значительные средства — на 1 декабря 2014 года в ФНБ было 80 млрд долларов, а в Резервном фонде — 88,9 млрд долларов, это примерно 12,5% ВВП.

Резервный фонд, по идее, должен помочь правительству в трудную минуту сильного и краткосрочного падения цен на главные экспортные товары, в российском случае это, конечно, нефть. С небольшим падением цен на нефть правительство, в теории, должно справится самостоятельно, а при долгосрочным снижением цен на энергоносители никакие резервы не помогут — они в какой-то момент исчерпаются в любом случае. Исходя из этой логики, средства Резервного фонда должны быть вложены в максимально ликвидные активы, которые можно быстро обменять на деньги, например, в облигации американского правительства.

Суть Фонда национального благосостояния другая. «Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу», — говорится на сайте Министерства финансов. Предполагается, что накопленные в нем деньги должны пойти на выплату пенсий россиянам, когда дефицит Пенсионного фонда достигнет критических значений. Поэтому и требования к размещению средств иные: деньги должны быть вложены не обязательно в ликвидные активы, но, желательно, в такие, которые в будущем принесут максимальную прибыль.

Давно обсуждалась идея вложения средств Фонд национального благосостояния в так называемые инфраструктурные проекты — считается, что огромные и дорогие стройки, окупаются очень медленно, так что никто кроме государства в них вкладываться не может. Но конкретные решения по инвестициям не принимались достаточно долго.

Процесс ускорился после введения санкций странами Европы и Северной Америки, причем на вливания ФНБ стал претендовать куда более широкий спектр компаний. Ряд важный решений был принят в последние недели перед новым годом, некоторые ожидаются в первом квартале 2015 года.

Так, пресс-служба «Газпром-банка» сообщила, что «в рамках реализации дополнительных мер по поддержке финансовой системы России 30 декабря 2014 года Правительство РФ приобрело за счет средств Фонда национального благосостояния России привилегированные акции ГПБ на общую сумму 39,95 млрд рублей».

Стоит отметить, что привилегированные акции не являются голосующими и никак не влияют на структуру управления банком и распределение голосов по обыкновенным акциям.

Ранее Газпромбанк просил правительство выделить ему 70 млрд рублей из-за того, что банк попал под западные санкции, но в начале декабря Дмитрий Медведев согласился дать только 40 млрд.

Выделенная сумма — примерно сотая часть ФНБ, не такие большие деньги, но сам факт их вложения в уставной капитал банка, который контролируется во многом государством, говорит о лоббистских возможностях этой структуры.

Российский фонд прямых инвестиций получил из ФНБ 4,05 млрд рублей на финансирование проекта «Ростелекома» по устранению «цифрового неравенства» российских регионов. Ожидается, что 4 млрд — это только первый транш. Когда и в каком объеме будет сделан второй транш, пока неизвестно.

РФПИ также получит от ФНБ 1 млрд рублей на проект "Россетей", который должен позволить экономить до 15% электроэнергии в масштабах всей страны.

Также незадолго до нового года, 27 декабря, Дмитрий Медведев распорядился выделить из ФНБ 150 млрд рублей на покупку облигаций компании «Ямал СПГ». Деньги пойдут на строительство завода по сжижению газа на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на полуострове Ямал. Запуск первой очереди запланирован на 2017 год. Его общая стоимость оценивается почти в 27 миллиардов долларов. Всего стоимость строительства пока оценивается в 1,27 триллиона рублей, примерно треть дадут акционеры, более половины средств будет привлечено за счет банковских займов, и около 12% даст ФНБ.

31 декабря на сайте правительства было опубликовано решение о выпуске и, соответственно, выкупе государством акций РЖД на сумму 50 млрд рублей. Деньги пойдут на обеспечение программы развития БАМ и Транссиба.

Пока еще не все средства ФНБ вложены в различные инфраструктурные проекты, правительство решило размещать деньги на депозитах в крупнейших банках — ВТБ, второй по размеру банк в стране, получил 30 декабря на депозит из ФНБ 100 млрд рублей

Также правительство получило санкцию от парламента на покупку на средства ФНБ облигаций крупных российских банков — по предварительным данным, инициатива может коснуться следующих банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, ВТБ24, Банк Москвы, ЮниКредит банк и ФК «Открытие».

Еще одним направлением инвестиций ФНБ может стать «Роснефть». Она в 2014 году обратилась в правительство с просьбой выделить ей до 2,4 трлн рублей из Фонда национального благосостояния — это более половины всех накопленных там средств. После доработки и конкретизации заявки ожидается, что решение о выделении «Роснефти» средств из Фонда национального благосостояния может быть принято в 1-м квартале 2015 года. Предполагается, что деньги нужны «Роснефти» на строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке и освоение труднодоступных запасов газа в Восточной Сибири.

Остается, впрочем, вопрос, на какое время хватит средств Фонда и как долго крупные российские компании будут отрезаны от зарубежных инвестиций.