Адрес: https://polit.ru/article/2015/01/09/ps_prof/


09 января 2015, 17:21

Абитуриенты будущего: на кого пойдут учиться ваши внуки

Прогнозами на профессии, которые будут в тренде в ближайшие несколько лет никого не удивить – всем и так очевидно, что будет пользоваться популярностью, а что уже сейчас негласно считается рудиментом старой системы.

Томас Фрей (Thomas Frey), исполнительный директор и ведущий футуролог Института Леонардо да Винчи считает, что более шестидесяти процентов самых востребованных профессий ближайшего десятилетия еще даже не изобретены. Но даже если не описывать такие фантастические профессии, как штатный мастер по клонам и специалист по изменению ДНК, пофантазировать все равно можно.

То, чем в будущем с большой вероятностью будут заниматься ваши дети и внуки можно поделить на несколько категорий, потому что изменения постигнут все сферы знаний и профессий.

И, несомненно, самой востребованной будет сфера высоких технологий, она своих позиций не сдает и не сдаст никогда. Сейчас принято говорить, что программистов слишком много и скоро будет наводнение на рынке IT-услуг, но практика показывает, что хорошие специалисты всегда будут в цене – в прямом смысле этого слова. Это языки программирования будут меняться, а специалисты по-прежнему будут востребованы.

Инженеры тоже отыграются за кризис девяностых, когда эта категория профессионалов была не в почете. Однако список инженерных специализаций сильно изменится. Наверняка в перечне профессий довольно скоро появится так называемый дронный инженер. Дронов все активнее начинают вовлекать и в сельское хозяйство, и в работу гражданских служб – а значит, им обязательно понадобятся операторы, диспетчеры и ремонтники. Так что вполне может быть, что комбайнеры неотдаленного будущего будут по совместительству еще и очень продвинутыми инженерами. А сориентировать дрона в городе, соотнести его с дорожным движением и полетами малой авиации будет еще сложнее. На ум сразу же приходит персонаж Тома Круза из фильма «Обливион», но, хочется надеяться на то, что операторам грядущего двадцатилетия все же придется попроще.

И, кстати, сюда стоит отнести не только дронов, но и роботов, которые будут помогать в домашнем хозяйстве и которые уже работают на предприятиях. Им тоже непременно потребуется служба технической поддержки.

Специалисты по дополненной реальности, совмещающие реальное и виртуальное в текущем времени, и в формате 3D, тоже не останутся без работы.

В отдельную отрасль перерастет управление самой 3D-печатью. Здесь понадобится и служба ремонта 3D-принтера, и группа инженеров-«печатников» и настройщиков, и мобильная группа наладчиков, которые будут выезжать на дом к заказчикам и печатать что-либо для их дома и бизнеса. Считается, что скоро даже будет введено новое понятие «3D-хендмейд».

Автономно будет стоять на рынке профессий и 3D-печать для медицинской отрасли. Воспроизведение и копирование разнообразных человеческих тканей, производство деталей для протезов и экзоскелетов, и многое, многое другое. Любая профессия, находящаяся на стыке инженерии и медицины или биотехнологий – будет на вес золота. В скором будущем врачи будут работать только в паре с инженером, который будет заниматься практической стороной дела, контролируя все вопросы – от формы и установки зубного протеза, до более сложных и трудоемких вещей. То есть, доктор, сочетающий в себе способности и навыки специалиста-лечебника и it-работника, станет универсальным солдатом, который вряд ли попадет под сокращение, если только сокращения как метод регулирования экономики предприятия в будущем все еще будет иметь силу.

Будущее и научный прогресс коснется даже такой консервативной области знаний как лингвистика. Нейролингвисты – преподаватели-нейропсихологи, которые будут пользоваться в обучении средствами и приемами, почерпнутыми у психологов, психотерапевтов, НЛП-тренеров и врачей-неврологов – переведут образование и гуманитарную область знаний на новую веху.

Мичио Каку в своей книге «Физика будущего» тоже предсказывал, что образование будет зиждиться на интернет-технологиях и Google Glasses. Но самое главное – учеба уже не будет базироваться на зазубривании. Значит, учителя тоже потребуют существенной переквалификации, появится нужда в воспитателях-коучах, преподавателях, которые могут настроить и перепрошить учебные гаджеты своих студентов.

Американский психолог Фредерик Ларсон советует объективно оценивать, какие реалии могут ожидать вас и ваших детей, и подстраивать их воспитание под современность, даже если некоторые вещи будут казаться дикостью.

Кстати, насчет дикости. Необычная область профессий, на стыке технологий и сферы добрых услуг пополнится целым перечнем специальностей, которые сейчас звучат довольно забавно.

Например, согласно данным исследовательского агентства Sparks&Honey, абитуриенты будущего будут поступать на направления, связанные с цифровым постмортальным управлением. Звучит жутковато, но под этой фразой скрывается специалист, который занимается менеджментом страницы в соцсетях какого-нибудь умершего селебрити или политического деятеля. Либо же от «замораживает» любимый блог покойного и пишет некролог в стиле «Это была последняя запись на blogspot доброго отца, нежного мужа и прекрасного сотрудника…» Кому-то это вполне может показаться странным, однако обыкновенные, не цифровые сотрудники ритуальных услуг, в общем-то, работают по той же схеме.

Сюда же относится и профессия, которая в перечне Sparks&Honey звучит как Personal life log archivist. Это эксперт, который разбирается и упорядочивает все социальные сети, банковские и прочие аккаунты слишком занятого интернет-юзера.

Особенно уместно после всех этих Interned-addicted-специальностей выглядит специалист по избавлению от цифровой зависимости – Digital detox therapist, и консультант по приватности и безопасности в сети.

Так же обязательно появятся специалисты по краудфандингу, так как практически все стартапы и современные проекты теперь начинаются именно с этих сетевых ресурсов. Мастер по сбору средств на сайтах вроде Kickstarter и Indigogo будет консультировать вас и сможет выгодно подать общественности любой ваш проект.

Очень ответственной и востребованной отраслью станет тренинг, коучинг и все к нему примыкающие сферы – мастер лайфхакинга, специалист по диете, повседневной активности, жизни, целям, мотивации и даже консультант по оптимальному выбору в личной жизни. Персональный «выбиратель» – для тех, кому любой сознательный выбор кажется буридановой проблемой, – будет вести человека как семейный доктор, из поколения в поколение.

Экономика в симбиозе с информационными технологиями породит профессию под названием трейдер альтернативных валют. С появлением биткойна – одноранговой системы электронной наличности, использующей одноименную криптовалюту, и ему подобных, появятся новые отрасли финансового менеджмента и инвестиций.

Единственной отраслью, в которую вряд ли придут изменения, будет профессия поэта, писателя и драматурга. Даже визажисты обязаны будут осваивать современные технологии, потому что макияж прекрасных дев будущего, скорее всего, тоже будет цифровым!

Экология тоже, скорее всего, будет в приоритете человечества. Уже существующий сейчас экологический мониторинг будет еще серьезнее и дотошнее работы аудиторов и налоговой службы.

По мере того, как последствия изменения климата будут проявляться все более остро, возникнет необходимость в инженерах-экологах, которые будут заниматься ослаблением этих негативных эффектов.

А как же космос, спросите вы. Ведь будущее и освоение космоса для нас всегда были неразрывно связаны. Когда-то все мечтали стать космонавтами. Сейчас тоже многие мечтают. И правильно делают. Virgin Atlantic Airways Ltd. уже давно обещают развивать космотуризм, поэтому в недалекой перспективе могут понадобиться космические гиды, равно как и архитекторы, которые будут проектировать инфраструктуру для пребывания в космосе. Среди основных проектов Международного центра по космической архитектуре Сасакава (SICSA) Хьюстонского университета – теплица на Марсе, лунные аванпосты и космические разведывательные аппараты.

Ну, и напоследок все-таки про геном человека и биоинженеров.

С появлением точных инструментов, позволяющих корректировать геном, быстрый рост потребности в этой области обеспечен. Разработка или корректировка генома с появлением специализированных IDE будет не сложнее сегодняшнего Java-программирования. Биоинформатики с качественным знанием биологии – это действительно профессия будущего. Потому что сейчас просто невероятными темпами идет секвенирование (определение аминокислотной или нуклеотидной последовательности) геномов, но правильно определить значимость изменений могут лишь биологи, в то время как биоинформатики умеют читать геном. Тот, кто сможет и читать, и собирать геном, а так же грамотно его анализировать, тот вряд ли останется на обочине жизни.

В общем, стоит хорошенько подумать, куда же записывать своих будущих внуков – на курсы биоинформатики или на программирование для детей. Пока еще точно есть место. И много времени для раздумий.